Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 мая 2020 г. N 03-05-05-01/42502
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
По вопросу отмены арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, сроком на 1 год.
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, относятся согласно статьям 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и зачисляются по нормативу 100 процентов в бюджет собственника соответствующего имущества (федеральный, региональный или муниципальный).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно принимают решения об установлении льгот по аренде регионального и муниципального имущества.
Правительством Российской Федерации установлены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439) и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предоставить меры поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления отсрочки в отношении арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если это не приведет к ухудшению для арендатора условий, предусмотренных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Обращаем внимание, что решения, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно, не должны повлечь риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
По вопросу отмены налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости, сроком на 1 год, а также снижения ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), с 15% (доходы минус расходы) до минимального размера налога до 1% с 1 марта по 31 декабря 2020 года.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия продлевать сроки уплаты отдельных налогов, сборов, страховых взносов, авансовых платежей по налогам, а также устанавливать дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядок и условия ее предоставления.
В развитие указанного федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409), которым предусматривается, в частности, продление срока уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, изменение сроков уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций, налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в отраслях, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2019 год для организаций продлевается с 31 марта 2020 г. до 30 сентября 2020 г., для индивидуальных предпринимателей - с 30 апреля 2020 г. до 30 октября 2020 г.
Авансовые платежи за I квартал 2020 г. по налогу на имущество организаций подлежат уплате не позднее 30 октября 2020 г., за II квартал 2020 г. - не позднее 30 декабря 2020 г. Срок уплаты авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за I квартал 2020 г. продлевается с 25 апреля 2020 г. до 26 октября 2020 г., а за полугодие - с 25 июля 2020 г. до 25 ноября 2020 г.
Для иных организаций сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций могут быть продлены по решению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы соответственно по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, дифференцировать налоговые ставки (с правом установления нулевых налоговых ставок).
Учитывая это, вопросы о снижении налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц, а также об установлении налоговых льгот могут быть в полной мере урегулированы на региональном (местном) уровне.
Также Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима.
Так. например, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 1 статьи 346 20 Кодекса).
На основании пункта 2 статьи 346 20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5% до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 346 31 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлена налоговая ставка в размере 15% величины вмененного дохода. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
Одновременно сообщаем, что в целях реализации поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 959325-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных за второй квартал 2020 года.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 мая 2020 г. N 03-05-05-01/42502
Текст письма опубликован не был