Railway rolling stock. Test methods of coupling
МКС 45.060
Дата введения - 1 декабря 2020 г.
Взамен ГОСТ 32700-2014
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 февраля 2020 г. N 127-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2020 г. N 149-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32700-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2020 г.
5 Взамен ГОСТ 32700-2014
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы контроля железнодорожного подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на железнодорожных путях общего и необщего пользования колеи 1520 мм, при его сцеплении и прохождении кривых в сцепленном состоянии без самопроизвольного разъединения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 3475 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 21447 Контур зацепления автосцепки. Размеры
ГОСТ 32885-2014 Автосцепка модели СА-3. Конструкция и размеры
ГОСТ 33211-2014 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам
ГОСТ 33788-2016 Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 адаптер (переходное приспособление): Деталь или сборочная единица, обеспечивающая сцепление сцепок или автосцепок различных конструкций между собой.
3.2 сцепляемость: Возможность обеспечения механического соединения (сцепления) сцепных и (или) автосцепных устройств, установленных на единицах железнодорожного подвижного состава.
3.3 сцеп: Две или несколько единиц железнодорожного подвижного состава, сцепленных между собой.
3.4 прохождение сцепом кривых: Обеспечение перемещения сцепа по кривым участкам железнодорожного пути без расцепления (самопроизвольного разъединения), повреждения его деталей и сборочных единиц.
3.5 горизонтальные кривые: Криволинейные участки в плане пути.
3.6 вертикальные кривые: Криволинейные участки в продольном профиле пути.
3.7 путь надвига: Железнодорожный путь, по которому состав вагонов надвигается на горб сортировочной горки.
3.8 путь роспуска: Железнодорожный путь, по которому состав вагонов движется от горба сортировочной горки под действием силы тяжести.
3.9 кривая сопряжения: Участок железнодорожного пути между путем надвига и путем роспуска, сопрягающий их вертикальной кривой.
3.10
вагон сочлененного типа: Вагон, соседние секции которого опираются на одну общую тележку. [ГОСТ 33211-2014, пункт 3.16] |
3.11 длина консоли: Расстояние от оси ближнего пятника кузова до оси сцепления сцепки или автосцепки.
4 Общие положения
4.1 Оценку обеспечения сцепляемости железнодорожного подвижного состава и возможности прохождения (без самопроизвольного разъединения) в сцепе по криволинейным участкам проводят согласно требованиям настоящего стандарта.
4.2 Для четырехосных грузовых вагонов, имеющих длину по осям сцепления не более 24 м и длину консоли не более 3,25 м, а также для вагонов сочлененного типа с длиной крайней секции (расстоянием от центра шарнирного соединительного устройства до оси сцепления автосцепки) не более 24 м и длиной консоли не более 3,25 м, оборудованных автосцепным устройством с параметрами по ГОСТ 3475, влияющими на отклонение в горизонтальной плоскости, с автосцепкой, имеющей контур зацепления по ГОСТ 21447, контроль обеспечения сцепляемости и прохождения (без самопроизвольного разъединения) сцепом вагонов горизонтальных кривых выполняют расчетным методом в соответствии с разделом 8 ГОСТ 33211-2014.
4.3 Для локомотивов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, вагонов моторвагонного подвижного состава и специального железнодорожного подвижного состава контроль обеспечения сцепляемости и прохождения в сцепленном состоянии (без самопроизвольного разъединения) по горизонтальным кривым выполняют экспериментальным методом в соответствии с 6.1 и 6.2.
Для грузовых вагонов с параметрами, не удовлетворяющими условиям 4.2, контроль обеспечения сцепляемости и прохождения (без самопроизвольного разъединения) сцепом горизонтальных кривых выполняют расчетно-экспериментальным методом в соответствии с 6.2.9.
4.4 Проверку прохождения вертикальных кривых: сортировочных горок и аппарели парома для всех видов подвижного состава, кроме локомотивов и грузовых вагонов, выполняют расчетным методом в соответствии с приложениями А и Б. Для грузовых вагонов проверку проводят расчетным методом в соответствии с разделом 8 ГОСТ 33211-2014. Проверку проводят для сцепа из двух одинаковых по номинальным значениям линейных размеров (база, длина консоли) единиц железнодорожного подвижного состава.
4.5 Испытания на сцепляемость не проводят для промежуточных вагонов подвижного состава, предназначенного для эксплуатации в поездах постоянного формирования. Головные вагоны испытывают при сцеплении с локомотивом.
5 Условия проведения испытаний
5.1 Испытания проводят на открытом воздухе независимо от давления, температуры и влажности воздуха, наличия или отсутствия атмосферных осадков.
5.2 Испытания проводят на участках железнодорожного пути, радиус которых соответствует заданному в таблице 1 с отклонением не более минус 10 %. Длина участка кривой (от точки сопряжения) должна быть не менее длины испытуемой единицы подвижного состава (для круговой кривой - не менее двойной длины испытуемой единицы подвижного состава).
Состояние пути, на котором проводят испытания, должно соответствовать требованиям, установленным по нормативным документам * государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.
------------------------------
*В Российской Федерации применяют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, редакция от 1 сентября 2016 г. N 257.
------------------------------
Таблица 1 - Радиусы кривых для проведения испытаний
В метрах
Режим испытаний |
Участок железнодорожного пути |
Радиус кривой |
||
Грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав |
Пассажирский и моторвагонный железнодорожный подвижной состав, локомотивы |
|||
длиной по осям сцепления менее 21 м |
длиной по осям сцепления 21 м и более |
|||
Автоматическое сцепление |
Круговая кривая и участок сопряжения прямой с кривой без переходного радиуса |
135 |
250 |
250 |
Проход в сцепе |
Круговая кривая и участок сопряжения прямой с кривой без переходного радиуса |
80 |
110 |
120 |
S-образная кривая без прямой вставки |
120 |
160 |
170 |
5.3 Радиус кривой, на которой проводят испытания, определяют на основании натурных измерений и расчетов в соответствии с рисунком 1 и по формуле (1).
Рисунок 1 - Схема определения радиуса кривой
По хорде наружного рельса в кривой натягивают струну длиной 2а, равной 10 м, концы струны должны прилегать к внутренней грани головки рельса на 13 мм ниже уровня головки. На струне отмечают середину, относительно которой измеряют высоту сегмента h до внутренней грани головки рельса. Высоту сегмента измеряют на 13 мм ниже уровня головки.
Ширину колеи измеряют между боковыми гранями головок рельсов в точках, расположенных на 13 мм ниже уровня головки рельса.
Радиус кривой R, м, рассчитывают по формуле
,
(1)
где а - половина длины хорды, м;
h - высота сегмента, м;
s - ширина колеи, м.
Определение радиуса проводят трехкратно со смещением струны вдоль оси пути на расстояние (1,75 0,25) м. В качестве радиуса кривой R принимают среднее арифметическое из полученных результатов.
Условия испытаний удовлетворяют требуемым в случае соответствия радиусов значениям, установленным в 5.2.
5.4 Рекомендуемые средства измерений, применяемые при испытаниях на сцепляемость, а также прохождение (без самопроизвольного разъединения) железнодорожного подвижного состава по кривым в сцепленном состоянии приведены в приложении В. Средства измерений должны быть поверены в соответствии с национальным законодательством об обеспечении единства измерений * и обеспечивать точность при измерении:
------------------------------
*В Российской Федерации действует Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
------------------------------
- длины хорды - 10 мм;
- центра струны - 5 мм;
- высоты сегмента - 1 мм;
- ширины колеи - 1 мм.
6 Порядок проведения испытаний
6.1 Испытания на сцепляемость
6.1.1 Испытания проводят при сцеплении двух одинаковых по номинальным значениям линейных размеров (база, длина консоли) единиц железнодорожного подвижного состава между собой. Испытания локомотивов допускается проводить при сцеплении с четырехосным грузовым вагоном длиной по осям сцепления не менее 21 м или пассажирским вагоном длиной по осям сцепления не менее 25,5 м (в зависимости от рода службы локомотива), оборудованными автосцепным устройством в соответствии с ГОСТ 3475.
Допускается проводить испытания единичного опытного образца вагона или специального железнодорожного подвижного состава при сцеплении с локомотивом длиной по осям сцепления (17 1) м и базой (9 1) м.
Испытания на сцепление вагонов моторвагонного подвижного состава, а также специального железнодорожного подвижного состава, состоящего из вагонов, различных по конструкции и линейным размерам, проводят при их сцеплении между собой в соответствии со схемой формирования поезда. Если схема поезда может быть разной, то проверяют все варианты схем формирования.
6.1.2 Испытания проводят независимо от степени загрузки подвижного состава.
6.1.3 Испытания проводят при разности высот продольных осей автосцепок испытуемого железнодорожного подвижного состава друг относительно друга на величину, не превышающую значений, установленных нормативными документами ** государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта. В случае оценки по величине перекрытия замков испытания проводят при величине перекрытия замков смежных автосцепок не ниже значений, установленных нормативными документами * государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.
------------------------------
**В Российской Федерации применяют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, редакция от 1 сентября 2016 г. N 257.
*В Российской Федерации применяют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, редакция от 1 сентября 2016 г. N 257.
------------------------------
6.1.4 Испытания заключаются в подходе испытуемого локомотива или передвижении испытуемой единицы подвижного состава толканием тяговым подвижным составом на заторможенный вагон, или локомотив, или вагон в сцепе с другим железнодорожным подвижным составом до момента сцепления. При этом первая испытуемая единица подвижного состава располагается на кривой; вторая испытуемая единица подвижного состава или локомотив - на кривой (для сцепления в круговой кривой) или на прямой (для сцепления на участке сопряжения прямой с кривой). В последнем случае оси сцепления автосцепок при сцеплении должны быть расположены в точке сопряжения прямой с кривой с точностью 0,3 м.
6.1.5 Подход локомотива или передвижение вагонов выполняют со скоростями, не превышающими значений, установленных нормативными документами * государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.
------------------------------
*В Российской Федерации применяют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, редакция от 1 сентября 2016 г. N 257.
------------------------------
6.1.6 При испытаниях выполняют по три сцепления в каждой кривой, радиусы которых соответствуют значениям, приведенным в таблице 1.
Контроль обеспечения сцепления выполняют визуально по положению деталей механизма сцепления, а также прикладывая растягивающую нагрузку.
В случае несцепления в одном из опытов проводят три подхода локомотива или передвижения вагона дополнительно. Положительным результатом является три сцепления подряд.
6.1.7 Для единиц железнодорожного подвижного состава, оборудованного сцепным устройством, не обеспечивающим непосредственного сцепления с автосцепкой с контуром зацепления по ГОСТ 21447, дополнительно проводят испытания при сцеплении с локомотивом длиной по осям сцепления (17 1) м и базой (9 1) м, оборудованным автосцепкой, имеющей контур зацепления по ГОСТ 21447 и размеры по ГОСТ 32885, через адаптер (переходное приспособление). Испытания проводят в соответствии с 6.1.2-6.1.6.
Для поездов постоянного формирования, предназначенных для эксплуатации по системе многих единиц и/или в сцепе с локомотивом конкретной модели, проводят испытания при сцеплении с аналогичным типом поезда и/или с моделью локомотива, предназначенной для эксплуатации с данным поездом.
6.2 Испытания при прохождении горизонтальных кривых в сцепленном состоянии и отсутствии самопроизвольного разъединения
6.2.1 Испытания проводят при прохождении горизонтальных кривых сцепом из двух одинаковых по номинальным значениям линейных размеров (база, длина консоли) единиц железнодорожного подвижного состава. Испытания локомотивов допускается проводить в сцепленном состоянии с четырехосным грузовым вагоном длиной по осям сцепления не менее 21 м или пассажирским вагоном длиной по осям сцепления не менее 25,5 м (в зависимости от рода службы локомотива), оборудованными автосцепным устройством в соответствии с ГОСТ 3475.
Допускается проводить испытания единичного опытного образца вагона или специального железнодорожного подвижного состава в сцепленном состоянии с локомотивом длиной по осям сцепления (17 1) м и базой (9 1) м.
6.2.2 Для единиц железнодорожного подвижного состава, оборудованных сцепным устройством, не обеспечивающим непосредственного сцепления с автосцепкой с контуром зацепления по ГОСТ 21447, дополнительно проводят испытания при прохождении кривых в сцепе с локомотивом длиной по осям сцепления (17 1) м и базой (9 1) м, оборудованным автосцепкой, имеющей контур зацепления по ГОСТ 21447 и размеры по ГОСТ 32885, через адаптер (переходное приспособление).
6.2.3 Испытания проводят независимо от степени загрузки подвижного состава.
6.2.4 Разность высот продольных осей автосцепок при испытаниях (величина перекрытия замков) в соответствии с 6.1.3.
6.2.5 Испытания заключаются в прохождении сцепом, составленным в соответствии с 6.2.1, по кривым, радиус которых соответствует значениям, приведенным в таблице 1, со скоростями, не превышающими значений, установленных соответствующими нормативными документами * государств проголосовавших за принятие настоящего стандарта. Передвижение сцепа вагонов может быть выполнено любым тяговым подвижным составом.
------------------------------
*В Российской Федерации применяют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, редакция от 1 сентября 2016 г. N 257.
------------------------------
6.2.6 При испытаниях в каждой кривой, установленной в таблице 1, выполняют три прохождения сцепом с вагонами (или другими единицами железнодорожного подвижного состава), прицепленными сзади (в режиме тяги), и три прохождения вагонами (или другими единицами железнодорожного подвижного состава) вперед (в режиме толкания).
6.2.7 В процессе каждого прохождения выполняют визуальный контроль отсутствия самопроизвольного разъединения единиц железнодорожного подвижного состава, а после прохождения - отсутствия повреждений (изломов, заклиниваний, деформаций), являющихся следствием смещения деталей и сборочных единиц сцепного (автосцепного) устройства при прохождении кривых.
6.2.8 Результаты испытаний считают положительными при отсутствии самопроизвольного разъединения единиц железнодорожного подвижного состава и повреждений, указанных в 6.2.7. Контроль отсутствия самопроизвольного разъединения единиц железнодорожного подвижного состава выполняют визуально по соответствию положения деталей механизма сцепления требованиям эксплуатационных документов.
6.2.9 Для грузовых вагонов с параметрами, не удовлетворяющими условиям 4.2, контроль прохождения сцепом горизонтальных кривых выполняют следующим расчетно-экспериментальным методом.
Расчетом в соответствии с разделом 8 ГОСТ 33211-2014 определяют максимальные углы отклонения автосцепки в кривых. Затем на вагоне выполняют максимально допустимое поперечное отклонение автосцепки в горизонтальной плоскости вправо и влево относительно вагона и размечают на ударной розетке крайние возможные положения А и В хвостовика автосцепки. По расстоянию b между точками А и В рассчитывают возможный угол отклонения автосцепки в каждую сторону по формуле
,
(2)
где b - расстояние между крайними возможными положениями хвостовика автосцепки на ударной розетке, м;
s - ширина хвостовика автосцепки, м;
Lо - расстояние от плоскости контакта переднего упора с упорной плитой до окна розетки, измеряемое на подвижном составе, м. Размер Lо показан на рисунке А.4 приложения А.
Если угол равен или превышает значения максимальных углов отклонения в кривых, определенных расчетным методом в соответствии с разделом 8 ГОСТ 33211-2014, то проход считают обеспеченным. Контроль обеспечения сцепляемости грузовых вагонов при этом выполняют расчетным методом в соответствии с разделом 8 ГОСТ 33211-2014.
Если угол менее значения максимальных углов отклонения в кривых, определенных расчетным методом в соответствии с разделом 8 ГОСТ 33211-2014, то контроль обеспечения сцепляемости и прохождения в сцепленном состоянии по горизонтальным кривым выполняют экспериментальным методом в соответствии с 6.1 и 6.2.
7 Оформление результатов испытаний
Результаты испытаний оформляют протоколом, содержащим следующие данные:
- организацию, место и дату проведения испытаний;
- наименование объекта испытаний;
- идентификационный номер изделия (испытуемого железнодорожного подвижного состава);
- год выпуска объекта испытаний;
- фактические значения радиусов кривых, на которых проведены испытания (с указанием измеренных значений высоты сегмента);
- полученные результаты для каждого испытания на сцепляемость и испытания на прохождение кривых сцепом при всех значениях радиусов кривых, а также заключение о соответствии полученных показателей требованиям;
- инициалы, фамилию и подпись руководителя испытаний.
К протоколу испытаний прилагают сведения об использованных средствах измерений.
8 Требования безопасности и охрана труда
Сцепление и расцепление подвижного состава при проведении испытаний выполняют без нахождения составителей и испытателей между единицами подвижного состава. Прочие требования безопасности в соответствии с подразделом 11.1 ГОСТ 33788-2016.
Библиография
[1] |
Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог. Утверждена решением 53-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 20-21 октября 2010 г. (с изменениями и дополнениями, утвержденными 65-м заседанием Совета от 26-27 октября 2016 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32700-2020 "Железнодорожный подвижной состав. Методы контроля сцепляемости" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2020 г. N 149-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 декабря 2020 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2020 г., N 8