Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минобрнауки РТ
от 2 апреля 2020 г. N 346-д
Рекомендации
по организации образовательного процесса при дистанционном обучении в профессиональных образовательных организациях Республики Тыва
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации разработаны на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 13, 15, 16, 17, 41), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
1.2. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
1.3. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения профессиональной образовательной организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
1.5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий профессиональная образовательная организация обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
2. Нормативные документы
2.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
2.3. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (вместе с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003).
2.4. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
2.5. Письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. N 06-381 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ).
2.6. Письмо Минобрнауки России от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
2.7. Приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. N 22 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий".
2.8. Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. N 1564 "О внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. N 22".
3. Примерный перечень документов, которые должны быть в профессиональных образовательных организациях, организующих дистанционное обучение
В уставах и локальных актах профессиональных образовательных организаций должны быть закреплены соответствующие положения, касающиеся организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- Примерное положение "О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", утвержденное приказом профессиональной образовательной организации (приложение к Рекомендациям);
- приказ о назначении ответственного за организацию внедрения дистанционного обучения в профессиональной образовательной организации;
- приказ о назначении педагогических работников, осуществляющих обучение в дистанционном режиме, с указанием учебной нагрузки;
- приказ о составлении расписания для учебных групп обучающихся дистанционного обучения по учебным занятиям;
- приказ о составлении расписания и распределении учебных помещений, оснащенных компьютерной техникой и доступом к сети "Интернет" (при необходимости);
- согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся об обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4. Техническое обеспечение дистанционного обучения в профессиональной образовательной организации
Профессиональная образовательная организация самостоятельно выбирает программные ресурсы, обеспечивающие организацию дистанционного обучения. К ним могут относиться:
- сайт профессиональной образовательной организации, обеспечивающий все этапы дистанционного обучения (наличие учебного материала, возможность оценивания самостоятельных работ студента, тестирование, возможность организации удаленного общения педагога с обучающимися, возможность контроля учебного процесса, ведение электронного журнала и т.д.);
- сайт педагогического работника (с теми же требованиями);
- использование систем дистанционного обучения сторонних организаций;
- установка системы дистанционного обучения на сервере профессиональной образовательной организации (при возможности);
- создание учебных курсов в автоматизированной информационной системе "Сетевой город. Образование".
5. Материально-техническая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
5.1. Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.
5.2. Рабочее место преподавателя:
- компьютер (планшет, смартфон);
- доступ к сети "Интернет";
- колонки, веб-камера, микрофон (при необходимости);
- программное обеспечение Microsoft Lync;
- браузер (Google Chrome, FireFox, Safari, Opera).
5.3. Рабочее место обучающегося:
- домашний компьютер (ноутбук, планшет, смартфон);
- доступ к сети Интернет;
- колонки, веб-камера, микрофон (при необходимости);
- программное обеспечение Microsoft Lync;
- браузер (Google Chrome, FireFox, Safari, Opera).
6. Рекомендуемые платформы дистанционного обучения
Современные платформы дистанционного обучения часто называют системами управления обучением (Learning management system, LMS).
Главное требование, предъявляемое к средству организации дистанционного обучения, - возможность одновременно организовать управление учебным процессом и контроль уровня получаемых знаний. Выбор платформы дистанционного обучения осуществляется в соответствии с конкретными требованиями, целями и задачами образовательной организации.
Название СДО |
Краткая характеристика |
Moodle |
Moodle позволяет организовать виртуальное индивидуальное обучение и групповое обучение посредством веб-технологий. Для работы достаточно браузера и доступа в интернет. Возможности платформы:- учет обучающихся, возможности персонализации и разграничения прав доступа к учебным материалам;- создание и проведение онлайн-курсов;- ведение отчетности и статистики по обучению;- контроль и оценка уровня знаний;- анкетирование и создание опросов;- возможность интеграции с другими информационными системами |
Mira polis LMS |
онлайн-среда обучения. Электронные курсы. Электронное тестирование. Медиатека |
WebTutor |
платформа дистанционного обучения российского разработчика компании WebSoft. Преимуществами платформы являются: наличие готовых курсов, масштабируемость, поддержка формата SCORM, позволяющего обеспечить совместимость компонентов и их многократное использование в различных учебных курсах, проведение тренингов и семинаров в формате вебинаров, тестирование |
Google Класс |
- позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса;- создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся;- интегрирован с другими инструментами Google, такими как Документы, Формы, Презентация и др. |
Цифровой колледж |
ЦОС ПО с помощью информационных технологий обеспечивает:- образование;- организацию учебного процесса с использованием цифровых учебных материалов;- дистанционное повышение квалификации педагогического состава;- управление - автоматизацию управления материально-техническими, кадровыми ресурсами и учебным процессом;- настраиваемую отчетность;онлайн-мониторинг деятельности колледжей региона и онлайн-контроль качества обучения;- обмен информацией - обмен образовательными программами, цифровыми учебными материалами, базами данных, передовыми методиками и другой информацией;- формирование цифрового портфолио обучающегося;- взаимодействие с внешними платформами и сайтами других организаций |
7. Перечень электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения
Название ресурса |
Краткая характеристика |
Сетевой город. Образование (https:sgo.e-yakutia.ru/) |
"Сетевой город. Образование" предоставляет возможности подключения учебных курсов и тестов. Работа с учебными курсами и тестами включает:- средства для создания учителем собственных курсов в формате HTML и тестов;- возможность использования дополнительного модуля системы тестирования "РОСТ";- интеграцию с Цифровой образовательной платформой компании "Новый Диск";- интеграцию с пультовой системой тестирования "Votum";- возможность создания учителем курсов и тестов в системе "Moodle" и их интеграции с электронным классным журналом АИС СГО;- программный интерфейс (API) для сторонних разработчиков;- предназначен для подключения веб-приложений, мобильных приложений, систем контроля и управления доступом, мультимедийных курсов и т.д. |
Учи.ру |
онлайн-платформа изучения общеобразовательных предметов в интерактивной форме. Возможность изучения всей школьной программы "Учи.ру" специализируется на создании и разработке курсов по определенным предметам |
Инфоурок https://infourok.ru/ |
образовательный интернет-проект в России для учеников и для учителей. Сайт наполнен тестами, полезными изданиям, видеоуроками, курсами, возможностью получения сертификата учеником, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет дистанционного обучения |
Образовариум https://obr.nd.ru./ |
на портале размещены развивающие, обучающие программы, творческие конструкторские среды для проектной деятельности, мультимедийные наглядные пособия, интерактивные плакаты, виртуальные лаборатории, интерактивные упражнения и творческие задания для организации учебных занятий, учебное видео и многое другое |
ЭБС IPR BOOKS - в системе СПО |
IPR BOOKS предоставляет возможность обучающимся ссузов получить доступ к качественной образовательной литературе. Специально для обучающихся ссузов в ЭБС IPR BOOKS сформирован блок литературы для СПО (при фильтрации в каталоге необходимо выбрать "Целевое назначение" - для ссузов). Электронно-библиотечная система служит эффективным инструментом для комплектования библиотечных фондов и позволяет обеспечить обучающимся удаленный доступ в режиме онлайн |
Гарант |
справочно-правовая система законодательства Российской Федерации, разрабатываемая ООО НПП "Гарант Сервис-Университет", - первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 г.) |
Электронно-библиотечная система Znanium.com |
предоставляет зарегистрированным пользователям круглосуточный доступ к электронным изданиям из любой точки мира посредством сети "Интернет" |
8. Организация процесса использования дистанционных образовательных технологий в профессиональной образовательной организации
8.1. Профессиональная образовательная организация обязана ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса по системе дистанционного обучения.
8.2. Формы дистанционных образовательных технологий:
- дистанционные конкурсы, олимпиады;
- дистанционное самообучение, обучение в сети "Интернет";
- видеоконференции;
- онлайн-тестирование;
- интернет-уроки;
- вебинары;
- скайп-общение;
- электронная почта;
- облачные сервисы и т.д.
8.3. В обучении с применением дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- лекция;
- консультация;
- семинар;
- практическое занятие;
- лабораторная работа;
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- научно-исследовательская работа;
- чат-занятия;
- веб-форумы.
8.4. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиокассет;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.
9. Продолжительность работы обучающихся с электронными средствами обучения
9.1. Профессиональным образовательным организациям, осуществляющим обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, надлежит организовать обучение в соответствии с СанПиНом 2.2.2041340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
9.2. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране, не должна превышать: X.
9.3. Способы доставки учебных материалов обучающемуся:
- электронная почта. Чаще применяется при использовании кейс-метода. Обычно учебные материалы представлены в формате DOC или HTML. Обучающиеся получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. Выполненные задания обучающиеся пересылают преподавателю;
- размещение учебных материалов и заданий уроков в формате DOC или HTML в сети на Web-странице. Для изучения материалов обучающимся требуется скачать документ на свой персональный компьютер, и выполненные задания обучающиеся пересылают преподавателю по электронной почте, через скайп и т.п.;
- представление урока как отдельного Web-сайта. Управление ходом познавательной деятельности обучающегося осуществляется посредством перекрестных гиперссылок.
Такой способ доставки учебных материалов позволяет организовать интерактивное взаимодействие обучающегося и преподавателя.
10. Алгоритм разработки дистанционного занятия
1. Определение темы дистанционного занятия.
2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия.
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления обучающемуся (текстовые, графические, медиарисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного занятия.
8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на веб-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, тексты пособий, необходимые лабораторные материалы и др., подбор для каждого модуля гиперссылок на источники информации в сети "Интернет".
9. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента занятия, выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов обучающихся.
10. Определение времени и длительности этапов дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся. При этом необходимо предусмотреть в плане паузу для зрительной гимнастики. Следует учитывать и соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся.
11. Подготовка технологической карты занятия, подробного сценария дистанционного занятия.
12. Подготовка инструкций по выполнению заданий.
13. Программирование учебных элементов занятия для представления в сети "Интернет", в случае размещения занятия на веб-сайте.
14. Тестирование занятия. Опытная эксплуатация занятия.
15. Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.
16. Проведение занятия.
17. Анализ занятия.
11. Контактные данные по вопросам организации дистанционного обучения в профессиональных образовательных организациях Республики Тыва
По вопросам методического сопровождения организации дистанционного обучения обращаться в ГБОУ ДО РТ "Республиканский центр развития дополнительного образования" по телефону: 8-(39422)-2070-75. Электронная почта - yntur-tuva@mail.ru - с пометкой "Дистанционное обучение".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.