Письмо Минфина России от 3 июня 2020 г. N 09-01-11/47653
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение акционерного общества по вопросам правомерности включения в конкурсную массу средств, находящихся на лицевых счетах, неучастника бюджетного процесса, открытых указанному обществу в территориальном органе Федерального казначейства, и сообщает следующее,
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Согласно пункту 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий no обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
Вместе с тем Минфин России полагает возможным высказать мнение по поставленному в указанном письме вопросу.
Нормы о казначейском сопровождении ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
Так, казначейское сопровождение в 2020 году осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", устанавливающей в том числе перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению (далее - Федеральный закон N 380-ФЗ, целевые средства).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 380-ФЗ, пунктами 2 и 3 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 1765 (далее - Правила N 1765), операции с целевыми средствами осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и отражаются на лицевых счетах неучастника бюджетного процесса, открываемых получателям целевых средств (далее - лицевой счет).
Исходя из информации, указанной в обращении, АО является исполнителем по государственным (муниципальным) контрактам, средства по которым подлежат казначейскому сопровождению.
Согласно положениям пункта 5 Правил N 1765 использование целевых средств возможно исключительно на основании платежных документов, представленных в территориальный орган Федерального казначейства юридическим лицом, которому открыт лицевой счет, после осуществления санкционирования расходов (проверки использования целевых средств на соответствие установленным целям) в порядке, установленном приказом Минфина России от 10 декабря 2019 г. N 220н.
Таким образом, целевые средства, находящиеся на лицевых счетах, до представления юридическим лицом - получателем целевых средств соответствующих документов, подтверждающих исполнение обязательств по государственному контракту, не могут быть направлены на иные цели.
Учитывая, что в отношении АО открыто конкурсное производство, остатки целевых средств, находящиеся на лицевых счетах, по мнению Минфина России, подлежат возврату государственному заказчику.
Необходимо отметить, что согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса указанные средства относятся к неналоговым доходам бюджетов, которые зачисляются на счета органов Федерального казначейства (пункт 1 статьи 40 Бюджетного кодекса).
Учитывая вышеизложенное, Минфин России полагает, что средства неиспользованного аванса, перечисленного на лицевой счет головного исполнителя, не могут рассматриваться как средства должника и формировать конкурсную массу должника по делу о несостоятельности (банкротстве).
По мнению Минфина России, обеспечить перечисление указанных средств в федеральный бюджет в установленном порядке надлежит временному управляющему в рамках его полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 67 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 310-ЭС19-15258, денежные средства юридических лиц, находящиеся на счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, являются бюджетными средствами и не подлежат использованию иначе как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казначейского сопровождения.
|
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рассматриваемом случае АО является исполнителем по госконтрактам, средства по которым подлежат казначейскому сопровождению. В отношении АО открыто конкурсное производство.
Как пояснил Минфин, остатки целевых средств, находящиеся на лицевых счетах неучастника бюджетного процесса, открытых в территориальном органе Федерального казначейства, подлежат возврату госзаказчику.
Средства неиспользованного аванса, перечисленного на лицевой счет головного исполнителя, не могут рассматриваться как средства должника и формировать конкурсную массу должника по делу о несостоятельности (банкротстве).
Письмо Минфина России от 3 июня 2020 г. N 09-01-11/47653
Текст письма опубликован не был