В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом городского округа Саранск, заслушав отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2019 год, Совет депутатов городского округа Саранск решил:
1. Утвердить прилагаемый отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2019 год.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Совета депутатов городского округа Саранск |
Н.Ф. Бурнайкин |
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2019 год
(утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 22 июля 2020 г. N 294)
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2019 год подготовлен в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 14 июня 2012 года N 97 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск".
Основные результаты деятельности
Контрольно-счетная палата городского округа Саранск образована решением Совета депутатов городского округа Саранск от 14 июня 2012 года N 97, является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля городского округа Саранск, обладает статусом юридического лица.
Контрольно-счетная палата городского округа Саранск является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (дата вступления 02.04.2013 г., свидетельство N 423).
Деятельность Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск (далее - Контрольно-счетная палата) в 2019 году осуществлялась в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 14 июня 2012 года N 97.
В отчетном году деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты на 2019 год, который был сформирован с учетом предложений Главы городского округа Саранск и Председателя Совета депутатов городского округа Саранск. В течение 2019 года план изменялся и дополнялся на основании обращений граждан. План работы Контрольно-счетной палаты на 2019 год выполнен в полном объеме и в установленные сроки.
Всего за 2019 год Контрольно-счетной палатой проведено 190 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 11 контрольных мероприятий, 179 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе подготовлено 34 заключения на проекты изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления, подготовлено 145 заключений на проекты изменений в муниципальные программы.
Объем проверенных средств составил 10 610 058,1 тыс. рублей, в том числе объем проверенных бюджетных средств - 9 659 344,7 тыс. рублей. В отчетном периоде выявлены нарушения и недостатки в денежном эквиваленте на сумму 188 929,5 тыс. рублей, что составляет 1,8% от общего объема проверенных средств.
Основная масса нарушений не являются финансовыми нарушениями, это в основном технические ошибки, которых можно было бы избежать, по ним явно отсутствует злой умысел, и проблемой в основном является уровень квалификации специалистов, недостаточная оценка возможных последствий нарушений.
Следует отметить и дальнейшее сокращение числа и объема нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий. По итогам 2017 года объем нарушений сократился в 4,7 раза по сравнению с предыдущим годом, в 2018 году объем нарушений сократился на 33,5% по сравнению с 2017 годом, в 2019 году объем нарушений сократился на 12,5% по сравнению с 2018 годом. Во многом этого удалось достичь благодаря активному взаимодействию с органами местного самоуправления, т.к. одним из приоритетов своей деятельности Контрольно-счетная палата видит не только выявление нарушений в ходе контрольных мероприятий, но повышение эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов, выявление и предотвращение причин нарушений.
В отчетном периоде, для оценки нарушений, Контрольно-счетная палата городского округа Саранск руководствовалась Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренным Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 18 декабря 2014 года (с изменениями от 22.12.2015 года) и рекомендован к применению Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счетной палаты приведены в таблице.
N п/п |
Показатель |
Ед. измерения |
2018 год |
2019 год |
1 |
Количество проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
ед. |
169 |
196 |
2 |
Количество объектов проверки |
ед. |
28 |
20 |
3 |
Объем проверенных средств, в том числе |
тыс. рублей |
9 369 766,1 |
10 610 058,1 |
3.1. |
бюджетных средств |
тыс. рублей |
8 897 022,1 |
9 659 344,7 |
4 |
Выявлено нарушений и недостатков |
тыс. рублей |
215 965,8 |
188 929,5 |
Контрольная деятельность | ||||
5 |
Количество проведенных контрольных мероприятий |
ед. |
10 |
11 |
6 |
Выявлено нарушений и недостатков, в том числе |
тыс. рублей |
215 965,8 |
188 929,5 |
6.1. |
нецелевое использование бюджетных средств |
тыс. рублей |
- |
|
6.2. |
неэффективное использование бюджетных средств |
тыс. рублей |
708,9 |
1468,5 |
6.3. |
нарушения при формировании и исполнении бюджетов |
тыс. рублей |
183 772,4 |
57 686,3 |
6.4. |
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
тыс. рублей |
7 832,0 |
16 514,3 |
6.5. |
нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом |
тыс. рублей |
2 481,3 |
56 482,5 |
6.6. |
нарушения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд |
тыс. рублей |
3 908,6 |
32 185,3 |
6.7. |
иные нарушений |
тыс. рублей |
17 262,5 |
24 592,6 |
Экспертно-аналитическая деятельность | ||||
7 |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий, в том числе |
ед. |
159 |
179 |
8 |
Подготовлено заключений по проектам нормативных правовых актов |
ед. |
150 |
169 |
Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий | ||||
9 |
Направлено представлений |
ед. |
11 |
13 |
10 |
Устранено нарушений, в том числе |
тыс. рублей |
|
|
10.1 |
возмещено в бюджет |
тыс. рублей |
330,7 |
1309,7 |
10.2 |
возмещено средств предприятий (учреждений) |
тыс. рублей |
125,2 |
4733,2 |
10.3 |
выполнено работ (оказано услуг) |
тыс. рублей |
4451,0 |
63734,1 |
11 |
Привлечено к дисциплинарной ответственности |
должностных лиц (сотрудников) |
6 |
23 |
12 |
Количество материалов, переданных в прокуратуру |
ед. |
1 |
1 |
В 2019 году отмечается увеличение объема выявленных нарушений по отдельным группам нарушений по сравнению с показателями предыдущего отчетного периода, что обусловлено в основном направлениями контроля в отчетном периоде, а также масштабом деятельности объекта проверки.
Контрольная деятельность
В 2019 году Контрольно-счетной палатой проведено 11 контрольных мероприятий. По сравнению с предыдущим отчетным периодом количество проведенных контрольных мероприятий увеличилось на одно мероприятие.
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты контрольными мероприятиями были охвачены 3 муниципальных учреждения, 3 муниципальных предприятия, 7 главных распорядителей бюджетных средств при проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2018 год, а также одно казенное учреждение и структурные подразделения Администрации городского округа Саранск.
В отчетном периоде контрольные мероприятия проведены в отношении следующих объектов:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 90";
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 98";
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 25" (переименована в МОУ "Лицей N 25 имени Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова");
Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство";
Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Пролетарское жилищное ремонтно-строительное управление";
Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Горэлектротранс";
Казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", а также Жилищное Управление Департамента строительства Администрации городского округа Саранск, Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск, Департамент по социальной политике Администрации городского округа Саранск, Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, Администрации районов городского округа Саранск.
По результатам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в отчетном году, выявлены нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере в денежном эквиваленте на сумму 188 929,5 тыс. рублей, в том числе по группам нарушений:
- нарушения при формировании и исполнении бюджета - 59 154,8 тыс. рублей;
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 16 514,3 тыс. рублей;
- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 32 185,3 тыс. рублей;
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 56 482,5 тыс. рублей;
- иные нарушения - 24 592,6 тыс. рублей.
Проведенными контрольными мероприятиями фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
В общем объеме выявленных нарушений доля неэффективного использования бюджетных средств составила 0,7% или 1468,5 тыс. рублей. Одна из причин неэффективного использования бюджетных средств - недостаточный уровень финансирования, что повлекло нарушение установленных сроков оплаты по заключенным контрактам (договорам), а также несвоевременную уплату налогов и сборов, что привело к дополнительным расходам в виде оплаты судебных издержек, пеней и штрафов.
Структура выявленных в 2019 году Контрольно-счетной палатой нарушений приведена в диаграмме.
В общей сумме выявленных нарушений наибольший удельный вес, как и в 2018 году, составляют нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 31,3% в общем объеме выявленных нарушений (59 154,8 тыс. рублей), в том числе:
- более 94% от общей суммы нарушений при формировании и исполнении бюджетов (55 851,4 тыс. рублей) приходится на нарушение требований установленных ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (расхождение объемов финансирования предусмотренном паспортом муниципальной программы с объемом финансирования предусмотренном в бюджете городского округа). Вместе с тем, следует отметить, что по сравнению с 2018 годом сумма нарушений снизилась почти в 2,4 раза (в 2018 году выявлены нарушения ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации на сумму 133 126,8 тыс. рублей), что говорит о повышении уровня организации работы и повышении контроля со стороны ответственных исполнителей;
- почти 3,5% от общей суммы нарушений при формировании и исполнении бюджетов (2002,9 тыс. рублей) связаны с принятием бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов. Данный факт обусловлен уменьшением бюджетных ассигнований после заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг;
- 2,5% от общей суммы нарушений при формировании и исполнении бюджетов (1509,5 тыс. рублей) составили нарушения связанные с нарушением Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, в части неверного отражения кода бюджетной классификации; а также неэффективные расходы, выразившиеся в оплате неустойки за нарушение установленных сроков оплаты выполненных работ (оказанных услуг).
Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности выявлены на сумму 16 514,3 тыс. рублей или 8,7% в общем объеме выявленных нарушений.
Нарушения по указанной группе в основном связаны с нарушениями, требований к организации и ведению бухгалтерского учета, выразившиеся в выдаче денежных средств подотчет без надлежащего оформления документов - 6,8% от общего объема выявленных нарушений по данной группе (1115,9 тыс. рублей), нарушения положений об оплате труда - 44,9% от общего объема выявленных нарушений по данной группе (7412,6 тыс. рублей), нарушения в части учета и списания материальных запасов, превышение установленных лимитов взаиморасчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами - 4,2% от общего объема выявленных нарушений по данной группе (700,0 тыс. рублей); нарушение требований по оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами, нарушение установленного законодательством порядка инвентаризации имущества и отражения в учете ее результатов (7285,8 тыс. рублей или 44,1% от общего объема нарушений по данной группе).
Нарушения при осуществлении муниципальных закупок, в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью хоть и имеют оценку в денежном выражении, но носят технический характер и связаны с нарушением установленных сроков представления и размещения документов.
Нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью составили 56 482,5 тыс. рублей или 29,9% от общего объема выявленных нарушений, в том числе:
- несоблюдение правообладателем порядка предоставления сведений для внесения в реестр муниципального имущества 46 854,3 тыс. рублей 83% от общего объема выявленных нарушений по данной группе;
- несоблюдение требований по обязательной регистрации прав на объекты недвижимости и земельные участки 5470,7 тыс. рублей или 9,7% от общего объема выявленных нарушений по данной группе;
- неперечисление муниципальными предприятиями в бюджет установленной части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - 3716,5 тыс. рублей или 6,5% от общего объема выявленных нарушений по данной группе.
Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц составили 32 185,3 тыс. рублей или 17,0% от общего объема выявленных нарушении.
При осуществлении закупок допущены нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и локальных нормативных актов, связанные с нарушениями порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе, с несвоевременным размещением информации в единой информационной системе закупок, включая информацию об исполнении контрактов.
Муниципальными предприятиями допускаются нарушения положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в части осуществления крупной сделки, направленной на закупку товаров, работ, услуг без предварительного согласия с собственником имущества предприятия. Объем таких нарушений составил 30 833,3 тыс. рублей или 95,8% от общей суммы выявленных нарушений по данной группе.
Группа "иные нарушения" составила 24 592,6 тыс. рублей или 13,0% общего объема выявленных нарушений и включает нарушения, не вошедшие в вышеназванные разделы в соответствии с Классификатором нарушений.
Более половины в общей сумме нарушений по данной категории (13 934,5 тыс. рублей или 56,6%) составляют нарушения, связанные с нарушениями условий реализации контрактов (договоров).
Кроме этого в указанную группу отнесены неэффективное расходование средств учреждениями и предприятиями - 5 388,5 тыс. рублей или 21,9% от общей суммы выявленных нарушений по данной группе, выразившееся уплате налоговых платежей по подлежащим списанию, в связи с неисправностью, транспортным средства (447,3 тыс. рублей); уплата неустойки в связи с нарушением сроков оплаты выполненных работ (оказанных услуг) и иные штрафы (1130,0 тыс. рублей); увеличения размера затрат вследствие неверного применения нормативов (2557,6 тыс. рублей); затратах на закупку оборудования и основных средств, которые в дальнейшем не используются;
излишне начисленная и выплаченная заработная плата (309,0 тыс. рублей);
нарушения муниципальными бюджетными и автономными учреждениями условий предоставления субсидий, выразившиеся в несвоевременном внесении изменений в соглашение о предоставлении субсидии (4960,6 тыс. рублей).
В 2019 году Контрольно-счетной палатой в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе Саранск (утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 10.09.2008 г. N 138) была проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского округа Саранск за 2018 год (далее - внешняя проверка). По результатам внешней проверки фактов неполноты и недостоверности годового отчета не установлено. В рамках внешней проверки была проверена годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств, по результатам которой были установлены отдельные нарушения и недостатки, которые в целом не повлияли на достоверность отчетности, в частности: несоответствие бюджетной отчетности, установленным требованиям по составу и содержанию (не полностью раскрыта информация в пояснительной записке; отсутствуют формы, не имеющие числовых значений и не включены некоторыми главными распорядителями в состав пояснительной записки).
В отчетном году в соответствии с рекомендациями Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов (Протокол N 6 (63) от 30.11.2018 г.) Контрольно-счетная палата городского округа Саранск приняла участие в проведении единого общероссийского контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование программ поддержки обеспечения жильем отдельных категорий граждан и жилищное строительство в 2018 - 2019 годах".
В рамках указанного мероприятия была проведена проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование муниципальных программ "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городском округе Саранск". По результатам проведенного контрольного мероприятия нарушений финансового характера при использовании бюджетных средств не установлено.
В отчетном году по результатам контрольных мероприятий, в целях устранения выявленных нарушений и недостатков и привлечения к ответственности виновных лиц, Контрольно-счетной палатой в адрес руководителей проверяемых объектов направлено 13 представлений.
По результатам рассмотрения представлений Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск 23 человека привлечено к дисциплинарной ответственности.
По представленной информации всего устранено нарушений и недостатков на сумму 69 777,0 тыс. рублей, в том числе возмещено средств в бюджет сумме 1309,7 тыс. руб., возмещено средств учреждениям (предприятия) на сумму 4733,2 тыс. рублей, выполнено работ на сумму 63734,1 тыс. рублей.
Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск проведено 190 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе подготовлено 24 экспертных заключения на проекты изменений в нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, включая изменения в решение о бюджете городского округа, подготовлено 10 заключений в рамках осуществления полномочий по контролю за исполнением местного бюджета, подготовлено 145 заключений на проекты изменений в муниципальные программы.
В рамках текущего контроля Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск осуществлялся ежеквартальный мониторинг исполнения бюджета городского округа Саранск, анализ динамики и факторов, оказавших влияние на формирование основных показателей исполнения бюджета городского округа, подготовка экспертных заключений на отчеты об исполнении бюджета.
По результатам проведения вышеуказанных экспертно-аналитических мероприятий были внесены рекомендации разработчикам по совершенствованию нормативных правовых актов. Выявленные замечания, по возможности, были устранены.
Организационно-методическая работа
В отчетном году Контрольно-счетной палата продолжила работу по освещению своей деятельности и ее результатов. Вся информация о работе Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск, включая информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях и выявленных нарушениях размещается на странице Контрольно-счетной палаты сайта Администрации городского округа Саранск. Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях направлялась Главе городского округа Саранск, Председателю Совета депутатов городского округа Саранск.
В минувшем году соответствии с Планом противодействия коррупции в Контрольно-счетной палате городского округа Саранск осуществлялось размещение на странице Контрольно-счетной палаты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск, а также о доходах, расходах их супругов и несовершеннолетних детей.
В 2019 году продолжалась работа по повышению квалификации сотрудников Контрольно-счетной палаты: сотрудники Контрольно-счетной палаты приняли участие в 5 семинарах, проводимых в Счетной палатой Российской Федерации в режиме видеоконференции; 1 сотрудник прошел обучение по программе повышения квалификации по курсу "Управление государственными и муниципальными закупками".
Деятельность Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск регламентирована Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск, Регламентом Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск и Стандартами внешнего муниципального финансового контроля.
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством в минувшем году были внесены изменения в стандарт внешнего финансового контроля "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск"; в стандарт организации деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск "Порядок планирования работы Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск".
В отчет году, с учетом рекомендаций Счетной палаты Республики Мордовия, были разработаны и утверждены методические рекомендации по осуществлению мер противодействия коррупции в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск.
Таким образом, в своей работе Контрольно-счетная палата руководствуется 9 стандартами внешнего муниципального финансового контроля, 2 стандартами организации деятельности и 3 методическими пособиями по проведению отдельных видов проверок.
План работы на 2020 год сформирован с учетом всех поступивших предложений, при этом состав контрольных мероприятий организован таким образом, чтобы получить наиболее актуальную и полную информацию по всем направлениям деятельности муниципалитета.
В соответствии с рекомендациями Союз муниципальных контрольно-счетных органов (Протокол N 6 (69) заседания Президиума Союза МКСО от 06.12.2019 в г. Москва) Контрольно-счетной палатой планируется участие в 2020 году в проведении единого общероссийского мероприятия "Анализ участия муниципального образования в реализации национального проекта "Демография" в части создания дополнительных мест в системе дошкольного образования".
Одним их приоритетных направлений деятельности Контрольно-счетной палаты на 2020 год будет мониторинг хода реализации национальных проектов в городском округе Саранск, направленных на обеспечение достижения целей обозначенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
На текущий 2020 год Контрольно-счетная палата городского округа Саранск, как и в предыдущие годы, основной целью своей работы ставит не только выявление нарушений и недостатков при использовании бюджетных средств и муниципального имущества, но и установление причин их возникновения, а также выработка рекомендаций и предложений, направленных на профилактику и недопущение нарушений в дальнейшем.
Председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск |
Т.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 22 июля 2020 г. N 294 "Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2019 год"
Вступает в силу с 24 июля 2020 г.
Текст решения опубликован в газете "Саранский вестник" от 24 июля 2020 г. N 23