Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Бердска
от 28 июля 2020 г. N 1840
Муниципальная программа
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
2021 год
29 апреля 2021 г.
Раздел I изменен. - Постановление Администрации города Бердска от 29 апреля 2021 г. N 1312
Изменения вступают в силу со дня обнародования названного постановления
I. Паспорт
муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
N п/п |
Наименование разделов |
Краткое содержание |
1. |
Наименование муниципальной программы |
Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске |
2. |
Основание для разработки муниципальной программы |
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ; - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; - Устав города Бердска. |
3. |
Заказчик муниципальной программы |
Администрация города Бердска |
4. |
Руководитель муниципальной программы |
Начальник отдела трудовых отношений администрации города Бердска |
5. |
Разработчик муниципальной программы |
Отдел трудовых отношений администрации города Бердска |
6. |
Исполнители муниципальной программы |
Отдел трудовых отношений администрации города Бердска; Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений города Бердска; Организации города Бердска. |
7. |
Перечень подпрограмм |
Подпрограммы не выделяются |
8. |
Цели и задачи муниципальной программы
|
Улучшение условий и охраны труда, направленное на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Достижение цели муниципальной программы будет способствовать улучшению демографической ситуации, снижению предотвратимой смертности, особенно населения в трудоспособном возрасте, снижению издержек производства. Задачи: 1. Совершенствование мер по реализации основных направлений государственного управления охраной труда на территории города Бердска. 2. Реализация мер по созданию условий для проведения специальной оценки условий труда в организациях города, повышения качества рабочих мест. 3. Информационное обеспечение вопросов охраны труда. |
9. |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
1. Численность пострадавших в несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом на 1000 работающих. 2. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда. 3. Число руководителей и специалистов организаций, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда. |
10. |
Сроки реализации муниципальной программы |
2021 - 2023 годы |
11. |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Муниципальная программа реализуется за счет средств местного бюджета. По годам: -2021 год - 0,0 тыс. рублей; -2022 год - 30,0 тыс. рублей; -2023 год - 0,0 тыс. рублей. |
12. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
1. Удержание уровня производственного травматизма по сравнению с предыдущим годом: стабилизация численности пострадавших в несчастных случаях на производстве не более 0,4 человек на 1000 работающих к 2023 году. 2. Положительная динамика уровня проведения специальной оценки условий труда за период с 2021 по 2023 годы. 3. Численность работников организаций, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда не менее 250 руководителей и специалистов ежегодно. |
13. |
Электронный адрес размещения муниципальной программы в сети Интернет |
www.berdskadm.ru/city/strategy/program |
II. Обоснование необходимости разработки муниципальной программы "улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
1. Объект, предмет регулирования и сфера действия муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
Объект - условия и охрана труда работников в процессе трудовой деятельности.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник и другие лица, участвующие в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) получили увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей или выполнении какой либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности; Профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законодательством случаях; Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Специальная оценка условий труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Специальная оценка условий труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Предмет регулирования - профессиональные риски несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости работников.
Сфера действия - социально-трудовая.
2. Характеристика сферы действия муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
Муниципальная программа обеспечивает преемственность муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске", исполнение которой способствует стабилизации уровня производственного травматизма и основных показателей. Результатом работы, проводимой в городе, стало снижение в 2019 году уровня производственного травматизма по сравнению с 2015 годом, с 0,4 до 0,37 человек в расчете на 1000 работающих. По данным Фонда социального страхования, в городе Бердске в 2019 году количество пострадавших от несчастных случаев на производстве составило 14 человек, что на 26,3% меньше, чем в 2015 году.
Уровень производственного травматизма (в расчете на 1000 работающих) с 2010 по 2019 годы
Территория |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
город Бердск |
0,9 |
0,5 |
0,7 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,37 |
Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства возможен и рост показателей производственного травматизма, в том числе несчастных случаев со смертельным исходом. Поэтому стоит задача принять меры по дальнейшей стабилизации этих показателей.
Среди основных причин производственного травматизма с тяжелыми последствиями для жизни и здоровья работников продолжают оставаться свыше 50% - организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ; эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда; неприменение работниками средств индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов; нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда.
Эффективными мерами, способствующими снижению уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и значительно повышающими производительность труда остаются: специальная оценка условий труда, позволяющая перейти от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников; обучение и проверка знаний требований охраны труда работников организаций и их руководителей, освоение ими практических навыков безопасного выполнения работ.
Предприятия и организации города заметно активизировали работу по проведению специальной оценки условий труда.
В 2019 году темпы проведения специальной оценки условий труда увеличились: количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, увеличилось на 57% по сравнению с числом рабочих мест аттестованных в 2015 году. За последние 5 лет специальную оценку условий труда провели 654 организации, аттестовано: 14413 рабочих места, на которых работают 22980 работников, из них 14247 женщин.
Вместе с тем, в городе Бердске насчитывается 2894 организации и поэтому создание условий для активизации проведения специальной оценки условий труда становится одной из главных задач на ближайшую перспективу.
Показатели проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, (специальной оценки условий труда) в городе Бердске с 2012 по 2019 годы
Наименование мероприятий |
Годы |
|||||||
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество организаций, в которых проводилась аттестация рабочих мест, либо специальная оценка условий труда |
55 |
61 |
68 |
72 |
75 |
128 |
164 |
215 |
Количество работников, на рабочих местах которых была проведена аттестация рабочих мест, либо специальная оценка условий труда |
3254 |
4563 |
4241 |
4174 |
4212 |
4726 |
4837 |
5031 |
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест, либо специальная оценка условий труда |
1956 |
2664 |
2110 |
2336 |
2475 |
2883 |
3052 |
3667 |
Количество рабочих мест с "оптимальными и допустимыми" условиями труда |
907 |
1654 |
1246 |
1440 |
1524 |
1612 |
1838 |
2495 |
Количество рабочих мест с "вредными и опасными условиями труда" |
958 |
1010 |
864 |
896 |
951 |
1271 |
1214 |
1172 |
Одним из факторов, снижающим качество трудового потенциала и производительность труда, является наличие рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. В результате проведенной на предприятиях города за период с 2015 по 2019 год специальной оценки условий труда, было выявлено на 5504 рабочих местах, наличие вредных или опасных факторов. Выполнены ряд организационно-технических мероприятий, в результате которых в 2019 году 1342 рабочих места переведены из класса условий труда "опасные" или "вредные" в класс "допустимые" и "оптимальные". Это 27% рабочих мест, где выявлены вредные или опасные факторы.
В результате значительных объемов занятости работников во вредных и опасных условиях труда город несет не только прямые материальные затраты, но и потери трудового потенциала. Заболевания, проявляющиеся в результате работы во вредных условиях труда, ведут к увеличению потерь рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности, ранней полной потери трудоспособности, ухудшают здоровье населения, повышают уровень преждевременной смертности. В Новосибирской области, как и в целом по России, отмечается рост удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. За период с 2012 по 2019 годы в городе Бердске не выявлено ни одного профессионального заболевания.
По данным федерального статического наблюдения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в городе Бердске списочная численность работников занятых на работе с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, осуществляющих деятельность по лесному хозяйству, в обрабатывающем производстве, по обеспечению электрической энергией, газом и паром и кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений, в строительстве, по транспортировке и хранению, в области информации и связи, (кроме субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью менее 15 человек):
Показатель |
Год |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Списочная численность работников занятых на работе с вредными и (или) опасными условиями труда на конец отчетного года |
2370 |
1664 |
1717 |
1849 |
Неудовлетворительное состояние условий труда на промышленных предприятиях вызвано сокращением объемов финансирования мероприятий по улучшению условий труда, износом основных производственных фондов, использованием устаревших технологий и оборудования, отсутствием квалифицированных кадров по разделу охраны труда, не применением средств индивидуальной защиты, в отдельных случаях - явным нежеланием промышленных предприятий нести дополнительные материальные затраты.
Профилактической мерой снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является обучение и проверка знания требований охраны труда работников организаций. Анализ показал, что одной из причин несчастных случаев на производстве (2019 год - 2,5% от количества произошедших несчастных случаев) является отсутствие проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда. За 2019 год в обучающих организациях прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда 321 человек, в том числе руководители организаций 184 человека.
Численность работников организаций, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда с 2012 по 2019 годы
Количество обученных по охране труда |
Годы |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
руководители |
137 |
133 |
176 |
162 |
175 |
181 |
182 |
184 |
специалисты |
390 |
406 |
345 |
336 |
322 |
302 |
320 |
137 |
всего |
527 |
539 |
521 |
498 |
497 |
483 |
502 |
321 |
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены "Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными (или) опасными производственными факторами".
Существует возможность возместить часть средств, (до 20%), затраченных на страховые взносы на работников, уплаченные организациями в Фонд социального страхования. Возвращенные средства можно использовать на мероприятия по охране труда: проведение специальной оценки условий труда, приобретение средств индивидуальной защиты, специальной одежды и обуви, обучение по охране труда.
Для оформления возмещения средств, затраченных на страховые взносы работников, страхователь имеет возможность срок до 1 августа текущего календарного года обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации.
В рамках мероприятий данной муниципальной программы проводится разъяснительная работа со специалистами кадровых служб, руководителями организаций. Информация о возможности оформить возмещение средств в Фонд социального страхования размещается на официальном сайте администрации, а также освещается на ежегодных семинарах по трудовому законодательству и по охране труда.
За период реализации муниципальной программы, обеспечивающей преемственность ведомственной целевой программы с 2012 года, прослеживается тенденция увеличения числа организаций и предприятий города, обратившихся за возмещением уплаченных налогов в Фонд социального страхования, затраченных на страховые взносы на работников, уплаченные организациями в Фонд социального страхования.
Количество страхователей в городе Бердске, возместивших часть средств, затраченных на страховые взносы работников с 2012 по 2019 годы
Количество страхователей, использовавших средства ФСС РФ на мероприятия по охране труда |
Показатели по годам |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
7 |
15 |
28 |
25 |
28 |
25 |
28 |
45 |
Таким образом, несмотря на некоторую положительную динамику, ситуация требует принятия новых эффективных управленческих решений, комплексного подхода к разработке и реализации мер по её улучшению и стабилизации показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В связи с этим существует необходимость действия на муниципальном уровне данной муниципальной программы с целью оказания мер по повышению культуры труда, эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников в организациях города, распространению передового опыта работы по созданию безопасных условий труда.
Муниципальная программа выстраивает и предоставляет систему мер профилактики возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работающего населения и информационного обеспечения вопросов охраны труда.
III. Цели и задачи, важнейшие целевые индикаторы муниципальной программы "улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
Цели и задачи муниципальной программы с указанием планируемых значений целевых индикаторов по годам реализации муниципальной программы приведены в приложении N 1 к данной муниципальной программе.
IV. Основные мероприятия муниципальной программы "улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
Достижение цели путем решения поставленных задач в рамках реализации данной муниципальной программы будет обеспечено за счет выполнения мероприятий, указанных в приложении N 2 к муниципальной программе.
V. Ресурсное обеспечение муниципальной программы "улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
Программные мероприятия данной муниципальной программы планируется осуществить за счет средств местного бюджета.
Средства на призовой фонд городского смотра-конкурса "Лучшая организация города Бердска по состоянию условий и охраны труда" составляют 30,0 тыс. рублей.
По годам:
- на 2021 год - 0 рублей;
- на 2022 год - 30,0 тыс.рублей;
- на 2023 год - 0 рублей.
Сводные финансовые затраты данной муниципальной программы приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы "улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
Реализация данной муниципальной программы будет способствовать:
- удержанию уровня производственного травматизма по сравнению с предыдущим годом: стабилизировать численность пострадавших в несчастных случаях на производстве на уровне не более 0,4 человек на 1000 работающих к 2023 году;
- организации проведения специальной оценки условий труда ежегодно не менее чем на 500 рабочих местах;
- обучению и прохождению проверки знаний требований охраны труда ежегодно не менее 250 руководителей и специалистов.
Муниципальная программа сформирована и реализуется как единый комплекс организованных методических, профилактических, санитарно-гигиенических, медицинских, информационных, пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели
Социальный эффект от реализации данной муниципальной программы проявится в стабилизации численности пострадавших в несчастных случаях на производстве к концу реализации программы на уровне не более 0,4 человека на 1000 работающих.
Последующий за социальным, экономический эффект проявится в:
- сокращении расходов, связанных с возмещением вреда, полученного работниками от травм на производстве и профессиональных заболеваний или их родственниками в связи с потерей кормильца;
- сокращении потерь рабочего времени, связанного с авариями, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;
- увеличение размера прибыли, полученной в результате повышения производительности труда, связанной с улучшением охраны труда, снижением профессиональных рисков ущерба жизни и здоровью работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- снижении размера издержек, связанных с обеспечением компенсаций для работающих во вредных, опасных условиях труда, на которые расходуются денежные средства, значительно превышающие расходы на осуществление мероприятий по их улучшению.
Муниципальная программа является неотъемлемым звеном системы управления охраной труда на территории города Бердска, интегрирующим деятельность по решению комплекса задач всеми ее участниками (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и самими работниками).
VII. Система контроля реализации муниципальной программы "улучшение условий и охраны труда в городе Бердске"
Реализация муниципальной программы осуществляется ее разработчиком совместно с исполнителями основных мероприятий.
Заказчик данной муниципальной программы:
- определяет и утверждает ответственных лиц за исполнение программных мероприятий;
- координирует и контролирует действия исполнителей по выполнению программных мероприятий;
- контролирует своевременное выполнение программных мероприятий;
- своевременно вносит в установленном порядке необходимые изменения и уточнения в данную муниципальную программу.
Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляет первый заместитель главы администрации (по вопросам экономического развития).
Оперативное руководство и координацию деятельности по реализации основных направлений данной муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель программы - начальник отдела трудовых отношений администрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.