Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 17 июня 2020 г. N 207
Методика
проведения статистической оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Методика проведения статистической оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации (далее - Методика) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 3108-р о создании системы статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики Российской Федерации и Методическими рекомендациями по проведению статистической оценки уровня технологического развития экономики Российской Федерации в целом и ее отдельных отраслей, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. N 66.
2. Для целей настоящей Методики используются следующие определения:
- транспортный комплекс - совокупность видов экономической деятельности, обеспечивающих выполнение услуг по транспортировке грузов и пассажиров всеми видами транспорта, за исключением транспортирования по трубопроводам и космического транспорта;
- технологическое развитие - процесс создания, совершенствования и распространения технологий, обеспечивающий устойчивый рост экономики и качества жизни населения;
- уровень технологического развития - степень соответствия количественных и качественных параметров технологического развития мировому уровню;
- потенциальный уровень технологического развития - ожидаемый уровень технологического развития в отрасли как результат внедрения технологических инноваций (с учетом реализуемых инвестиционных программ). В качестве потенциального уровня технологического развития принимается уровень технологического развития транспорта в странах, занимающих лидирующее положение по объему транспортных услуг и уровню технологического развития транспорта;
- технология транспортных процессов - это комплексное понятие, объединяющее организацию, планирование и управление грузовыми и пассажирскими перевозками, прогнозирование и моделирование работы всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры, оптимизацию взаимодействия между различными видами транспорта, применение инфотелекоммуникационных сетей и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, контроль безопасности функционирования транспортных систем, оценку качества транспортных услуг и эффективности деятельности транспортных предприятий.
II. Цели и задачи проведения статистической оценки уровня технологического развития транспортною комплекса Российской Федерации
3. Целями проведения статистической оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации являются:
- определение уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации и основных видов экономической деятельности транспортного комплекса в сравнении с зарубежными странами;
- сравнительная оценка темпов технологического развития по видам экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации в сравнении с зарубежными странами.
4. К основным задачам проведения статистической оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации относятся:
- формирование системы показателей, оценивающих уровень технологического развития видов экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации;
- формирование системы показателей, оценивающих уровень технологического развития видов экономической деятельности транспорта зарубежных стран;
- определение количественной оценки фактического и потенциального уровней технологического развития видов экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации;
- определение степени влияния каждого показателя на формирование интегральной оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации;
- построение интегрального показателя, характеризующего уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации;
- выполнение сравнительного анализа уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации с уровнем технологического развития транспорта в зарубежных странах.
5. Для оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации используются статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), а также данные ведомственной статистики (данные федеральных агентств Минтранса России: Росавтодор, Росморречфлот, Росавиация, Росжелдор), ОАО "РЖД" и международной статистики (данные Евростата, Всемирного банка, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), МВФ, ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог), IKAO (Международная организация гражданской авиации), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), органов статистики отдельных стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, Италия, Китай, Япония и т.д.).
6. К основным принципам отбора показателей для проведения статистической оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации относятся:
- сопоставимость показателей по странам в динамике, методам их построения;
- доступность данных - наличие открытых источников данных, методик расчета показателей;
- репрезентативность показателей - обеспечение оценки уровня технологического развития разных видов транспорта;
- достоверность данных - использование данных из официальных источников;
- полнота данных - наличие показателей, отражающих динамику уровня технологического развития основных видов экономической деятельности в транспортной отрасли.
III. Виды экономической деятельности, по которым осуществляется мониторинг технологического развития
7. К видам экономической деятельности, по которым осуществляется мониторинг технологического развития транспортного комплекса, относятся следующие виды экономической деятельности, определенные в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 Ред. 2:
- код 49 "Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта" (за исключением кода 49.5 "Деятельность трубопроводного транспорта");
- код 50 "Деятельность водного транспорта";
- код 51 "Деятельность воздушного и космического транспорта" (за исключением кода 51.22 "Деятельность космического транспорта");
- код 52.2 "Деятельность транспортная вспомогательная".
Соответствие видов экономической деятельности с кодами ОКВЭД2 видам экономической деятельности с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007) ОК 029-2007 Ред. 1.1 представлено в таблице 1.1 (приложение N 1).
IV. Система показателей, характеризующих уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации
8. В рамках настоящей Методики с целью статистической оценки уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации используются следующие группы показателей:
группа 1 - показатели, характеризующие инвестиционную активность;
группа 2 - показатели, характеризующие уровень ресурсоемкости;
группа 3 - показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов;
группа 4 - показатели, характеризующие уровень инновационности, создания и использования технологий;
группа 5 - показатели, характеризующие уровень цифровизации.
8.1. Показатели инвестиционной активности оценивают потенциал развития транспортной инфраструктуры, обновления основных фондов и транспортных средств для оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров.
В рамках настоящей Методики предлагаются следующие показатели:
1) инвестиции в основной капитал к валовой добавленной стоимости (процентов);
2) индекс физического объема инвестиций в основной капитал (процентов).
8.2. К показателям, характеризующим уровень ресурсоемкости, относятся:
1) энергоемкость валовой добавленной стоимости (тонн в нефтяном эквиваленте на 1000 долл. США в постоянных ценах) (применяется обратный показатель, нормированный);
2) прогрессивность энергопотребления (процентов).
8.3. Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов, включают:
1) производительность труда (тыс. долл. США по паритету покупательной способности рубля к доллару США/чел.);
2) индекс производительности труда (процентов).
8.4. Показатель создания и использования технологий определяется как отношение расходов на НИОКР к валовой добавленной стоимости по виду экономической деятельности и оценивает интенсивность ведения исследований и разработок в отрасли в части финансирования.
8.5. Показатели, характеризующие уровень цифровизации транспортного комплекса, оценивают использование информационных технологий. К ним отнесены следующие показатели:
1) удельный вес организаций, имеющих доступ в Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с, в общем числе организаций (процентов);
2) удельный вес организаций, размещающих заказы на товары (работы, услуги) в Интернете, в общем числе организаций (процентов);
3) удельный вес организаций, получавших заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по Интернету, в общем числе организаций (процентов).
9. Для проведения статистической оценки уровня технологического развития основных видов экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации используются показатели двух уровней:
- общеотраслевые показатели;
- специализированные отраслевые показатели.
9.1. Показатели первого уровня - общеотраслевые показатели, используемые для любого вида экономической деятельности. Показатели объединены в три группы:
- показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов;
- показатели, характеризующие инвестиционную активность;
- показатели, оценивающие научно-технологическую деятельность, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
К общеотраслевым показателям, оценивающим уровень технологического развития основных видов экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации, относятся:
1) производительность труда (тыс. долл. США по ППС/чел.);
2) инвестиции в основной капитал к валовой добавленной стоимости (процентов);
3) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) к валовой добавленной стоимости (процентов).
Все перечисленные общеотраслевые показатели рассчитываются на основе показателя "Валовая добавленная стоимость".
В связи с тем, что Росстат определяет валовую добавленную стоимость по укрупненным видам экономической деятельности (деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, деятельность водного транспорта, деятельность воздушного и космического транспорта, складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность), а зарубежная статистика большинство экономических показателей предоставляет на уровне классов видов экономической деятельности, для построения интегральных показателей уровня технологического развития видов экономической деятельности транспортного комплекса, принято следующее допущение: общие показатели определяются для видов деятельности на уровне классов ОКВЭД.
9.2. Показатели второго уровня - специализированные отраслевые показатели, оценивающие уровень технологического развития отдельных видов экономической деятельности транспортного комплекса:
1) показатели, оценивающие уровень технологического развития транспортной инфраструктуры;
2) показатели, оценивающие уровень технологического развития транспортных средств и оборудования;
3) показатели эффективности производства и качества услуг.
В Методике предусмотрены специализированные отраслевые показатели, относящиеся к видам экономической деятельности, находящимся в ведении Минтранса России.
Распределение специализированных отраслевых показателей по укрупненным видам экономической деятельности с целью получения интегральных показателей представлено в приложении N 2.
Алгоритм расчета показателей, а также источники данных для построения интегральных показателей, оценивающих уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации, представлены в приложении N 3.
10. Международная сопоставимость обеспечивается со странами, занимающими лидирующее положение по объему транспортных услуг и уровню технологического развития транспорта с учетом сопоставимости методологии расчета используемых показателей.
Сравнение уровня технологического развития транспорта проводится со следующими странами: высокоразвитыми странами с развитой промышленностью, высокоразвитыми странами со значительным сырьевым сектором в экономике, среднеразвитыми странами с развитой промышленностью, странами БРИКС, активно развивающимися странами Юго-Восточной Азии, странами ЕАЭС.
V. Интегральные показатели, характеризующие уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации
11. Построение сводного интегрального показателя, характеризующего уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации, основано на агрегировании соответствующих интегральных показателей по группам показателей, указанных в пункте 8 Методики, по следующей формуле:
где:
- сводный интегральный показатель, характеризующий уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации;
- интегральный показатель j-й группы показателей по транспортному комплексу;
- весовой коэффициент влияния j-й группы показателей на формирование сводного интегрального показателя, характеризующего уровень технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации;
j - номер группы показателей (j=l, ... ,g);
g - количество групп показателей.
Весовые коэффициенты влияния каждой группы показателей на формирование сводного интегрального показателя принимаются равными (при g=5, ).
12. Построение интегрального показателя j-й группы показателей по транспортному комплексу осуществляется по формуле:
где:
- значение i-го показателя;
m - количество показателей, используемых в j-й группе;
- весовой коэффициент влияния i-го показателя, используемый для формирования интегрального показателя по j-й группе показателей,
.
Весовые коэффициенты принимаются равными. Если m = 2, .
13. При расчете интегральных показателей уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации необходимо учитывать следующее:
- показатели, характеризующие уровень технологического развития транспортного комплекса (пункт 8 данной Методики), в соответствии с международной методологией расчета показателей определяются на уровне раздела ("Транспортировка и хранение") или видов экономической деятельности: "Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта"; "Деятельность водного транспорта"; "Деятельность воздушного и космического транспорта"; "Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность". Так, например, показатели цифровизации в международной статистике определяются на уровне раздела "Транспортировка и хранение";
- состав показателей в группах, указанных в пункте 8 данной Методики, может корректироваться в зависимости от информационного обеспечения и результатов тестовых расчетов интегральных показателей уровня технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации в сравнении с зарубежными странами.
VI. Интегральные показатели, характеризующие уровень технологического развития основных видов экономической деятельности транспортного комплекса Российской Федерации
14. Построение интегрального показателя, характеризующего уровень технологического развития по виду экономической деятельности, основано на агрегировании общеотраслевых и специализированных отраслевых показателей по следующей формуле:
,
где:
- общеотраслевой интегральный показатель по j-му виду экономической деятельности;
- специализированный отраслевой интегральный показатель по j-му виду экономической деятельности.
Показатель используется для статистической оценки уровня технологического развития по j-му виду экономической деятельности.
15. Общеотраслевой интегральный показатель по j-му виду экономической деятельности определяется по следующей формуле:
,
где:
- значение i-го общеотраслевого показателя по j-му виду экономической деятельности;
- вес i-го общеотраслевого показателя по j-му виду экономической деятельности
(принимается равным для всех групп показателей - 0,33. При наличии нескольких показателей в группе значение для группы определяется как среднее арифметическое);
k - число общих показателей.
Здесь и далее при наличии пропусков данных значение соответствующего показателя и его веса принимаются равными нулю и, таким образом, исключаются из расчета.
16. Расчет специализированного отраслевого интегрального показателя по j-му виду экономической деятельности производится по следующей формуле:
,
где:
- значение i-го специализированного показателя по j-му виду экономической деятельности;.
- вес i-го специализированного показателя по j-му виду экономической деятельности в специализированном интегральном показателе j-го вида экономической деятельности. Показатели, оценивающие уровень технологического развития транспортной инфраструктуры, и показатели эффективности производства и качества услуг, относящиеся к воздушному транспорту, учитываются с весом 1. Показатели эффективности производства и качества услуг, относящиеся к сухопутному транспорту, учитываются с весом 0,5. В составе группы показателей, оценивающих уровень технологического развития транспортных средств и оборудования, показатели, характеризующие долю контейнерных перевозок, учитываются с весом 0,5, а показатели использования альтернативного топлива - с весом 0,25. Вес данных показателей определен на основе экспертной оценки;
k - число специализированных показателей по j-му виду экономической деятельности.
17. При расчете интегральных показателей по транспортному комплексу и видам экономической деятельности для обеспечения однородности значений показателей, имеющих различные единицы измерения (проценты, тыс. руб., тыс. человек и др.), применяется процедура нормирования данных по странам по формуле:
,
где:
U - нормированное значение показателя;
- фактическое значение показателя;
,
- минимальное и максимальное значение показателя по странам за весь период наблюдения.
В отдельных случаях для обеспечения соответствия общей направленности используется обратный показатель:
,
Рост всех показателей, включенных в интегральный показатель, можно трактовать как положительную динамику.
Обратный показатель определяется, например, по энергоемкости валовой добавленной стоимости.
Значения интегральных индексов и нормализованные значения находятся в интервале [0; 1].
18. Для сопоставимости динамических рядов при установлении минимальных и максимальных значений рассматривается весь период наблюдения с 2010 г. В случае, если наблюдение показателя осуществлялось с более позднего периода, используются данные за фактический период наблюдений.
19. Сводные интегральные индексы, рассчитанные по транспортному комплексу Российской Федерации и зарубежным странам, используются для ранжирования стран по уровню технологического развития, сравнения темпов технологического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.