В соответствии с возложенными задачами Государственная инспекция труда в Краснодарском крае осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 11 Трудового кодекса РФ "трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера". Соответственно, в рамках гражданско-правовых отношений работодатель не обязан предоставлять работнику оплачиваемые отпуска, отпуска по беременности и родам, а работник не имеет права на льготы и гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Это значительно снижает уровень социальной защищенности работников.
Кроме того, организации не облагают выплаты по гражданско-правовым договорам, отвечающим признакам трудовых договоров, страховыми взносами в Фонд социального страхования РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносами на травматизм.
Результаты надзорной деятельности Государственной инспекции труда в Краснодарском крае за 2019 год свидетельствуют о том, что наиболее частыми нарушениями трудового законодательства, допускаемыми работодателями, продолжают оставаться ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками либо уклонение от их оформления совсем.
Государственными инспекторами труда за 2019 год проведено 1085 проверок соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах края, по итогам проведения которых выявлено 1085 нарушений трудового законодательства, что составляет 13,21% от общего количества выявленных правонарушений. По результатам указанных проверок выявлено, что с 70 работниками не заключены трудовые договоры, а в 10 случаях производилась выплата заработной платы ниже минимального размера, установленного в крае.
Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются нарушения требований:
части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ, регламентирующей внесение в трудовые договоры обязательных условий: оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсационные выплаты, режимы труда и отдыха, дата начала работы, идентификационного номера налогоплательщика;
части 1 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, связанной с составлением трудового договора в двух экземплярах и подтверждением получения работником экземпляра трудового договора на экземпляре, хранящемся у работодателя;
части 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, связанной с неоформлением с работниками трудовых договоров в письменном виде;
части 3 статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации, связанной с не ознакомлением при приеме на работу работников под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
За 2019 год должностными лицами Госинспекции труда вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафов за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора (часть 4 статьи 5.27 КоАП РФ) в отношении 572 виновных лиц (118 - должностных лиц, 329 индивидуальных предпринимателей, 125 - юридических лиц) на общую сумму 10 млн 846 тыс. рублей.
Во исполнение решения Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Государственную инспекцию труда поступают сведения из УФНС России по Краснодарскому краю, министерства труда и социального развития Краснодарского края, ГУ Краснодарского регионального отделения ФСС РФ, от профсоюзных организаций, глав муниципальных образований, а так же от работников хозяйствующих субъектов об организациях, индивидуальных предпринимателях, выплачивающих, по их сведениям, заработную плату работникам ниже установленного в Краснодарском крае её минимального размера, либо допускающих к работе неоформленных работников. По данным спискам Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае проводятся надзорные мероприятия, при выявлении нарушений принимаются меры инспекторского реагирования.
По результатам проверок, а также в ходе надзорной деятельности Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае в 10 случаях выявлена выплата заработной платы ниже минимального размера, установленного в крае. Общая сумма произведенных по требованию госинспекторов труда доплат до минимального размера заработной платы составила 122,0 тыс. рублей.
По результатам проверок Госинспекторами труда по всем фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, виновные лица привлечены к административной ответственности. Работодателям предъявлены предписания с требованием об устранении выявленных нарушений.
С целью недопущения нарушения трудовых прав граждан при оформлении трудовых отношений в соответствии с трудовым законодательством Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений решила:
1. Информацию Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, представленную по данному вопросу, принять к сведению.
2. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Краснодарском крае:
продолжить осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части надлежащего оформления трудовых отношений;
по результатам проведенных проверок применять к работодателям, нарушающим трудовые права работников, предусмотренные законодательством меры.
3. Рекомендовать Краснодарскому краевому профобъединению, краевым территориальным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов в муниципальных образованиях края:
продолжить общественный контроль за хозяйствующими субъектами, допускающими ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками;
случаи допущения нарушений рассматривать на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
4. Рекомендовать работодателям всех форм собственности обеспечить исключение случаев подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований и местных поселений:
обеспечить контроль за соблюдением в муниципальных образованиях трудового законодательства в части надлежащего оформления трудовых отношений;
проводить информационно-разъяснительную, консультационную работу в целях повышения правовой грамотности работодателей по вопросам трудового законодательства;
оказывать помощь при осуществлении Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае надзорно-контрольных мероприятий.
6. Сторонам социального партнерства на региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организаций:
принимать практические меры по недопущению нарушения трудовых прав работников в организациях различных форм собственности;
сообщать в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае о нарушениях трудовых прав работников в части не оформления или ненадлежащего оформления трудовых отношений, выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в Краснодарском крае, ставших им известными из любых источников.
Заместитель главы |
А.А. Минькова |
Председатель Союза |
С.В. Бессараб |
Президент Ассоциации |
В.К. Бударин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 июля 2020 г. N 3-4 "О легализации трудовых отношений в организациях Краснодарского края"
Текст решения опубликован не был