Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 июня 2020 г. N 03-05-05-02/48513
Департамент налоговой политики в связи с письмом в рамках своей компетенции рассмотрел обращение о поддержке отрасли торговой недвижимости (торговые центры) и сообщает следующее.
В соответствии со статьями 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог к местным налогам, являются одними из основных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступают.
Средства от уплаты данных налогов направляются на финансирование расходных обязательств региональных и местных бюджетов, в том числе в социальной сфере, что особенно актуально в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, когда социальные обязательства региональных и местных бюджетов возрастают.
В части отмены налоговых платежей по налогу на имущество организаций и земельному налогу сообщаем, что в настоящее время в целях оказания поддержки владельцам торговых центров Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 16.05.2020 N 699 "О внесении изменений в Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов" предусмотрено получение арендодателем отсрочки по уплате отдельных налогов и авансовых платежей по ним (кроме НДС, НДПИ, акцизов и страховых взносов), в случае если он предоставил пользователю помещения отсрочку по арендной плате. Арендодатель должен быть собственником недвижимости, а его основной вид деятельности - соответствовать коду ОКВЭД 68.2 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом".
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления отсрочки в отношении арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности если это не приведет к ухудшению для арендатора условий, предусмотренных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Обращаем внимание, что законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате земельного налога (пункт 12 статьи 64 Кодекса).
Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по региональным и местным налогам, дифференцировать налоговые ставки (с правом установления нулевых налоговых ставок).
При этом решения, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно, не должны повлечь риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В части предложений о предоставлении отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на 6 месяцев (с возможностью продления до января следующего года), а также перехода на начисление и уплату НДС "по оплате", сообщаем.
Согласно пункту 1 статьи 174 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, установленный Кодексом порядок уплаты НДС в бюджет предусматривает равномерную нагрузку на налогоплательщиков. В связи с этим принятие предложения о переносе срока уплаты налога на 6 месяцев приведет к единовременному отвлечению оборотных средств на уплату налога в бюджет.
Что касается изменения действующего порядка исчисления и уплаты НДС, то в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 статьи 167 Кодекса, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом на основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие реализацию указанных товаров (работ, услуг), имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты, в том числе с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах установлены равные условия в отношении уплаты и вычета сумм НДС.
Изменение действующего порядка определения налоговой базы по НДС и установление момента определения налоговой базы на день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) приведет к нарушению целостности системы налогообложения НДС и негативным последствиям для федерального бюджета, поскольку НДС, выставленный налогоплательщиками-продавцами по отгруженным ими товарам (выполненным работам, оказанным услугам), будет по-прежнему приниматься к вычету покупателями независимо от его оплаты налогоплательщикам-продавцам, то есть независимо от уплаты налогоплательщиками-продавцами НДС в федеральный бюджет.
Учитывая изложенное, указанные предложения не поддерживаются.
Одновременно сообщаем, что дополнительная информация о мерах поддержки населения и бизнеса, реализуемых Правительством Российской Федерации, размещена на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Меры Правительства РФ с# коронавирусной инфекцией и поддержке экономики" по адресу: http://government.ru/support_measures/.
Кроме того, отмечаем, что меры по поддержке граждан и бизнеса также реализуются Центральным банком Российской Федерации. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Банка России по адресу: https://www.cbr.ru/covid/.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 июня 2020 г. N 03-05-05-02/48513
Текст письма опубликован не был