Решение Самарского областного суда от 6 июля 2020 г. N 3а-1030/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1030/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "П." к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П." (далее - ООО "П.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании недействующими со дня принятия:
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 г.), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608 (далее - приказ N 1608), в части включения в него под пунктом 335 нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом 22756 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 г. N 2201 (далее - приказ N 2201), в части включения в него под пунктом 346 нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом 24290 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилое помещение и здание, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не являются административно-деловым либо торговым центром, не предназначены для размещения только офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости. Включение данных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 10.01.2019 года Е.А.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что требования ООО "П." подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.ст. 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 г. N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в отношении объектов, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом N 1608 утвержден Перечень на 2019 г., приказом N 2201 утвержден Перечень на 2020 г.
Данные приказы с Перечнями опубликованы:
- приказ N 1608 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 г., в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 г.;
- приказ N 2201 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019 г., в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 г.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия.
Несмотря на истечение срока действия приказа N 1608, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 335 Перечня на 2019 г. и в пункт 346 Перечня на 2020 г. Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт 22756 Перечня на 2019 г. и в пункт 24290 Перечня на 2020 г.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (в редакции на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов).
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ООО "П." на праве собственности принадлежит:
- нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 5 545,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, согласно выписке из ЕГРН от 04 июня 2020 г.;
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 429 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, согласно выписке из ЕГРН от 03 июня 2020 г.
В соответствии со сведениями технического паспорта, в нежилом здании - производственном здании Адм-опт. к ОМТС располагаются: склады, коридоры, гардероб, душевая, санузлы, лестн. клетки, кабинеты, подсобное.
При этом термин "кабинет" не тождественен термину "офис", наименование здания - адм.-опт. к ОМТС не свидетельствует о предназначении его для объектов офисного, делового, коммерческого назначения. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является: под завод, согласно выписке из ЕГРН от 20 июня 2020 г.
В соответствии со сведениями технического паспорта в нежилом помещении - производственное помещение располагаются: подсобные, коридоры, санузлы, комната отдыха, теплопункты, парная, площадью 12,6 кв. м., электрощитовая, кабинеты, гардеробы, лестничные клетки столовая, площадью 11,4 кв. м. и 8,5 кв. м., кухня, площадью 8,6 кв. м., комната отдыха, площадью 17,5 кв. м., производственные, мастерская, трансформаторная подстанция, склады, вент. камеры, комната охраны, раздевалка. Площадь помещений столовой, кухни, парной не превышает 20% от общей площади помещения.
Нежилое помещение с кадастровым номером N находится в здании, сведения о котором не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно материалам инвентарного дела, в здании, в котором находится нежилое помещение площадью 5 545,9 кв. м., имеется помещение гражданской обороны, площадью 278,6 кв. м., расположенное в подвале. Иных помещений в здании нет. Указанное подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО1.
Названное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является: под завод, согласно выписке из ЕГРН от 20 июня 2020 г.
Указанный вид разрешенного использования земельных участков не предполагает размещение на нем объектов офисного, коммерческого, делового назначения, торговых объектов и объектов общественного питания.
В соответствии с сообщением генерального директора <Наименование>, нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, данный земельный участок расположен внутри огражденной охраняемой территории <Наименование> с организованным круглосуточным контролем доступа. Доступ неограниченного круга лиц к указанному земельному участку отсутствует. Контрольно-пропускной режим осуществляется как по территории завода, так и на постах охраны транспортных ворот и проходной завода. Нежилое помещение с кадастровым номером N располагается в производственном здании - здании деревообрабатывающего цеха на земельном участке с кадастровым номером N. Данный земельный участок вынесен за пределы основной площади завода. Охрана объекта осуществляется по периметру прилегающей к зданию территории с организованным контрольно-пропускным режимом. Доступ неограниченного круга лиц к указанному зданию также отсутствует.
Основным видом деятельности ООО "П." является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Мероприятия по определению фактического использования нежилых помещения и здания на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов министерством не производились.
Из материалов дела следует, что 01 марта 2019 года между ООО "П." и ООО "О." был заключен договор аренды недвижимого имущества, согласно которому объектами аренды являлись нежилое помещение литер Е, Е1, Е2, Е3, площадью 193,00 кв. м., и нежилое здание АДМ. ОПТ. к ОМТС, литера 41,площадью 73,5 кв. м., расположенные по адресу: <адрес>. Арендуемые объекты будут использоваться арендатором в соответствии с назначением объектов указанном в технических паспортах на объекты.
01 сентября 2019 года между ООО "О." и ООО "Г.-А." заключен договор субаренды нежилого помещения N N, согласно которому арендатору передана в аренду нежилое помещение, площадью 23,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, для размещения производственного помещения.
Основным видом деятельности ООО "Г.-А." является деятельность автомобильного грузового транспорта, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 02 июля 2020 года N N.
01 марта 2020 года между ООО "О." и ООО "К." заключен договор субаренды нежилого помещения N N, в соответствии с которым, арендатору передано нежилое помещение, площадью 50 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, для размещения производственного помещения.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 02 июля 2020 года N N, основным видом деятельности ООО "К." является производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах.
01 апреля 2019 года между ООО "О." и ФИО2 заключен договор субаренды нежилого помещения N N, в соответствии с которым арендатору передано для размещения производственного помещения нежилое помещение, площадью 193 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 является производство прочих деревянных изделий, производство изделий из пробки, соломки и материалов для плетения.
В соответствии с письмом министерства имущественных отношений от 6 марта 2020 г. N N, по результатам осмотра названных выше объектов недвижимости установлено, что более 20 процентов от общей площади: нежилого здания с кадастровым номером N используется под офисы, нежилого помещения с кадастровым номером N используется под офисы, торговые объекты и склады к торговым объектам.
Анализируя представленные доказательства суд приходит к выводу, что по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорных объектов недвижимости не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что часть нежилого помещения и часть здания сдаются в аренду для производственной деятельности, спорные объекты недвижимости расположены на охраняемой территории, свободный доступ неограниченного круга лиц невозможен. Таким образом, фактическое использование объектов недвижимости также не подпадает под критерии ст. 378.2 НК РФ.
На основании ч. 9 ст. 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательства использования нежилого помещения и здания в качестве объектов офисного назначения, торговли административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены.
Акты осмотра объектов недвижимого имущества ГБУ СО "Ц.р.р." от 3 февраля 2020 года, в которых определено фактическое использование части нежилого помещения и нежилого здания под офисы, торговые объекты не могут быть приняты во внимание, поскольку составлены после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорных объектов недвижимости на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения и здания в Перечни не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ, поэтому заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020 гг.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "П." к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом 335 нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом 22756 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом 346 нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом 24290 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение в окончательной форме составлено 07 июля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 6 июля 2020 г. N 3а-1030/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании