Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 03-05-05-01/35744
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем Президентом Российской Федерации 03.04.2020 подписан Федеральный закон N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Федеральный закон N 106-ФЗ).
Федеральным законом N 106-ФЗ предусмотрено право физических лиц, индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в период до 30.09.2020 обратиться к кредитору с требованием об изменении условий договора, предусматривающим приостановление исполнения обязательств на срок, определенный заемщиком, но не превышающий шести месяцев (далее - кредитные каникулы).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 106-ФЗ физические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться за получением "кредитных каникул" в случае снижения их дохода (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору (договору займа) за месяц, предшествующий месяцу обращения к кредитору, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом (совокупным среднемесячным доходом всех заемщиков) за 2019 год.
Во исполнение Федерального закона N 106-ФЗ Правительством Российской Федерации установлен максимальный размер кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием о предоставлении кредитных каникул (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 435).
Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие максимальные величины кредитов (займов);
для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются физические лица - 250 тысяч рублей;
для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются индивидуальные предприниматели - 300 тысяч рублей;
для потребительских кредитов (займов), предусматривающих предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, заемщиками по которым являются физические лица - 100 тысяч рублей;
для потребительских кредитов на цели приобретения автотранспортных средств с залогом автотранспортного средства - 600 тысяч рублей;
для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства по которым обеспечены ипотекой, 2 миллиона рублей;
для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства по которым обеспечены ипотекой, 4,5 миллионов рублей - для жилых помещений, расположенных на территории г. Москвы;
для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства по которым обеспечены ипотекой, 3 миллиона рублей - для жилых помещений, расположенных на территориях Московской области, г. Санкт-Петербурга, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Необходимо особо отметить, что согласно положениям Федерального закона N 106-ФЗ на период действия кредитных каникул запрещается:
начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа);
предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа) и (или) обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающий обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту).
Кроме того, сообщается, что в отношении субъектов МСП единственным условием получения кредитных каникул является осуществление деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (перечень отраслей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434).
При этом в отношении субъектов МСП не распространяются установленные Правительством Российской Федерации ограничения максимального размера кредита (займа).
Таким образом, субъекты МСП, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях, вправе обратиться к кредитору за предоставлением кредитных каникул вне зависимости от размера кредитных обязательств.
Требование о предоставлении кредитных каникул юридическим лицам - субъектам МСП в соответствии с положениями Федерального закона N 106-ФЗ представляется кредитору способом, предусмотренным договором.
Также помимо реализации механизма кредитных каникул на законодательном уровне, кредитные организации в настоящее время самостоятельно ведут работу по поддержке пострадавших компаний. Так, по официальной информации в ряде банков введен упрощенный механизм принятия решений по реструктуризации кредитов, позволяющий гибко и быстро принимать такие решения.
В отношении предоставления отсрочки по уплате налогов сообщается, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 570 (далее - постановление N 409) предусмотрено в случаях, указанных в пункте 1 постановления N 409, продление организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, и включенным в единый реестр субъектов МСП:
сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев;
сроков уплаты страховых взносов от 4 до 6 месяцев.
На основании пункта 1 1 постановления N 409 суммы налогов (авансовых платежей), страховых взносов, предусмотренных подпунктами "а" - "в" постановления N 409, подлежат уплате равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании пункта 1 постановления N 409.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ХХХ" имеется в виду "подпунктами "а" - "в" пункта 1"
Пунктами 3 и 4 постановления N 409 также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден приложением к постановлению N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
В связи с изложенным, в случае, если ОКВЭД основного вида деятельности индивидуального предпринимателя или организации поименован в Перечне или Приложении, на таких индивидуальных предпринимателей и такие организации распространятся меры по обеспечению устойчивого развития экономики, утвержденные постановлением N 409.
Одновременно сообщается, что для иных организаций сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций и земельному налогу могут быть продлены по решению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы соответственно по налогу на имущество организаций и земельному налогу, дифференцировать налоговые ставки (с правом установления нулевых налоговых ставок).
Учитывая это, вопрос о снижении налога на имущество организаций и земельного налога, а также установлении налоговых льгот может быть в полной мере урегулирован на региональном уровне.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 03-05-05-01/35744
Текст письма опубликован не был