В целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также иных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере оказания медицинских услуг, повлекших наступление неблагоприятных последствий для жизни и здоровья граждан, приказываем:
1. Руководителям следственных подразделений Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области (далее - следственное управление):
1.1. В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обеспечить круглосуточный прием и регистрацию сообщений о фактах смерти граждан и (или) причинении вреда их здоровью вследствие ненадлежащего оказания или неоказания медицинской помощи медицинскими работниками. Незамедлительно информировать аппарат следственного управления о каждом поступившем сообщении такой категории.
1.2. Без промедления организовывать проведение доследственных проверок, изъятие необходимой медицинской документации, принимать меры к исключению случаев производства патологоанатомических вскрытий (исследований) трупов несовершеннолетних, беременных женщин и рожениц и (или) родильниц без соответствующего разрешения следователей и назначения соответствующих экспертиз.
1.3. В ходе проведения доследственных проверок по сообщениям о фактах смерти граждан и (или) причинении вреда их здоровью вследствие ненадлежащего оказания или неоказания медицинской помощи медицинскими работниками устанавливать следующие обстоятельства:
правомочия медицинского работника при оказании медицинской помощи пациенту;
обладание медицинским работником соответствующими знаниями, умением и навыками;
качество профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи;
деятельность, направленная на сокрытие фактов ненадлежащего качества оказанной медицинской помощи, повлекшей наступление неблагоприятных последствий для жизни либо здоровья пациента;
соблюдение правил (стандартов) оказания медицинской помощи;
действия (бездействие), нарушающие правила оказания медицинской помощи.
1.4. В каждом случае обеспечивать своевременное назначение и проведение судебно-медицинских экспертиз с целью установления причин смерти, степени тяжести вреда здоровью граждан, причинно-следственных связей между действиями (бездействием) медицинских работников и наступившими последствиями. В необходимых случаях проводить комплексные и комиссионные судебно-медицинские экспертизы с привлечением различных специалистов. Исключить из практики назначение повторных и дополнительных экспертиз при отсутствии оснований для их назначения.
Наряду с выяснением причин смерти, степени тяжести вреда здоровью граждан, при наличии оснований проводить экспертизы оценки качества оказания медицинских услуг.
1.5. Обеспечить мерами процессуального контроля законность и обоснованность процессуальных решений на стадии досудебного производства по сообщениям и уголовным делам данной категории.
1.6. Контролировать ход каждой доследственной проверки и расследования уголовного дела.
Обеспечить систематическое изучение материалов доследственных проверок и уголовных дел, находящихся в производстве следственных подразделений следственного управления. При необходимости давать конкретные указания в порядке ст. 39 УПК РФ о направлении хода доследственных проверок и предварительного следствия.
1.7. Каждое решение об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела и приостановлении предварительного следствия, в установленном порядке согласовывать с отделами процессуального контроля и криминалистики следственного управления.
1.8. Безотлагательно отменять незаконные и необоснованные постановления следователей, давать исчерпывающие указания о проведении конкретных проверочных действий, обеспечить личный контроль за ходом каждой дополнительной проверки, добиваться выполнения указаний в полном объеме.
1.9. В обязательном порядке проверять и давать правовую оценку всем обстоятельствам расследуемого преступления, выявляя в действиях (бездействии) медицинских работников и должностных лиц медицинских учреждений иные преступные деяния, в том числе предусмотренные ст. ст. 109. 124, 238, 293 УК РФ. В случае установления признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 118, 124, 125, 156 УК РФ, принимать решение о передаче сообщения по подследственности, которое с выделенными материалами проверки направлять в органы внутренних дел.
1.10. В каждом случае в ходе досудебного производства принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры по возмещению потерпевшим ущерба, причиненного преступлением данной категории, обеспечению выполнения требований ст. ст. 42, 44 УПК РФ.
Обеспечивать своевременное проведение работы по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений указанной категории, и других нарушений закона в порядке, установленном ч. 2 ст. 158 УПК РФ.
2. Отделу процессуального контроля следственного управления:
По итогам работы за полугодие и год обобщать практику межведомственного взаимодействия по исполнению требований настоящего приказа. При необходимости информировать Министерство здравоохранения Калининградской области о результатах проведенного обобщения и предложениях по оптимизации данного взаимодействия.
3. Руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Калининградской области:
3.1. В территориальные следственные органы следственного управления в течение одного часа представлять информацию:
о поступлении в медицинское учреждение несовершеннолетнего с признаками совершения в отношении него преступления, посягающего на жизнь или здоровье, в том числе с признаками попытки суицида, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения (с отметкой "несовершеннолетний");
о смерти несовершеннолетнего либо причинении тяжкого вреда его здоровью с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения (с отметкой "несовершеннолетний");
о смерти, в том числе после аборта, беременной женщины, роженицы и (или) родильницы либо причинении тяжкого вреда их здоровью с указанием фамилии, имени, отчества;
об установлении фактов обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборота фальсифицированных биологически активных добавок, с указанием источника поступления таких лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок;
об установлении фактов ненадлежащего оказания медицинских услуг, повлекшего наступление неблагоприятных последствий для граждан, в том числе в виде смерти или причинения вреда здоровью.
3.2. Исключить случаи проведения патологоанатомических вскрытий (исследований) трупов несовершеннолетних, беременных женщин и рожениц и (или) родильниц без соответствующего направления следователя.
3.3. По запросу следственных органов следственного управления в установленном порядке и в указанные в запросе сроки представлять в адрес следственных органов следственного управления заверенные копии историй болезни и иную медицинскую документацию, а также проводить ведомственные проверки качества оказания медицинской помощи и представлять их результаты.
3.4. В случаях угрозы распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений информировать следователей следственного управления и иных лиц, принимающих участие в следственных действиях, о возможных рисках при исследовании и осмотре трупов, а также проведении иных процессуальных действий в опасных условиях.
3.5. Письменно информировать следственное управление, а также Министерство здравоохранения Калининградской области о вынесении судебных решений по гражданским делам с участием представителей медицинских учреждений либо Министерства здравоохранения Калининградской области, которыми установлены нарушения при оказании медицинских услуг, а также которыми признано право граждан компенсировать материальный или моральный вред в результате допущенных нарушений, с предоставлением копий таких судебных решений в течение 1 дня с момента вступления судебного акта в законную силу.
3.6. Принимать меры к сохранности медицинской документации в отношении умерших граждан, в случаях, предусмотренных п. 3.1 настоящего приказа, и исключению возможности внесения незаконных изменений в указанную документацию.
3.7. В течение одного рабочего дня направлять в адрес Министерства здравоохранения Калининградской области заверенную копию медицинской документации в отношении умерших граждан, в случаях, предусмотренных п. 3.1 настоящего приказа
4. Уполномоченным должностным лицам Министерства здравоохранения Калининградской области, руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Калининградской области:
4.1. Обеспечивать своевременное рассмотрение представлений, вносимых следователями следственного управления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ, принимать меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, привлекать виновных лиц к ответственности.
4.2. В соответствии с имеющимися полномочиями, в рамках действующего законодательства, организовывать проведение заседаний комиссий по анализу перинатальной, младенческой, детской, гинекологической, материнской смертности или проведение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по случаям наступления смерти несовершеннолетних, беременных женщин, рожениц и (или) родильниц, причинения тяжкого вреда здоровью данной категории граждан.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на соответствующих должностных лиц ведомств по направлениям деятельности.
Руководитель Следственного |
В.А. Леденев |
Министр здравоохранения |
А.Ю. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области и Министерства здравоохранения Калининградской области от 30 июля 2018 г. N 40/400 "О дополнительных мерах, направленных на выявление, предупреждение и пресечение нарушений в сфере оказания медицинских услуг"
Вступает в силу с 30 июля 2018 г.
Текст приказа опубликован не был