Минфин России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта о предоставлении обеспечения исполнения контракта и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (часть 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяется в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно до момента подписания контракта.
При этом Законом N 44-ФЗ не установлена необходимость указания в проекте контракта способа обеспечения исполнения контракта.
С 1 июля 2020 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 124-ФЗ), в том числе предусматривающие изменения в статью 96 Закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 6.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 124-ФЗ) если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 124-ФЗ положения, в том числе части 6.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 124-ФЗ) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу Закона N 124-ФЗ, либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до дня вступления в силу Закона N 124-ФЗ.
Таким образом, часть 6.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта.
Учитывая изложенное, в указанном в обращении случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту, заключенному до 1 июля 2020 г., подлежат казначейскому сопровождению, то на указанный контракт в том числе распространяются положения части 6.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 124-ФЗ).
|
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 июля 2020 г. вступили в силу изменения в 44-ФЗ. Если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. Если заказчик все же устанавливает требование обеспечения, его размер не должен превышать 10% НМЦК.
Эти изменения по соглашению сторон контракта могут распространяться на контракты, заключенные до 1 июля 2020 г.
Письмо Минфина России от 3 июля 2020 г. N 24-03-07/57535 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был