Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Метод
расчета прохода сцепом единиц подвижного состава по вертикальным кривым
А.1 Основные положения и принятые допущения
А.1.1 Расчет прохода по вертикальным кривым выполняют для сортировочной горки с переломом профиля 55 между плоскостями надвижной и спускной частей, сопряженными вертикальной кривой радиусом 250 м, а также аппарели парома с переломом профиля между горизонтальной плоскостью и аппарелью 40 . Построение профилей вертикальных кривых для проверки прохождения расчетным методом выполняют в соответствии с приложением Б.
Расчет прохода сцепом по вертикальным кривым выполняют на компьютере в табличном редакторе.
А.1.2 В связи с тем, что в расчете определяют исключительно относительные вертикальные перемещения автосцепок на переломах профиля пути, все расстояния по вертикали от уровня верха головок рельсов до осей колесных пар, пятников тележек и продольных осей хвостовиков, зубьев и замков автосцепок в расчетах принимают равными нулю.
А.1.3 Все линейные размеры единиц подвижного состава вдоль оси пути и их сборочных единиц, используемые в расчете, включая длину единиц подвижного состава по осям сцепления, базу (расстояние между пятниками - осями вращения тележек), длину сцепки (автосцепки) от оси шарнира до оси сцепления, базу тележки (расстояние между осями ее колесных пар), расстояние между соседними осями колесных пар трехосной тележки, расстояние между пятниками соединительной балки четырехосной тележки, задают кратными шагу формирования массива исходных данных профиля пути dX = 0,05 м, установленному в Б.3 приложения Б.
А.1.4 Все линейные размеры, используемые в расчете и формировании массива исходных данных профиля пути вертикальных кривых, указывают в метрах.
А.1.5 При расчете линейных размеров элементов подвижного состава вдоль оси пути в диапазоне углов уклона пути не более 3,15° (55 ) для упрощения расчетов принимают значения cos = 1. При этом максимальная ошибка для уклонов пути менее 55 (tg = 0,055) не превышает 0,15 %.
А.1.6 Расчетные формулы различаются и зависят от количества осей единиц подвижного состава (четырехосные, шестиосные, восьмиосные), а также от типа сцепного (автосцепного) устройства и центрирующего прибора:
а) автосцепка нежесткого типа, не ограничивающая относительных вертикальных перемещений автосцепок после сцепления, независимо от типа центрирующего прибора;
б) автосцепка полужесткого типа с кронштейном (ограничителем вертикальных перемещений) и с центрирующим прибором жесткого типа;
в) автосцепка полужесткого типа с кронштейном (ограничителем вертикальных перемещений) и с центрирующим прибором с упругой опорой хвостовика;
г) сцепка (автосцепка) жесткого типа, исключающая относительные вертикальные перемещения сцепленных автосцепок, с центрирующим прибором с упругой опорой хвостовика.
А.2 Расчет прохода сцепом единиц четырехосного подвижного состава с автосцепкой нежесткого типа
А.2.1 Таблицу формируют нижеприведенным образом. В заголовках и подзаголовках колонок таблицы указывают наименования параметров в следующем порядке:
- координаты пути X и Y;
- координаты оси первой колесной пары Х1 и Y1;
- координаты оси второй колесной пары Х2 и Y2;
- координаты оси третьей колесной пары Х3 и Y3;
- координаты оси четвертой колесной пары Х4 и Y4;
- координаты пятника первой тележки ХП1 и YП1;
- координаты пятника второй тележки ХП2 и YП2;
- угол наклона продольной оси первой единицы подвижного состава ;
- координаты точки пересечения продольной оси единицы подвижного состава и оси сцепления второй автосцепки первой единицы подвижного состава Хсц2 и Yсц2.
В заголовках и подзаголовках последующих колонок указывают аналогичные данные для второй единицы подвижного состава:
- координаты пятой оси (оси первой колесной пары второй единицы подвижного состава) Х5 и Y5;
- координаты оси шестой колесной пары Х6 и Y6;
- координаты оси седьмой колесной пары Х7 и Y7;
- координаты оси восьмой колесной пары Х8 и Y8;
- координаты пятника третьей тележки (первой тележки второй единицы подвижного состава) ХП3 и YП3;
- координаты пятника четвертой тележки ХП4 и YП4;
- угол наклона продольной оси второй единицы подвижного состава ;
- координаты точки пересечения продольной оси единицы подвижного состава и оси сцепления третьей автосцепки (первой автосцепки второй единицы подвижного состава) Хсц3 и Yсц3;
- разность высот осей второй и третьей автосцепок .
А.2.2 В колонках 1 и 2 приводят значения горизонтальных и вертикальных координат пути, рассчитанные по методу в соответствии с приложением Б.
А.2.3 Первую после заголовка строку таблицы заполняют следующим образом:
а) в ячейках с координатами оси первой колесной пары Х1 и Y1 первой единицы подвижного состава указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xi и Yi, приведенными в этой же строке;
б) в ячейках с координатами оси второй колесной пары Х2 и Y2 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хj и Yj, для которого
,
(А.1)
где 2/Т - база тележки единицы подвижного состава;
в) в ячейках с координатами оси третьей колесной пары Х3 и Y3 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хk и Yk, для которого
,
(А.2)
где 2I - база вагона;
г) в ячейках с координатами оси четвертой колесной пары Х4 и Y4 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xi и Yi, для которого
;
(А.3)
д) координаты пятника первой тележки ХП1 и YП1 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат первой и второй осей по формулам:
;
(А.4)
;
(А.5)
е) координаты пятника второй тележки ХП2 и YП2 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат третьей и четвертой осей по формулам:
;
(А.6)
;
(А.7)
ж) угол наклона продольной оси первой единицы подвижного состава рассчитывают по координатам пятников тележек по формуле
;
(А.8)
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) координаты точки пересечения продольной оси единицы подвижного состава и оси сцепления второй автосцепки первой единицы подвижного состава Хсц2 и Yсц2 для автосцепки нежесткого типа рассчитывают по формулам:
;
(А.9)
,
(А.10)
где 2L - длина единицы подвижного состава по осям сцепления;
к) координаты осей и пятников второй единицы подвижного состава определяют аналогичным способом с учетом смещения вдоль оси пути на длину единицы подвижного состава по осям сцепления 2L;
л) в ячейках с координатами для оси пятой колесной пары (оси первой колесной пары второй единицы подвижного состава) Х5 и Y5 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хm и Ym, для которого
;
(А.11)
м) в ячейках с координатами оси шестой колесной пары Х6 и Y6 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xn и Yn, для которого
;
(А.12)
н) в ячейках с координатами оси седьмой колесной пары Х7 и Y7 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хр и Yp для которого
;
(А.13)
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) в ячейках с координатами оси восьмой колесной пары Х8 и Y8 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xq и Yq, для которого
;
(А.14)
р) координаты пятника третьей тележки (первой тележки второй единицы подвижного состава) ХП3 и YП3 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат пятой и шестой осей по формулам:
;
(А.15)
;
(А.16)
с) координаты пятника четвертой тележки ХП4 и YП4 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат седьмой и восьмой осей по формулам:
;
(А.17)
;
(А.18)
т) угол наклона продольной оси второй единицы подвижного состава рассчитывают по координатам пятников тележек по формуле
;
(А.19)
у) координаты точки пересечения продольной оси единицы подвижного состава и оси сцепления третьей автосцепки (первой автосцепки второй единицы подвижного состава) Хсц3 и Yсц3 для автосцепки нежесткого типа рассчитывают по формулам:
;
(А.20)
(А.21)
(во всех случаях должно быть выполнено условие Хсц3 = Хсц2, его невыполнение свидетельствует о допущенной ошибке);
ф) разность высот осей автосцепок в точке с координатой по оси пути , соответствующей Хсц3, рассчитывают по формуле
.
(А.22)
Расчетная схема определения разности высот осей автосцепок при проходе сцепом единиц подвижного состава по вертикальным кривым приведена на рисунке А.1.
Рисунок А.1 - Расчетная схема определения разности высот осей автосцепок при проходе сцепом единиц подвижного состава по вертикальным кривым
А.2.4 Методом копирования ссылок и формул, указанных в перечислениях а)-ф) А.2.3, процедуру повторяют для всех последующих строк таблицы, содержащих значения горизонтальных и вертикальных координат пути в колонках 1 и 2.
А.2.5 После формирования таблицы по А.2.1-А.2.4 с целью контроля правильности набора формул в табличном редакторе компьютера (любая ошибка вызовет искажение формы кривой) следует построить график (Хсц3) в интервале от 20 до 70 м (для сортировочной горки) и от 20 до 90 м (для аппарели парома). Примеры приведены на рисунках А.2 и А.3.
Рисунок А.2 - График изменения разности высот автосцепок (Хсц3) при движении сцепа по сортировочной горке
Рисунок А.3 - График изменения разности высот автосцепок (Хсц3) при движении сцепа по аппарели парома
А.2.6 Оценку соответствия предъявляемым требованиям выполняют нижеприведенным образом.
С учетом максимальной исходной разности высот продольных осей автосцепок железнодорожного подвижного состава , установленной для данного вида подвижного состава национальными нормативными документами * государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта, максимальную разность высот осей автосцепок Нmax, рассчитывают по формуле
------------------------------
*В Российской Федерации применяют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, редакция от 1 сентября 2016 г. N 257.
------------------------------
.
(А.23)
Для подвижного состава с автосцепками нежесткого типа (без кронштейнов - ограничителей вертикальных перемещений) проход по расчетному профилю пути считают обеспеченным, если максимальная разность высот осей автосцепок Нmax, рассчитанная по формуле (А.23), не превышает значения допускаемой разности уровней по условию сохранения сцепленного положения, равной 0,18 м.
* В Российской Федерации применяют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, редакция от 1 сентября 2016 г. N 257.
А.2.7 Результаты расчета оформляют в виде графиков профиля пути (в соответствии с рисунком Б.1 или Б.2 приложения Б) и изменения разности высот автосцепок при движении сцепа по указанному профилю (в соответствии с рисунком А.2 или А.3), а также значения максимальной разности высот осей автосцепок, рассчитанной по формуле (А.23).
А.3 Расчет прохода сцепом единиц шестиосного подвижного состава (на двух трехосных тележках) с автосцепкой нежесткого типа
Таблицу формируют в соответствии с требованиями А.2 со следующими отличиями:
а) координаты осей колесных пар определяют для каждой оси трехосной тележки;
б) в ячейках с координатами оси второй колесной пары Х2 и Y2 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xj и Yj, для которого
,
(А.24)
где l3 - расстояние между соседними осями колесных пар трехосной тележки;
в) в ячейках с координатами Х3 и Y3 оси третьей колесной пары указывают ссылки на ячейки с координатами Хk и Yk участка пути, для которого
;
(А.25)
г) координаты пятника первой тележки ХП1 и YП1 рассчитывают по формулам:
;
(А.26)
;
(А.27)
д) координаты осей колесных пар и пятников других тележек определяют аналогичным образом;
е) углы наклона продольных осей единиц подвижного состава , координаты точек пересечения осей единиц подвижного состава и осей сцепления автосцепок Хсц и Yсц, разности высот осей автосцепок рассчитывают по формулам (А.19) - (А.23);
ж) процедуру формирования таблицы, построения графика изменения разности высот автосцепок и оценку соответствия предъявляемым требованиям выполняют в соответствии с А.2.4-А.2.7.
А.4 Расчет прохода сцепом единиц восьмиосного подвижного состава (на двух четырехосных тележках) с автосцепкой нежесткого типа
Таблицу формируют в соответствии с требованиями А.2 со следующими отличиями:
а) координаты осей колесных пар определяют для каждой оси четырехосной тележки;
б) в ячейках с координатами оси третьей колесной пары Х3 и Y3 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хk и Yk, для которого
,
(А.28)
где 2lс - расстояние между осями пятников соединительной балки четырехосной тележки;
в) в ячейках с координатами оси четвертой колесной пары Х4 и Y4 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xi и Yi, для которого
;
(А.29)
г) координаты пятника первой тележки ХП1 и YП1 рассчитывают по формулам:
;
(А.30)
;
(А.31)
д) координаты осей колесных пар и пятников других тележек определяют аналогичным образом;
е) углы наклона продольных осей единиц подвижного состава , координаты точек пересечения осей единиц подвижного состава и осей сцепления автосцепок Хсц и Yсц, разности высот осей автосцепок рассчитывают по формулам (А.19) - (А.23);
ж) процедуру формирования таблицы, построения графика изменения разности высот автосцепок и оценку соответствия предъявляемым требованиям выполняют в соответствии с А.2.4-А.2.7.
А.5 Расчет прохода сцепом единиц четырехосного, шестиосного (на двух трехосных тележках) и восьмиосного (на двух четырехосных тележках) подвижного состава с автосцепкой полужесткого типа и центрирующим прибором жесткого типа
А.5.1 Таблицу формируют в соответствии с требованиями А.2 (для четырехосного подвижного состава), или А.3 (для шестиосного подвижного состава), или А.4 (для восьмиосного подвижного состава), кроме оценки результатов расчета, выполняемой в соответствии с А.5.2.
А.5.2 Оценку соответствия предъявляемым требованиям выполняют нижеприведенным образом.
Для подвижного состава с автосцепками полужесткого типа с центрирующим прибором жесткого типа проход по расчетному профилю пути считают обеспеченным при удовлетворении следующего условия
,
(A.32)
где K - расстояние от горизонтальной оси автосцепки до полки кронштейна (ограничителя вертикальных перемещений), равное 0,28 м (размер по инструкции, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества [1]);
НБ3 - высота большого зуба автосцепки (для автосцепки по приложению Б ГОСТ 32885-2014 составляет 0,28 м; для других моделей измеряют на подвижном составе);
- расстояние по вертикали между хвостовиком автосцепки и верхней кромкой окна розетки не менее 0,02 м (размер по инструкции, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества [1]);
La - длина автосцепки от торца хвостовика до оси сцепления (для автосцепки по приложению Б ГОСТ 32885 составляет 1,0 м; для других моделей измеряют на подвижном составе);
Lo - расстояние от плоскости контакта упора с упорной плитой до окна розетки, измеряемое на подвижном составе.
Приведенные параметры показаны на рисунке А.4.
Рисунок А.4 - Установка автосцепки полужесткого типа с центрирующим прибором жесткого типа
А.5.3 При невыполнении условия по формуле (А.32) автосцепное устройство с автосцепкой полужесткого типа и центрирующим прибором жесткого типа не обеспечивает прохода сцепом вагонов вертикальных кривых и должно быть установлено на подвижной состав с центрирующим прибором с эластичной опорой хвостовика автосцепки.
А.5.4 Результаты расчета оформляют в виде графиков профиля пути (в соответствии с рисунком Б.1 или Б.2 приложения Б) и изменения разности высот автосцепок при движении сцепа по указанному профилю (в соответствии с рисунком А.2 или А.3), а также оценки обеспечения прохода на основании расчета по формуле (А.32).
А.6 Расчет прохода сцепом единиц четырехосного, шестиосного (на двух трехосных тележках) и восьмиосного (на двух четырехосных тележках) подвижного состава с автосцепкой полужесткого типа и центрирующим прибором с эластичной опорой хвостовика автосцепки
А.6.1 Таблицу формируют в соответствии с требованиями А.2 (для четырехосного подвижного состава), или А.3 (для шестиосного подвижного состава), или А.4 (для восьмиосного подвижного состава), кроме оценки результатов расчета, выполняемой в соответствии с А.6.2.
А.6.2 Оценку соответствия предъявляемым требованиям выполняют нижеприведенным образом.
Для подвижного состава с автосцепками полужесткого типа с центрирующим прибором с эластичной опорой хвостовика автосцепки проход по расчетному профилю пути считают обеспеченным при удовлетворении следующему условию:
,
(А.33)
где - максимально возможная деформация пружин центрирующего прибора с эластичной опорой хвостовика, измеряемая на подвижном составе;
Lб - расстояние от плоскости контакта упора с упорной плитой до оси маятниковых подвесок центрирующей балочки, измеряемое на подвижном составе.
А.6.3 Результаты расчета оформляют в виде графиков профиля пути (в соответствии с рисунком Б.1 или Б.2 приложения Б) и изменения разности высот автосцепок при движении сцепа по указанному профилю (в соответствии с рисунком А.2 или А.3), а также оценки обеспечения прохода на основании расчета по формуле (А.33).
А.7 Расчет прохода сцепом единиц четырехосного подвижного состава со сцепкой (автосцепкой) жесткого типа и центрирующим прибором с эластичной опорой хвостовика автосцепки
А.7.1 Таблицу формируют нижеприведенным образом. В заголовках и подзаголовках колонок таблицы указывают наименования параметров в следующем порядке:
- координаты пути X и Y;
- координаты оси первой колесной пары Х1 и Y1;
- координаты оси второй колесной пары Х2 и Y2;
- координаты оси третьей колесной пары Х3 и Y3;
- координаты оси четвертой колесной пары Х4 и Y4;
- координаты пятника первой тележки ХП1 и YП1;
- координаты пятника второй тележки ХП2 и YП2;
- угол наклона продольной оси первой единицы подвижного состава ;
- координаты шарнира второй сцепки (автосцепки) первой единицы подвижного состава ХШ2 и YШ2.
В заголовках и подзаголовках последующих колонок указывают аналогичные данные для второй единицы подвижного состава:
- координаты пятой оси (оси первой колесной пары второй единицы подвижного состава) Х5 и Y5;
- координаты оси шестой колесной пары Х6 и Y6;
- координаты оси седьмой колесной пары Х7 и Y7;
- координаты оси восьмой колесной пары Х8 и Y8;
- координаты пятника третьей тележки (первой тележки второй единицы подвижного состава) ХП3 и YП3;
- координаты пятника четвертой тележки ХП4 и YП4;
- угол наклона продольной оси второй единицы подвижного состава ;
- координаты шарнира третьей сцепки (автосцепки) второй единицы подвижного состава ХШ3 и YШ3;
- разность высот осей шарниров второй и третьей сцепок (автосцепок);
- угол наклона второй и третьей сцепок (автосцепок) относительно горизонтальной оси ;
- угол наклона второй сцепки (автосцепки) относительно продольной оси первой единицы подвижного состава;
- угол наклона третьей сцепки (автосцепки) относительно продольной оси второй единицы подвижного состава.
А.7.2 В колонках 1 и 2 приводят значения горизонтальных и вертикальных координат пути, рассчитанные по методу в соответствии с приложением Б.
А.7.3 Первую после заголовка строку таблицы заполняют следующим образом:
а) в ячейках с координатами оси первой колесной пары первой единицы подвижного состава Х1 и Y1 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хi и Yi, приведенными в этой же строке;
б) в ячейках с координатами оси второй колесной пары Х2 и Y2 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хj и Yj, для которого выполняется условие, определенное по формуле (А.1);
в) в ячейках с координатами оси третьей колесной пары Х3 и Y3 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хk и Yk, для которого выполняется условие, определенное по формуле (А.2);
г) в ячейках с координатами оси четвертой колесной пары Х4 и Y4 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xi и Yi, для которого выполняется условие, определенное по формуле (А.3);
д) координаты пятника первой тележки ХП1 и YП1 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат первой и второй осей по формулам (А.4) и (А.5);
е) координаты пятника второй тележки ХП2 и YП2 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат третьей и четвертой осей по формулам (А.6) и (А.7);
ж) угол наклона продольной оси первой единицы подвижного состава рассчитывают по координатам пятников тележек по формуле (А.8);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) координаты шарнира второй сцепки (автосцепки) первой единицы подвижного состава ХШ2 и YШ2 рассчитывают по формулам:
;
(А.34)
,
(А.35)
где LШ - длина сцепки (автосцепки) от оси шарнира до оси сцепления;
к) координаты осей и пятников второй единицы подвижного состава определяют аналогичным способом с учетом смещения вдоль оси пути на длину единицы подвижного состава по осям сцепления 2L;
л) в ячейках с координатами оси пятой колесной пары (оси первой колесной пары второй единицы подвижного состава) Х5 и Y5 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хm и Ym, для которого выполняется условие, определенное по формуле (А.11);
м) в ячейках с координатами оси шестой колесной пары Х6 и Y6 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хn и Yn, для которого выполняется условие, определенное по формуле (А.12);
н) в ячейках с координатами оси седьмой колесной пары Х7 и Y7 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хр и Yp для которого выполняется условие, определенное по формуле (А.13);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) в ячейках с координатами оси восьмой колесной пары Х8 и Y8 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хq и Yq, для которого выполняется условие, определенное по формуле (А.14);
р) координаты пятника третьей тележки (первой тележки второй единицы подвижного состава) ХП3 и YП3 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат пятой и шестой осей по формулам (А.15) и (А.16);
с) координаты пятника четвертой тележки ХП4 и YП4 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат седьмой и восьмой осей по формулам (А.17) и (А.18);
т) угол наклона продольной оси второй единицы подвижного состава рассчитывают по координатам пятников тележек по формуле (А.19);
у) координаты шарнира третьей сцепки (автосцепки) второй единицы подвижного состава ХШ3 и YШ3 рассчитывают по формулам:
;
(А.36)
;
(А.37)
ф) разность высот осей шарниров второй и третьей сцепок (автосцепок) рассчитывают по формуле
;
(А.38)
х) угол наклона второй и третьей сцепок (автосцепок) относительно горизонтальной оси рассчитывают по формуле
;
(А.39)
ц) угол наклона второй сцепки (автосцепки) относительно продольной оси первой единицы подвижного состава рассчитывают по формуле
;
(А.40)
ч) угол наклона третьей сцепки (автосцепки) относительно продольной оси второй единицы подвижного состава рассчитывают по формуле
.
(А.41)
А.7.4 Методом копирования ссылок и формул, указанных в перечислениях а)-ч) А.7.3, процедуру повторяют для всех последующих строк таблицы, содержащих значения горизонтальных и вертикальных координат пути в колонках 1 и 2.
А.7.5 После формирования таблицы по А.7.1-А.7.4 следует построить графики (Хсц3) и (Хсц3) в интервале от 20 до 70 м (для сортировочной горки) и от 20 до 90 м (для аппарели парома) с целью контроля правильности формул и данных в табличном редакторе компьютера (ошибки вызывают искажение формы кривых). Координату Хсц3 рассчитывают по формуле (А.20). Примеры приведены на рисунках А.5 и А.6.
Рисунок А.5 - График изменения углов отклонения осей сцепок (автосцепок) в вертикальной плоскости (Xсц3) и (Хсц3) при движении сцепа по сортировочной горке
Рисунок А.6 - График изменения углов отклонения осей сцепок (автосцепок) в вертикальной плоскости (Xсц3) и (Хсц3) при движении сцепа по аппарели парома
А.7.6 Оценку соответствия предъявляемым требованиям выполняют нижеприведенным образом.
Максимальные углы отклонения сцепок (автосцепок) относительно продольных осей единиц подвижного состава, на котором они установлены, рассчитывают с учетом исходной разности высот единиц железнодорожного подвижного состава перед сцеплением по формулам:
;
(А.42)
.
(А.43)
В качестве исходной разности высот в расчете принимают значение, установленное для испытуемого подвижного состава.
Для подвижного состава со сцепками и автосцепками жесткого типа проход по расчетному профилю пути считают обеспеченным в том случае, если конструкция шарнира предоставляет возможность отклонения сцепки (автосцепки), установленной на единице подвижного состава, вверх и вниз на углы, большие или равные максимальным значениям и , рассчитанным по формулам (А.42) и (А.43).
А.7.7 Результаты расчета оформляют в виде графиков профиля пути в соответствии с рисунком Б.1 или Б.2 приложения Б и изменения углов отклонения осей сцепок (автосцепок) в вертикальной плоскости при движении сцепа по указанному профилю (в соответствии с рисунком А.5 или А.6), а также оценки обеспечения прохода на основании расчета по формулам (А.42) и (А.43).
А.8 Расчет прохода сцепом вагонов сочлененного типа
А.8.1 Расчет относительных вертикальных перемещений сцепок между двумя вагонами сочлененного типа
А.8.1.1 Таблицу формируют нижеприведенным образом. В заголовках и подзаголовках колонок таблицы указывают наименования параметров в следующем порядке:
- координаты пути X и Y;
- координаты оси третьей колесной пары Х3 и Y3;
- координаты оси четвертой колесной пары Х4 и Y4;
- координаты оси пятой колесной пары Х5 и Y5;
- координаты оси шестой колесной пары Х6 и Y6;
- координаты пятника второй тележки ХП2 и YП2;
- координаты пятника третьей тележки ХП3 и YП3;
- угол наклона продольной оси второй секции первой единицы подвижного состава ;
- координаты точки пересечения продольной оси второй секции первой единицы подвижного состава и оси сцепления второй автосцепки первой единицы подвижного состава Хсц2 и Yсц2.
В заголовках и подзаголовках последующих колонок указывают аналогичные данные для второй единицы подвижного состава:
- координаты седьмой оси (оси первой колесной пары второй единицы подвижного состава) Х7 и Y7;
- координаты оси восьмой колесной пары Х8 и Y8;
- координаты оси девятой колесной пары Х9 и Y9;
- координаты оси десятой колесной пары Х10 и Y10;
- координаты пятника четвертой тележки (первой тележки второй единицы подвижного состава) ХП4 и YП4;
- координаты пятника пятой тележки ХП5 и YП5;
- угол наклона продольной оси первой секции второй единицы подвижного состава ;
- координаты точки пересечения продольной оси первой секции второй единицы подвижного состава и оси сцепления третьей автосцепки (первой автосцепки первой секции второй единицы подвижного состава) Хсц3 и Yсц3;
- разность высот осей второй и третьей автосцепок .
А.8.1.2 В колонках 1 и 2 приводят значения горизонтальных и вертикальных координат пути, рассчитанные по методу в соответствии с приложением Б.
А.8.1.3 Первую после заголовка строку таблицы заполняют следующим образом:
а) в ячейках с координатами оси третьей колесной пары первой единицы подвижного состава Х3 и Y3 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хi и Yi, приведенными в этой же строке;
б) в ячейках с координатами оси четвертой колесной пары Х4 и Y4 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xj и Yj, для которого
,
(А.44)
где 2IT - база тележки единицы подвижного состава;
в) в ячейках с координатами оси пятой колесной пары Х5 и Y5 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хk и Yk, для которого
,
(А.45)
где 2I - база секции вагона (расстояние между центрами пятников секции вагона);
г) в ячейках с координатами оси шестой колесной пары Х6 и Y6 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xi и Yi, для которого
;
(А.46)
д) координаты пятника второй тележки ХП2 и YП2 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат третьей и четвертой осей по формулам:
;
(А.47)
;
(А.48)
е) координаты пятника третьей тележки ХП3 и YП3 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат пятой и шестой осей по формулам:
;
(А.49)
;
(А.50)
ж) угол наклона продольной оси второй секции первой единицы подвижного состава рассчитывают по координатам пятников тележек по формуле
;
(А.51)
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) координаты точки пересечения продольной оси второй секции первой единицы подвижного состава и оси сцепления второй автосцепки второй секции первой единицы подвижного состава для автосцепки нежесткого типа Хсц2 и Yсц2 рассчитывают по формулам:
;
(А.52)
,
(А.53)
где 2L - длина секции единицы подвижного состава между осью шарнирного соединительного устройства секций единицы подвижного состава и осью сцепления автосцепки;
к) координаты осей и пятников второй единицы подвижного состава определяют аналогичным способом с учетом смещения вдоль оси пути на длину единицы подвижного состава по осям сцепления 2L и длины консоли, равной (2L - 2I);
л) в ячейках с координатами для оси седьмой колесной пары (оси первой колесной пары второй единицы подвижного состава) Х7 и Y7 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хm и Ym, для которого
;
(А.54)
м) в ячейках с координатами оси восьмой колесной пары Х8 и Y8 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хn и Yn, для которого
;
(А.55)
н) в ячейках с координатами оси девятой колесной пары Х9 и Y9 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хр и Yp, для которого
;
(А.56)
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) в ячейках с координатами оси десятой колесной пары Х10 и Y10 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xq и Yq, для которого
;
(А.57)
р) координаты пятника четвертой тележки (первой тележки второй единицы подвижного состава) ХП4 и YП4 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат седьмой и восьмой осей по формулам:
;
(А.58)
;
(А.59)
с) координаты пятника пятой тележки ХП5 и YП5 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат девятой и десятой осей по формулам:
;
(А.60)
;
(А.61)
т) угол наклона продольной оси первой секции второй единицы подвижного состава рассчитывают по координатам пятников тележек по формуле
;
(А.62)
у) координаты точки пересечения продольной оси единицы подвижного состава и оси сцепления третьей автосцепки (первой автосцепки второй единицы подвижного состава) для автосцепки нежесткого типа Хсц3 и Yсц3 рассчитывают по формулам:
;
(А.63)
(А.64)
(во всех случаях должно быть выполнено условие Хсц3 = Хсц2, его невыполнение свидетельствует о допущенной ошибке);
ф) разность высот осей автосцепок в точке с координатой по оси пути , соответствующей Хсц3, рассчитывают по формуле
.
(А.65)
А.8.1.4 Методом копирования ссылок и формул, указанных в перечислениях а)-ф) А.8.1.3, процедуру повторяют для всех последующих строк таблицы, содержащих значения горизонтальных и вертикальных координат пути в колонках 1 и 2.
А.8.1.5 После формирования таблицы по А.8.1.1-А.8.1.4 с целью контроля следует построить график (Хсц3) в интервале от 20 до 70 м (для сортировочной горки) и от 20 до 90 м (для аппарели парома). Примеры приведены на рисунках А.2 и А.3.
А.8.1.6 Оценку соответствия предъявляемым требованиям выполняют в соответствии с А.2.6 или А.5.2, или А.6.2, в зависимости от типа автосцепки и центрирующего прибора.
А.8.1.7 Результаты расчета оформляют в виде графиков профиля пути (в соответствии с рисунком Б.1 или Б.2 приложения Б) и изменения разности высот автосцепок при движении сцепа по указанному профилю (в соответствии с рисунком А.2 или А.3), а также оценки обеспечения прохода на основании расчета по формуле (А.23) или (А.32), или (А.33), в зависимости от типа автосцепки и центрирующего прибора.
А.8.2 Расчет угла поворота шарнирного соединительного устройства секций вагона в вертикальной плоскости
А.8.2.1 Таблицу формируют нижеприведенным образом. В заголовках и подзаголовках колонок таблицы указывают наименования параметров в следующем порядке:
- координаты пути X и Y;
- координаты оси первой колесной пары Х1 и Y1;
- координаты оси второй колесной пары Х2 и Y2;
- координаты оси третьей колесной пары Х3 и Y3;
- координаты оси четвертой колесной пары Х4 и Y4;
- координаты пятника первой тележки ХП1 и YП1;
- координаты пятника второй тележки ХП2 и YП2;
- угол наклона продольной оси первой секции единицы подвижного состава ;
- координаты пятой оси колесной пары Х5 и Y5;
- координаты шестой оси колесной пары Х6 и Y6;
- координаты пятника третьей тележки ХП3 и YП3;
- угол наклона продольной оси второй секции единицы подвижного состава ;
- угол поворота секций вагона в вертикальной плоскости в шарнирном соединительном устройстве .
А.8.2.2 В колонках 1 и 2 приводят значения горизонтальных и вертикальных координат пути, рассчитанные по методу в соответствии с приложением Б.
А.8.2.3 Первую после заголовка строку таблицы заполняют следующим образом:
а) в ячейках с координатами оси первой колесной пары первой единицы подвижного состава Х1 и Y1 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути X2 и Y2, приведенными в этой же строке;
б) в ячейках с координатами оси второй колесной пары Х2 и Y2 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xj и Yj, для которого
,
(А.66)
где 2Iт - база тележки единицы подвижного состава;
в) в ячейках с координатами оси третьей колесной пары Х3 и Y3 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хk и Yk, для которого
,
(А.67)
где 2I - база секции вагона;
г) в ячейках с координатами оси четвертой колесной пары Х4 и Y4 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Xi и Yi, для которого
;
(А.68)
д) координаты пятника первой тележки ХП1 и YП1 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат первой и второй осей по формулам:
;
(А.69)
;
(А.70)
е) координаты пятника второй тележки ХП2 и YП2 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат третьей и четвертой осей по формулам:
;
(А.71)
.
(А.72)
Координаты центра шарнирного соединительного устройства совпадают с координатами пятника второй тележки ХП2 и YП2;
ж) угол наклона продольной оси первой секции единицы подвижного состава по координатам пятников тележек рассчитывают по формуле
;
(А.73)
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) в ячейках с координатами для оси пятой колесной пары (оси первой колесной пары второй единицы подвижного состава) Х5 и Y5 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хm и Ym, для которого
;
(А.74)
к) в ячейках с координатами оси шестой колесной пары Х6 и Y6 указывают ссылки на ячейки с координатами участка пути Хn и Yn, для которого
;
(А.75)
л) координаты пятника третьей тележки ХП3 и YП3 рассчитывают как средние значения горизонтальных и вертикальных координат пятой и шестой осей по формулам:
;
(А.76)
;
(А.77)
м) угол наклона продольной оси второй секции единицы подвижного состава по координатам пятников тележек рассчитывают по формуле
;
(А.78)
А.8.2.4 Методом копирования ссылок и формул, указанных в перечислениях а)-н) А.8.2.3, процедуру повторяют для всех последующих строк таблицы, содержащих значения горизонтальных и вертикальных координат пути в колонках 1 и 2.
А.8.2.5 После формирования таблицы по А.8.2.1-А.8.2.4 с целью контроля следует построить график (ХШ) в интервале от 20 до 70 м (для сортировочной горки) и от 20 до 90 м (для аппарели парома). Примеры приведены на рисунках А.5 и А.6.
А.8.2.6 Оценку соответствия предъявляемым требованиям выполняют следующим образом:
- прохождение считают обеспеченным, если конструкция шарнира допускает возможность взаимного поворота секций вагона в вертикальной плоскости на угол, больший или равный максимальному значению рассчитанному по формуле (А.79).
А.8.2.7 Результаты расчета оформляют в виде графиков профиля пути (в соответствии с рисунком Б.1 или Б.2 приложения Б) и изменения угла поворота секций вагона в вертикальной плоскости в шарнирном соединительном устройстве при движении сцепа по указанному профилю (в соответствии с рисунком А.7 или А.8).
Рисунок А.7 - График изменения угла поворота секций вагона в вертикальной плоскости (ХП2) при движении по сортировочной горке
Рисунок А.8 - График изменения угла поворота секций вагона в вертикальной плоскости (ХП2) при движении по аппарели парома
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.