Во исполнение требований пункта 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 2.4 целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р, и в соответствии с пунктом 1 раздела I заседания рабочей группы от 05.07.2018 N 84-СШ по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области по итогам 1 полугодия 2020 года согласно приложению к настоящему приказу.
2. Организационному управлению Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главное управление) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Главного управления в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность", в подразделе "Программа профилактики" в пятидневный срок со дня его подписания.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления государственного строительного надзора Московской области Набикова В.М.
Начальник Главного управления |
А.П. Гарибян |
Обобщение
результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области по итогам 1 полугодия 2020 года
Обобщение правоприменительной практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства многоквартирных домов (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости подготовлено в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 270/9 (далее - Главное управление) является уполномоченным органом исполнительной власти на территории Московской области, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области государственный контроль (надзор) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
I. Общие положения
Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главного управления путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным управлением при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
5) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
II. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области
При реализации функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства Главное управление руководствуется в своей деятельности:
1) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
2) Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
3) Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ);
4) Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан" (далее - Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ);
5) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ);
6) постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2018 N 673 "Об утверждении Правил расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" (далее - постановление Правительства РФ от 11.06.2018 N 673);
7) постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1683 "О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика" (далее - постановление Правительства РФ от 26.12.2018 N 1683);
8) постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства" (далее - постановление Правительства РФ от 26.03.2019 N 319);
9) постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438);
10) приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации";
11) приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.07.2017 N 955/пр "Об утверждении формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" (далее - приказ Минстроя России от 03.07.2017 N 955/пр);
12) приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 N 656/пр "Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства" (далее - приказ Минстроя России от 12.10.2018 N 656/пр);
13) приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н);
14) приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.10.2018 N 653/пр "Об утверждении формы заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ";
15) постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 270/9 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области";
16) постановлением Правительства Московской области от 20.09.2010 N 794/43 "Об утверждении Перечня документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства, в уполномоченный орган исполнительной власти Московской области, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" (далее - постановление Правительства Московской области от 20.09.2010 N 794/43);
17) постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 N 757/37 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области";
18) распоряжением Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 05.09.2018 N 56 "Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях";
19) распоряжением Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 26.12.2019 N 53 "Об утверждении Административного регламента Главного управления государственного строительного надзора Московской области по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области".
III. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области
Глава 1. Осуществление государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области
Государственный контроль (надзор) в сфере долевого строительства осуществлялся посредством организации и проведения внеплановых проверок застройщиков.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства, применялись положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В соответствии с ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не проводятся.
Глава 2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок
Основаниями для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ являются:
1) истечение срока исполнения лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выданного Главным управлением предписания об устранении нарушения требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не были устранены указанные в предписании нарушения;
2) выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) поступление в Главное управление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанной в части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ некоммерческой организации, из средств массовой информации, сети Интернет о фактах нарушений требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления;
4) отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на 6 (шесть) и более месяцев;
5) распоряжение начальника (либо его первого заместителя, заместителя) Главного управления Московской области о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо Правительства Московской области в случае выявления нарушений обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
6) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
7) поступление в Главное управление уведомления уполномоченного банка, предусмотренного частью 4 статьи 18.2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Глава 3. Организация и сроки проведения проверок
Главным управлением проводились проверки на основании распоряжений начальника Главного управления (первого заместителя начальника Главного управления) по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проверки проведены в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 в 2020 году, при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 постановления, проводятся только внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду "проверки, указанные в Главе 1 раздела III"
Глава 4. Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам
По результатам проверок должностными лицами Главного управления, проводившими проверки, составлялся акт поверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лица, в отношении которого осуществляется государственный контроль (надзор), а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле, а также в ЕГИС ОКНД.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами Главного управления в случае выявления нарушений выдавались предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
При осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства в 1 полугодии 2020 года Главным управлением выписано 219 предписаний об устранении выявленных нарушений и 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в аналогичном периоде прошлого года выписано 232 предписания, предостережения не выдавались.
Должностные лица Главного управления осуществляли своевременный контроль за выполнением выданных предписаний, а также своевременной подготовкой и передачей материалов должностным лицам Главного управления, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, и в суды.
Информация о результатах контрольно-надзорной деятельности Главного управления в сфере долевого строительства размещалась на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Глава 5. Привлечение к административной ответственности лиц за административные правонарушения, выявленные по результатам проверок
В 1 полугодии 2020 года по результатам проведения 199 контрольно-надзорных мероприятий выявлено 204 нарушения обязательных требований в сфере долевого строительства. Доля нарушений на одну проверку составила 1,03%.
Должностными лицами Главного управления вынесено 509 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности. По результатам рассмотренных дел в сфере долевого строительства были назначено 432 административных наказания в виде административного штрафа, 53 административных наказания в виде административного штрафа в соответствии с частями 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ заменены на предупреждение, 24 дела прекращены в связи с истечением срока привлечения к ответственности.
В 1 полугодии 2019 года по результатам проведения 313 контрольно-надзорных мероприятий выявлено 298 нарушений обязательных требований в сфере долевого строительства. Доля нарушений на одну проверку составила 0,95%.
Должностными лицами Главного управления вынесено 389 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности. По результатам рассмотренных дел в сфере долевого строительства были назначено 334 административных наказания в виде административного штрафа, 31 административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частями 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ заменены на предупреждение, 24 дела прекращены в связи с истечением срока привлечения к ответственности.
Глава 6. Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо
При выборе вида наказания и меры ответственности за совершение административного правонарушения должностные лица Главного управления руководствовались положениями КоАП РФ: учитывались смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением.
IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области
Типичные нарушения, выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 1 полугодии 2020 года.
Типичными нарушениями, выявленными по результатам проведения внеплановых проверок, явились следующие нарушения:
1. Неисполнение законного предписания об устранении выявленного нарушения - 178 нарушений.
2. Нарушения в части информационной открытости по раскрытию застройщиком информации - 7 нарушений:
- размещение застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) проектной деклараций, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию;
- нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
3. Нарушения порядка размещения информации в ЕИСЖС - 5 нарушений:
- неразмещение застройщиком информации в ЕИСЖС;
- нарушение порядка, сроков и (или) периодичности размещения информации;
- размещение информации не в полном объеме.
4. Нарушения требований в части целевого использования денежных средств участников долевого строительства - 2 нарушения.
5. Нарушения в части привлечения денежных средств участников долевого строительства, связанного с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию, лицом, не имеющим права и (или) привлекающим денежные средства в нарушение требований законодательства в сфере долевого строительства - 1 нарушение.
Типичные нарушения, выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 1 полугодии 2019 года.
Типичными нарушениями, выявленными по результатам проведения внеплановых проверок, явились следующие нарушения:
1. Неисполнение законного предписания об устранении выявленного нарушения - 127 нарушений.
2. Нарушения порядка размещения информации в ЕИСЖС - 26 нарушений:
- неразмещение застройщиком информации в ЕИСЖС;
- нарушение порядка, сроков и (или) периодичности размещения информации;
- размещение информации не в полном объеме.
3. Нарушения в части информационной открытости по раскрытию застройщиком информации - 20 нарушений:
- размещение застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) проектной декларации, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию;
- нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
4. Нарушения требований в части целевого использования денежных средств участников долевого строительства - 15 нарушений.
5. Нарушения в части привлечения денежных средств участников долевого строительства, связанного с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию, лицом, не имеющим права и (или) привлекающим денежные средства в нарушение требований законодательства в сфере долевого строительства, - 6 нарушений.
Основными причинами нарушений обязательных требований являются:
1. Изменение законодательства в сфере долевого строительства.
2. Отсутствие информированности и заинтересованности застройщика исполнять вносимые в законодательство о долевом строительстве нормативные требования, а также отсутствие правовой грамотности лиц, участвующих в долевом строительстве.
3. Отсутствие денежных средств у застройщика (вывод средств, растрата, отсутствие продаж), сокрытие застройщиком информации о проекте.
4. Проблемы технического характера (в части размещения информации).
5. Окончание срока действия разрешительных документов, на основании которых осуществляется строительство, а равно отзыв документов.
Основные рекомендации подконтрольным субъектам (застройщикам) по проведению мероприятий, направленных на устранении причин совершения массовых нарушений обязательных требований:
1. Изучить требования основных нормативно-правовых актов в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
2. Принимать участие в еженедельных вебинарах по вопросам долевого строительства.
3. Ознакомление с результатами проведения проверок на сайте контролирующего органа.
4. Своевременное ознакомление с изменениями законодательства в сфере долевого строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 7 июля 2020 г. N 82 "Об утверждении результатов обобщения правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области по итогам 1 полугодия 2020 года"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области (http://gusn.mosreg.ru) 9 июля 2020 г.