Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 мая 2020 г. N 03-05-05-01/39907
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
По вопросу отмены арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности сроком на 1 год, дополнительно сообщается.
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, относятся согласно статьям 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и зачисляются по нормативу 100 процентов в бюджет собственника соответствующего имущества (федеральный, региональный или муниципальный).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно принимают решения об установлении льгот по аренде регионального и муниципального имущества.
Правительством Российской Федерации установлены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 439) и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предоставить меры поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления отсрочки в отношении арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности если это не приведет к ухудшению для арендатора условий, предусмотренных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Обращаем внимание, что решения, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно, не должны повлечь риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
По вопросу отмены налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости, сроком 1 год, а также снижения ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 15% (доходы минус расходы) до минимального размера налога до 1% с 1 марта по 31 декабря 2020 года.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия продлевать сроки уплаты отдельных налогов, сборов, страховых взносов, авансовых платежей по налогам, а также устанавливать дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядок и условия ее предоставления.
В развитие указанного федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409), которым предусматривается, в частности, продление срока уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), изменение сроков уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц, налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в отраслях, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2019 год для организаций продлевается с 31 марта 2020 г. до 30 сентября 2020 г., для индивидуальных предпринимателей - с 30 апреля 2020 г. до 30 октября 2020 г.
Авансовые платежи за I квартал 2020 г. по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц подлежат уплате не позднее 30 октября 2020 г., за II квартал 2020 г. - не позднее 30 декабря 2020 г. Срок уплаты авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за I квартал 2020 г. продлевается с 25 апреля 2020 г. до 25 октября 2020 г., а за полугодие - с 25 июля 2020 г. до 25 ноября 2020 г.
Для иных организаций сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц могут быть продлены по решению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы соответственно по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, дифференцировать налоговые ставки (с правом установления нулевых налоговых ставок).
Учитывая это, вопросы о снижении налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц, а также установлении налоговых льгот могут быть в полной мере урегулированы на региональном (местном) уровне.
Также Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима.
Так, например, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 1 статьи 346 20 Кодекса).
На основании пункта 2 статьи 346 20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
В соответствии со статьей З46 31 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлена налоговая ставка в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
Одновременно сообщается, что Президентом Российской Федерации Путиным В.В. 11 мая текущего года определены новые меры поддержки, предусматривающие освобождение индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, от уплаты за второй квартал 2020 года налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продление сроков уплаты которых было предусмотрено Постановлением N 409.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 мая 2020 г. N 03-05-05-01/39907
Текст письма опубликован не был