1. Неправомерно требовать при подписании контракта от победителя определять виды и объемы работ, предусмотренные контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно.
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о том, что субъектами контроля при осуществлении закупки на строительство допущены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, что явилось основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проверки Комиссией ФАС России выявлены нарушения в действиях заказчика, выраженные в неправомерном требовании к победителю о представлении им видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно.
В части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Положениями части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке.
Следовательно, Законом о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) победителем аукциона при заключении контракта.
Таким образом, установление требования в документации о закупке в электронной форме к победителю об определении им при подписании контракта видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно, неправомерно.
Решение Комиссии ФАС России от 20.07.2020 по делу N П-77/20 (полный текст изготовлен 23.07.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных признаках нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.05.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
4) источник финансирования - бюджет ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.06.2020;
6) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе;
7) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта *** рубля;
8) Заказчиком 16.06.2020 заключен государственный контракт с ООО "***".
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.06.2020 N***-1 (далее - Протокол) заявка участника закупки ООО "***" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
На заседании комиссии представителями Уполномоченного органа, Заказчика представлена заявка ООО "***", в составе второй части которой содержится, в том числе, копия договора от 10.07.2017, заключенного между ООО "***" и ООО "***" на выполнение строительных работ "***" по цене договора *** рубля с приложением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2019 N 000000-00-0000, акта приемки выполненных работ. Кроме того, в составе заявки приложена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 28.05.2020 N АА-0000/00.
С учетом указанных обстоятельств Заказчиком, Уполномоченным органом принято решение о признании указанной заявки соответствующей требованиям документации об Аукционе.
2. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
В соответствии с пунктом 5.3.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено требование о том, что при подписании контракта подрядчик определяет виды и объемы работ, предусмотренные Контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту с учетом требований, установленных Постановлением N 570.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 20.07.2020 по делу N П-77/20 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Осуществление закупок на один и тот же объект закупки неправомерно.
Общество обратилось в ФАС России с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении конкурса в электронной форме, выраженного в неисполнении ранее выданного предписания ФАС России.
В соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок проведена по данным фактам проверка, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе осуществления контрольных мероприятий установлено нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном неисполнении ранее выданного предписания ФАС России, согласно которому заказчику, оператору электронной площадки необходимо обеспечить заявителю возможность подписания проекта государственного контракта по конкурсу.
Между тем, вопреки требованиям статей 33, 34 и 83.2 Закона о контрактной системе, заказчиком размещено извещение о проведении второго конкурса в электронной форме, в объект закупки которого включена часть работ, подлежащих выполнению в рамках контракта по первоначальному конкурсу, в связи с чем исполнить обязательства в соответствии с техническим заданием по второму конкурсу не представляется возможным.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу, что контракт не может быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных конкурсной документацией по второму конкурс, что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.07.2020 по делу N 20/44/99/192 (полный текст изготовлен 13.07.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурсов N 1, N 2.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выданное Комиссией ФАС России от 09.06.2020 по делу N 20/44/105/1046
(далее - Предписание);
2) Заказчиком неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса N 2, поскольку в рамках исполнения контракта по Конкурсу N 2 необходимо выполнить работы, предусмотренные техническим заданием Конкурса N 1.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса N 1, N 2 Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Конкурса N 1, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении Конкурса N 1:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.02.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе N 1 - 16.03.2020;
6) на участие в Конкурсе N 1 подано 4 заявки от участников закупки, 3 из которых признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
7) победителем Конкурса N 1 признано *** с предложением о цене государственного контракта - *** рублей;
8) в связи с признанием *** уклонившимся от заключения государственного контракта от 08.04.2020, победителем Конкурса N 1 признан участник Конкурса N 1, заявке которого присвоен второй номер (Заявитель), с предложением о цене государственного контракта - *** рублей;
9) в соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.04.2020 N *** (далее - Протокол) Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с извещением об осуществлении Конкурса N 2, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении Конкурса N 2:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.06.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе N 2 - 16.07.2020.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком не исполнено Предписание.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением Комиссии ФАС России от 09.06.2020 по делу N 20/44/105/1046 в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном неисполнении предписания ФАС России от 12.05.2020 по делу N 20/44/105/817.
На основании Решения Комиссией ФАС России выдано Предписание, в соответствии с которым Заказчику необходимо отменить Протокол, Оператору электронной площадки необходимо обеспечить Заявителю возможность подписания проекта государственного контракта по Конкурсу N 1
Срок исполнения Предписания установлен до 25.06.2020.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не отменен Протокол.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не исполнено Предписание, что нарушает пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса N 2, поскольку в рамках исполнения контракта по Конкурсу N 2 необходимо выполнить работы, предусмотренные техническим заданием Конкурса N 1.
Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 22.06.2020 в ЕИС размещено извещение о проведении Конкурса N 2.
В соответствии с положениями технического задания Конкурсной документации (Конкурс N 1) в рамках исполнения контракта предусмотрены, в том числе следующие работы:
"Разработка первых редакций и окончательных редакций национальных стандартов:
- ГОСТ Р "Роботы и робототехнические устройства. Жизненный цикл. Основные положения" (шифр ПНС 1.2.141-1.032.20),
- ГОСТ Р "Роботы и робототехнические устройства. Жизненный цикл. Общие требования" (шифр ПНС 1.2.141-1.033.20),
- ГОСТ Р "Роботы и робототехнические устройства. Аппараты необитаемые подводные. Классификация", пересмотр ГОСТ Р 56960 (шифр ПНС 1.2.141-1.031.20),
- ГОСТ Р "Роботы и робототехнические устройства. Методы математического моделирования и виртуализации испытаний базовых элементов робототехники на механические воздействия при проектировании" (шифр ПНС 1.2.141-1.026.20),
- ГОСТ Р "Роботы и робототехнические устройства. Методы создания карт рабочих режимов электрорадиоизделий на основе математического моделирования и виртуализации испытаний базовых элементов робототехники на внешние воздействия при проектировании" (шифр ПНС 1.2.141-1.027.20),
- ГОСТ Р "Роботы и робототехнические устройства. Методы математического моделирования и виртуализации испытаний базовых элементов робототехники на тепловые воздействия при проектировании" (шифр ПНС 1.2.141-1.028.20),
- ГОСТ Р "Роботы и робототехнические устройства. Методы математического моделирования на ЭВМ электромагнитных помех, создаваемых базовыми элементами робототехники на ранних этапах проектирования" (шифр ПНС 1.2.141-1.029.20).
При этом на заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения контракта по Конкурсу N 2 предусмотрено, в том числе выполнение вышеуказанных работ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, в рамках исполнения контракта по Конкурсу N 2 необходимо выполнить, в том числе вышеуказанные работы, изложенные в техническом задании Конкурсной документации (Конкурс N 1).
Таким образом, поскольку часть работ, подлежащих выполнению в рамках государственного контракта по Конкурсу N 1, относятся к предмету Конкурса N 2, Комиссия приходит к выводу, что исполнить обязательства в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации (Конкурс N 2) не представляется возможным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что государственный контракт не может быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных Конкурсной документацией (Конкурс N 2), что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 10 статьи 83.2, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 08.07.2020 по делу N 20/44/99/192 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
3. Ответ на запрос о даче разъяснений положений документации должен содержать такие разъяснения с указанием предмета запроса.
Общество направило в ФАС России обращение, в котором указывало на то, что вопреки требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, заказчиком не дан ответ на поставленный в запросе на разъяснения положений документации.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России проведена внеплановая проверка по указанному обращению общества.
В частности, общество просило у заказчика уточнить информацию по требованию опыта выполнения работ по контракту. Обязательно ли для участника наличие опыта в качестве генподрядчика либо участник может предоставить соответствующий требованиям аукциона опыт в качестве субподрядчика.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено Комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок, заказчиком не дан ответ на данный вопрос, тем самым нарушил часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 07.07.2020 N 20/44/99/189 (полный текст изготовлен 10.07.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе N РД1, не содержащее надлежащий ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.04.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации; КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.07.2020.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком размещено в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе N РД1, не содержащее надлежащий ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
(далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 2(1) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 15 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(1) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
При этом указанные в пункте 2(1) Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
Таким образом, если предметом закупки является строительство, или реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, то у участника закупки должен быть опыт выполнения работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующими документами, указанными в пункте 2(1)
Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
В силу положений статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям документации, в том числе дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2(1) Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), то есть учитываются контракты (договоры) генерального подряда.
Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства N 99.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчику поступил запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, содержащий следующие сведения:
"Вопрос: Просим уточнить информацию по требованию опыта выполнения работ по контракту. Обязательно ли для участника наличие ГЕНПОДРЯДНОГО опыта либо участник может предоставить соответствующий требованиям аукциона СУБПОДРЯДНЫЙ опыт".
Вместе с тем, Заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 29.06.2020 N РД1, согласно которому Заказчиком не предоставлен надлежащий ответ в отношении несоответствия субподрядного договора требованиям документации об Аукционе и Постановления Правительства N 99.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 07.07.2020 по делу N 20/44/99/189 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2020)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.