Решение Самарского областного суда от 23 июня 2020 г. N 3а-1029/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1029/2020 по административному исковому заявлению Г.А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части, установил:
Г.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным иском, с последующим уточнением исковых требований, о признании недействующими со дня их принятия:
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 г.), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608 (далее - приказ N 1608), в части включения в него под пунктом 24188 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 г.), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 г. N 2201 (далее - приказ N 2201), в части включения в него под пунктом 25656 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в названные Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение, которое не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку оно располагается в многоквартирном жилом доме, фактически частично используется административным истцом под организационную структуру ООО "<данные изъяты>". Считает нормативные правовые акты в указанной части незаконными, нарушающими его права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца - К.А.В., действующий на основании доверенности, поддержал требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении с учетом уточнений заявленных требований.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно. На административное исковое заявление министерство представило возражения, пояснив, что нежилое помещение соответствует критериям объекта, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и обоснованно включено в Перечни на 2019 г. и на 2020 г. на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии со ст. ст. 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения стороны истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1608 утвержден Перечень на 2019 г., приказом N 2201 утвержден Перечень на 2020 г., в которые под пунктами 24188 и 25656 соответственно включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Данные приказы с Перечнями опубликованы: приказ N 1608 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16 ноября 2018 г., в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20 ноября 2018 г.; приказ N 2201 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18 октября 2019 г., в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23 октября 2019 г.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия. Несмотря на истечение срока действия приказа N 1608, данный нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется его обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Установлено, что Г.А.В. является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 122,4 кв. м, расположенного на этаже N 0 по адресу: <адрес>, которое имеет назначение и наименование "нежилое помещение", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 октября 2007 г., выпиской из ЕГРН от 13 июня 2019 г.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение, составленному ООО " <данные изъяты>" по состоянию на 6 июля 2007 г., оно имеет назначение "нежилое помещение" и включает части назначением: нежилые помещения, коридоры, тамбур, санузел, сауна, душевая.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 22 мая 2019 г. данное помещение располагается в здании с кадастровым номером N, которое имеет назначение "многоквартирный дом" и наименование "многоквартирный жилой дом".
Как следует из выписки из ЕГРН от 18 декабря 2018 г., земельный участок с кадастровым номером N на котором расположен указанный многоквартирный дом, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство жилого дома со встроенными помещениями офисов в цокольном и первом этажах (2 очередь строительства).
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение в спорном помещении офиса, торгового объекта, объекта общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, для включения его в Перечни на 2019-2020 гг. требовалось установление фактического использования нежилого помещения.
По смыслу закона основания для включения объекта капитального строительства в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней на 2019-2020 гг. не проводилось.
Г.А.В. является учредителем и директором ООО "<данные изъяты>". Основной вид деятельности указанного общества - строительство жилых и нежилых зданий, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 4 апреля 2020 г.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения фактического использования от 16 сентября 2019 г., выполненного ООО "<данные изъяты>", фактически нежилое помещение используется как основное и вспомогательное помещение, часть которого не используется, либо пустует. По результатам осмотра основные помещения (кабинет площадью 14,8 кв. м, пустые помещения 62,4 кв. м) составляют 77,2 кв. м или 63,07% от общей площади, подсобные помещения (коридор, тамбур, подсобная, санузел, сауна, душевая) составляют 45,2 кв. м или 36,93% от общей площади.
Оценив доказательства по делу в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании спорного помещения в заявленный период в целях, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены, в связи с чем, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного, суд полагает, что нормативные правовые акты, имеющие ограниченный срок применения, в целях восстановления прав и законных интересов административного истца следует признать недействующими в оспариваемой части со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Г.А.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом 24188 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом 25656 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июня 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 июня 2020 г. N 3а-1029/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании