На основании пункта 1 статьи 18 Устава Сахалинской области, пункта 2 статьи 2 Регламента Сахалинской областной Думы, решения постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экономическому развитию от 07.07.2020 N 8 Сахалинская областная Дума постановляет:
1. Принять обращение Сахалинской областной Думы к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Белоусову А.Р. по вопросам государственного регулирования тарифов на услуги, связанные с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в транспортных терминалах и портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (прилагается).
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Белоусову А.Р., депутату Государственной Думы Карлову Г.А., членам Совета Федерации Архарову Ю.В., Карасину Г.Б. с просьбой оказать содействие в решении вопроса, поднятого в обращении.
3. Опубликовать настоящее постановление и указанное обращение в газете "Губернские ведомости" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Сахалинской областной Думы Хапочкина А.А.
И.о. председателя Сахалинской областной Думы |
А.В. Ивашов |
Обращение
Сахалинской областной Думы
|
Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Белоусову А.Р. |
Уважаемый Андрей Рэмович!
Сахалинская область является единственным субъектом Российской Федерации, расположенным на островах, поэтому морскому транспорту отводится исключительно важная роль в социально-экономическом развитии региона.
В настоящее время инфраструктура морского транспорта Сахалинской области состоит из 9 морских портов и 14 морских терминалов, входящих в границы портов транспортного и пассажирского флота. Морские порты Корсаков и Холмск являются самыми крупными портами общего пользования в Сахалинской области с круглогодичной навигацией, которые специализируются на перевалке народнохозяйственных грузов.
Морской порт Холмск (далее также - порт, порт Холмск) специализируется на переработке сухих грузов и обработке паромов. В порту функционирует стратегический транспортный объект - морская автомобильно-железнодорожная паромная переправа Ванино (Хабаровский край) - Холмск (Сахалинская область), которая связывает остров Сахалин с материковой частью России. Данный объект является социально значимым в жизнеобеспечении Сахалинской области, поскольку каждый паром вместимостью до 28 железнодорожных грузовых вагонов либо до 37 большегрузных автомобилей и до 100 пассажиров (за исключением парома "Сахалин-10", предназначенного для перевозки опасных грузов) в островной регион ежемесячно перевозит около 100 тысяч тонн народнохозяйственных грузов и около 3 тысяч пассажиров.
Причальные паромные комплексы и другие гидротехнические сооружения, являющиеся основой порта, находятся в федеральной собственности и эксплуатируются Сахалинским филиалом ФГУП "Росморпорт". На территории порта находятся склады, емкости для хранения нефтепродуктов, железнодорожные ветки, связанные со станцией Холмск Дальневосточной железной дороги и другое недвижимое имущество, которое используется различными хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги, необходимые для бесперебойного функционирования порта Холмск. В том числе на территории порта осуществляет деятельность Публичное акционерное общество "Холмский морской торговый порт" (далее также - ПАО "ХМТП", акционерное общество), в собственности которого находятся земельные участки, используемые в качестве дорог для въезда и передвижения по территории порта. Данными дорогами пользуются как хозяйствующие субъекты для подъезда к объектам инфраструктуры порта, так и получатели услуг.
На все предоставляемые на территории порта услуги установлены соответствующие тарифы, в том числе и акционерным обществом установлены тарифы как на въезд на территорию порта, так и на выезд с нее.
Учитывая, что до января 2020 года морской порт Холмск в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" состоял в
реестре субъектов естественных монополий, его деятельность подлежала государственному регулированию, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти посредством установления цен (тарифов, сборов) на его услуги, а также контроля за применением указанных цен (тарифов, сборов). Поэтому тарифы на услуги порта Холмск, устанавливаемые в рамках соответствующих приказов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС России), устраивали потребителей услуг.
С января 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1923 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" государственное регулирование тарифов на указанные услуги прекращено. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с неразвитой конкуренцией, при условии наличия таких морских портов в перечне, утвержденном ФАС России по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации. До настоящего времени такой перечень не утвержден.
Воспользовавшись возникшим правовым пробелом, ПАО "ХМТП" в январе 2020 года в разы увеличило тарифы на услуги (в том числе за выдачу пропусков для въезда /выезда с территории порта) и обязало потребителей услуг заключать договор на оказание акционерным обществом сопутствующих услуг, нарушив тем самым требование законодательства по обеспечению равного доступа к своим услугам потребителей. Причем за отказ от заключения указанного договора хозяйствующих субъектов не допускали на территорию порта, перегородив проезд. В результате отказов хозяйствующих субъектов от оплаты услуг по завышенным тарифам, оспаривания незаконного ограничения права на въезд на территорию порта и возникновения на этой почве конфликтных ситуаций с акционерным обществом были допущены простои в деятельности данных хозяйствующих субъектов, срывы в функционировании паромной переправы (3 января текущего года паромы "Сахалин-9" и "Сахалин-10" не смогли своевременно произвести погрузо-разгрузочные работы).
Таким образом, отсутствие государственного регулирования тарифов субъектов естественных монополий на указанные услуги приводит к существенному росту тарифной нагрузки на потребителей услуг при одновременном снижении прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих данные виды деятельности, что негативно отражается на функционировании портов, а также на социально-экономическом развитии Сахалинской области в целом.
По информации ФАС России, проект нормативного правового акта об утверждении перечня морских портов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с неразвитой конкуренцией (далее - перечень), в который включены все порты Сахалинской области, подготовлен, но до сих пор не утвержден.
В то же время при согласовании указанного проекта нормативного правового акта Министерством транспорта Российской Федерации из перечня был исключен порт Невельск, через терминалы которого (Южно-Курильск, Курильск и Северо-Курильск) обеспечивается ввоз социально значимых товаров народного потребления и грузов в рамках реализации федеральных и региональных государственных программ по развитию Курильских островов (Сахалинская область), а также осуществляется перевозка пассажиров и их багажа регулярными грузопассажирскими морскими линиями Сахалин - Курилы и Петропавловск-Камчатский - Парамушир.
С целью недопущения повторения сбоев в деятельности морских портов просим Вас, Андрей Рэмович, включить в перечень морские терминалы Южно-Курильск, Курильск и Северо-Курильск порта Невельск и ускорить принятие указанного нормативного правового акта с учетом этих дополнений, который позволит Правительству Сахалинской области осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на услуги портов.
Кроме того, просим рассмотреть возможность введения государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по обслуживанию пассажиров в морских портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнив соответствующими услугами Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Это позволит повысить уровень доступности пассажирских перевозок: указанные услуги не включаются в стоимость морской перевозки и оплачиваются пассажирами оператору морского порта отдельно, но размер платы за них влияет на стоимость переезда в целом.
Также предлагаем рассмотреть возможность введения государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по предоставлению причалов для целей посадки - высадки пассажиров в морских портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку в отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов в морских портах, указанный вид услуги не может быть урегулирован в процессе перевалки грузов. Решение данного вопроса также имеет существенное социальное значение.
И.о. председателя Сахалинской областной Думы |
А.В. Ивашов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Сахалинской областной Думы от 23 июля 2020 г. N 8/17/203-7 "Об обращении Сахалинской областной Думы к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Белоусову А.Р. по вопросам государственного регулирования тарифов на услуги, связанные с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в транспортных терминалах и портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Вступает в силу с 23 июля 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Сахалинской областной Думы (http://www.dumasakhalin.ru) 28 июля 2020 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 июля 2020 г. N 6500202007290001, в газете "Губернские ведомости" от 31 июля 2020 г. N 86