Решение Самарского областного суда от 2 июля 2020 г. N 3а-1082/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1082/2020 по административному исковому заявлению М.П.И. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативного правового акта не действующим в части, с участием прокурора Г.А.Н., представителя административного истца - К.А.В., установил:
М.П.И. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 г. N 2201 (далее - приказ N 2201), в части включения в него под пунктом 24846 нежилого помещения с кадастровым номером N. Требования обоснованы тем, что в названный Перечень включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение, которое не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку оно располагается в многоквартирном жилом доме, не используется, в нем не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (многоквартирный дом) с данным помещением. В связи с чем, считает нормативный правовой акт в указанной части незаконным, нарушающим его права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца К.А.В., действующий на основании доверенности, поддержал требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно.
На административное исковое заявление министерство представило возражения, пояснив, что нежилое помещение соответствует критериям объекта, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и обоснованно включено в Перечень на 2020 г. на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Выслушав объяснения стороны истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
На основании ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2201 утвержден Перечень на 2020 г., в который под пунктом 24846 включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Данный приказ с Перечнем опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18 октября 2019 г., в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23 октября 2019 г..
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа, подписан уполномоченным лицом, опубликован до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 30 июля 2019 г., в собственности М.П.И. находится нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 74,7 кв. м., расположенное на этаже N 1 по адресу: <адрес>, которое имеет назначение и наименование "нежилое помещение". По сведениям технического паспорта в нежилом помещении расположены помещения, санузел, подсобное помещение.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 28 августа 2019 г., данное помещение располагается в здании с кадастровым номером N, которое имеет назначение "многоквартирный дом" и наименование "многоквартирный жилой дом".
Как следует из выписки из ЕГРН от 6 сентября 2019 г., земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен указанный многоквартирный дом, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией.
Таким образом, сведения технического учета и сведения Единого государственного реестра недвижимости не позволяли министерству включить нежилое помещение в Перечень, поскольку не предусматривают безусловное размещение в спорном нежилом помещении административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. По смыслу закона основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости от 31 января 2020 г., составленного ООО "П.", фактически нежилое помещение основные и вспомогательные помещения, которые не используются и пустуют. По результатам осмотра основные помещения составляют 43,7 кв. м. или 58,51% от общей площади, подсобные помещения (коридор, холл, подсобная, санузел) составляют 31 кв. м. или 41,49% от общей площади.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Оценив доказательства по делу в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании спорного помещения в целях, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены, в связи с чем, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативный правовой акт, имеющий ограниченный срок применения, в целях восстановления прав административного истца следует признать недействующим в части со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск М.П.И. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативного правового акта не действующим в части удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 г. N 2201, в части включения в него под пунктом 24846 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 июля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 июля 2020 г. N 3а-1082/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании