Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 974103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 974103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает:
Законопроектом предлагаются изменения положений Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 162-ФЗ), в соответствии с которыми:
1) предметная область Федерального Закона N 162-ФЗ расширяется отношениями, касающимися использования информационной системы в сфере стандартизации;
2) положения статьи 2 дополняются новыми основными терминами "программа стандартизации" и "информационная система в сфере стандартизации";
3) необходимость разработки и внедрения цифровых технологий, согласно положениями законопроекта, в том числе становятся целями стандартизации;
4) принципы стандартизации дополняются новым принципом непротиворечивости документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствие в указанных документах по стандартизации дублирующих положений;
5) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, наделяется полномочием устанавливать порядок разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации.
6) уточняются полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, а именно:
по введению в действие (помимо межгосударственных стандартов) международных стандартов и региональных стандартов на территории Российской Федерации, а также по приостановлению и отмене их действия;
по определению порядка регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий в Федеральном информационном фонде стандартов для создания условий, касающихся снижения случаев введения потребителей в заблуждение о потребительских и функциональных свойствах продукции (работ, услуг), а также по организации регистрации указанных документов по стандартизации, включая учет в указанном Фонде, и предоставления информации о них государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и физическим лицам;
по определению порядка и условий применения региональных сводов правил и сводов правил иностранных государств;
по осуществлению создания и ведения информационной системы в сфере стандартизации для обеспечения сбора, обработки, хранения, размещения, использования и предоставления информации, касающейся планирования работ по стандартизации, в том числе, формирования и реализации программ стандартизации, разработки, редактирования и экспертизы проектов документов по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также деятельности участников работ по стандартизации и федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации по иным направления стандартизации;
7) корректируется деятельность технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации, комиссии по апелляциям.
Так, законопроектом уточняются полномочия технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов, под которыми понимается форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц (включая научные организации в сфере стандартизации, общественные организации и общественные объединения), которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах в международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемый подход соответствует национальному стандарту "ГОСТ Р 1.12-2004. "Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения" и аналогичным международным, региональным стандартам и национальным стандартам экономически развитых стран.
В отношении комиссии по апелляциям предлагается установить полномочия Комиссии по апелляциям рассмотрение жалоб по обращениям заявителей на все решения, действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и его должностных лиц;
8) расширяется перечень документов по стандартизации, предлагается отнести к ним международные стандарты, региональные стандарты, межгосударственные стандарты, региональные своды правил, а также стандарты иностранных государств. Данные документы предлагается включить в Федеральный информационный фонд стандартов для расширения возможностей их применения для оценки (подтверждения) соответствия экспортируемой отечественной продукции требованиям указанных стандартов и внедрения современных зарубежных технологий;
9) уточняется порядок разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации полномочиями по учету зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов действующих стандартов организаций, в том числе технических условий, и предоставление информации о них государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и физическим лицам и предоставлению безвозмездного доступа к документам, которые составляют Федеральный информационный фонд стандартов государственным органам, органам местного самоуправления, судам, а также госкорпорациям "Роскосмос" и "Росатом".
По мнению Комитета, законопроект будет способствовать повышению эффективности использования информационной системы в сфере стандартизации, дальнейшему технологическому развитию национальной системы стандартизации, а также оптимизации деятельности технических комитетов, проектных технических комитетов по стандартизации, что в свою очередь повысит результативность и эффективность их деятельности.
При этом, разделяя точку зрения комитета-соисполнителя, и Комитет отмечает, что положения законопроекта, регламентирующие требования к государственным информационным системам необходимо соотнести с действующими положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Кроме того, Комитет обращает внимание на необходимость юридико-технической и лингвостилистической правки законопроекта ко второму чтению.
Данные замечания и предложения не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 974103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.