В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлениями Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Московской области от 20.03.2019 N 33/2019-ОЗ "Об объединении территорий городского округа Ликино-Дулёво Московской области и городского округа Орехово-Зуево Московской области", Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского городского округа от 16.09.2019 N 25/1 "О правопреемстве" в целях обеспечения качественной подготовки неработающего населения Орехово-Зуевского городского округа Московской области по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области постановляет:
1. Утвердить Положение об учебно-консультационном пункте по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Орехово-Зуевском городском округе Московской области (прилагается).
2. Утвердить Программу подготовки неработающего населения Орехово-Зуевского городского округа Московской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (прилагается).
3. Рекомендовать руководителям управляющих компаний ЖКХ Орехово-Зуевского городского округа:
3.1. Создать на базе управляющих компаний ЖКХ учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП ГОЧС) для обучения неработающего населения.
3.2. Назначить ответственных должностных лиц за организацию работы УКП ГОЧС.
3.3. Организовать на базе УКП ГОЧС подготовку неработающего населения, с привлечением преподавателей городских курсов по ГО и ЧС, по Программе подготовки неработающего населения Орехово-Зуевского городского округа Московской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Управлению по делам ГО, ЧС и ТБ администрации Орехово-Зуевского городского округа (Дранов В.И.) совместно с МКУ "ЕДДС Орехово-Зуево" (Беседин В.П.) осуществлять организационно-методическое руководство за подготовкой неработающего населения в УКП ГОЧС в городском округе.
5. Признать утратившим силу постановление главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 18.02.2013 N 266 "О создании учебно-консультационных пунктов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на территории Орехово-Зуевского муниципального района".
6. Опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене "Деловые вести" и разместить на сайте www.ozmo.ru в сети Интернет.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Заголовацкого Р.В.
Глава городского округа |
Г.О. Панин |
Утверждено
постановлением Администрации
Орехово-Зуевского городского округа
от 28.02.2020 N 666
Положение
об учебно-консультационном пункте по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Орехово-Зуевском городском округе Московской области
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет основные цели и задачи, порядок создания, оснащения и функционирования учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП ГОЧС) в Орехово-Зуевском городском округе Московской области.
УКП ГОЧС предназначены для подготовки населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания (неработающее население), по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
УКП ГОЧС создаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Цели и задачи
2.1. Главная цель создания УКП ГОЧС:
- обеспечение необходимых условий для подготовки неработающего населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по месту жительства.
2.2. Основные задачи:
- организация подготовки неработающего населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - выработка практических навыков по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- повышение уровня морально-психологического состояния населения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации их последствий;
- пропаганда важности и необходимости всех мероприятий, проводимых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в современных условиях.
3. Структура
3.1. Структуру и штатную численность УКП ГОЧС утверждает руководитель организации, на базе которой создается УКП ГОЧС, исходя из условий и особенностей деятельности организации.
3.2. УКП ГОЧС имеет в своем составе:
- начальника УКП ГОЧС;
- инструкторов (консультантов).
4. Организация и содержание работы
4.1. Общее руководство подготовкой неработающего населения осуществляет глава Орехово-Зуевского городского округа Московской области совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации Орехово-Зуевского городского округа путем издания нормативно-правовых актов.
4.2. Непосредственным организатором обучения неработающего населения в УКП ГОЧС является руководитель организации, на базе которой создан УКП ГОЧС. Он издает приказ (распоряжение), в котором определяет:
- место расположения УКП ГОЧС и других помещений, используемых для подготовки неработающего населения;
- направление, согласно которому будет осуществляться подготовка неработающего населения:
- порядок работы УКП ГОЧС;
- организацию проведения занятий (консультаций);
- должностных лиц УКП ГОЧС и лиц, привлекаемых для проведения занятий (консультаций) и других мероприятий по обучению;
- порядок обеспечения УКП ГОЧС литературой, учебными пособиями и техническими средствами обучения;
- другие организационные вопросы.
4.3. УКП ГОЧС возглавляет начальник, назначаемый приказом руководителя организации, на базе которой создан УКП ГОЧС.
4.4. В качестве преподавателей (инструкторов, консультантов) выступают работники организации, при которой создан УКП ГОЧС, назначаемые приказом и предварительно прошедшие подготовку на городских курсах гражданской обороны. Для проведения практических занятий и раскрытия наиболее сложных тем целесообразно привлекать сотрудников Управления по делам ГО, ЧС и ТБ администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, преподавательский состав муниципальных курсов ГО Орехово-Зуевского городского округа, сотрудников отдела надзорной деятельности ГПН и местного пожарного гарнизона ГУ МЧС России по Московской области (по согласованию).
4.5. Подготовка неработающего населения в УКП ГОЧС осуществляется в соответствии с программой подготовки неработающего населения Орехово-Зуевского городского округа Московской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждаемой Постановлением администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
4.6. Подготовка населения осуществляется круглогодично.
4.7. Работа УКП ГОЧС по подготовке неработающего населения, исходя из условий и особенностей деятельности организации, при которой создан УКП ГОЧС, строится по одному из направлений:
4.7.1. проведение занятий посредством комплектования учебных групп;
4.7.2. консультационная деятельность.
4.8. При проведении занятий посредством комплектования учебных групп наиболее оптимальным вариантом является группа из 10 - 15 человек. При создании учебных групп необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
4.9. Продолжительность одного занятия не должна превышать 45 минут.
4.10. Основными формами подготовки неработающего населения являются:
- проведение лекций, бесед, консультаций;
- просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей;
- изучение памяток, листовок, специальной литературы, материалов, стендов;
- посещение пропагандистских и агитационных мероприятий, проводимых должностными лицами администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области и сотрудниками 23 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Московской области, Орехово-Зуевского территориального управления силами и средствами ГКУ "Мособлпожспас", а также работниками, уполномоченными на решение вопросов в области гражданской обороны организаций;
- проведение практических занятий;
- участие в установленном порядке в комплексных учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
4.11. Основное внимание при подготовке неработающего населения обращается на морально-психологическую подготовку, умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, и воспитание у него чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
5. Оборудование и оснащение
5.1. УКП ГОЧС, осуществляющий подготовку неработающего населения посредством комплектования учебных групп, должен быть оборудован в специально отведенном помещении, обеспечивающем необходимые условия для организации учебного процесса и по возможности иметь не менее двух комнат: комнату (класс) для проведения занятий, оснащенную необходимым количеством исправной мебели, и комнату для хранения имущества.
Для УКП ГОЧС, осуществляющего подготовку неработающего населения по направлению "консультативная деятельность", данное требование носит рекомендательный характер.
5.2. У входа в учебно-консультационный пункт должна располагаться вывеска с указанием распорядка дня УКП ГОЧС.
5.3. Учебно-материальная база УКП ГОЧС включает технические средства обучения, информационно-справочные стенды по вопросам ГО и защиты от ЧС, учебные и наглядные пособия, учебно-методическую литературу.
5.3.1. Для проведения занятий, консультаций и самостоятельной работы населения в комнате (классе) рекомендуется иметь необходимое количество технических средств обучения: проекционную аппаратуру, аудио- и видеотехнику с набором аудиозаписей, видео- и DVD-фильмов в соответствии с тематикой подготовки неработающего населения.
5.3.2. Помещение учебно-консультационного пункта оборудуется стендами.
Основные стенды:
- "Организационные основы ГО и РСЧС";
- "Действия населения при угрозе и возникновении ЧС";
- "Сигналы оповещения и действия по ним";
- "Индивидуальные и коллективные средства защиты";
- "Порядок и правила проведения эвакуации";
- "Оказание первой медицинской помощи при ЧС";
- "Терроризм - угроза обществу";
- "Пожарная безопасность".
Помимо вышеперечисленных в УКП ГОЧС должен быть оборудован стенд, информирующий население о местах (пунктах) выдачи средств индивидуальной защиты, об адресах защитных сооружений и местах временного размещения при чрезвычайных ситуациях.
Дополнительные стенды по своему содержанию должны соответствовать тематике подготовки неработающего населения.
Информативность стендов должна быть современной и достаточной для самостоятельного усвоения материала.
5.3.3. Учебно-консультационный пункт рекомендуется оснастить следующим учебным имуществом:
- средства защиты органов дыхания (противогазы для взрослых (разные), противогазы для детей (разные), камеры защитные детские КЗД-6, респираторы (разные), ватно-марлевые повязки (ВМП), противопыльные тканевые маски (ПТМ-1));
- средства защиты кожи (ОЗК, Л-1 и другие);
- приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля;
- медицинские средства защиты (аптечка первой медицинской помощи, индивидуальный противохимический пакет (ИПП), перевязочный пакет индивидуальный (ППИ), аптечка индивидуальная АИ-2 и др.);
- огнетушители (разные).
Все вышеперечисленное имущество по одному экземпляру должно быть выставлено в витрине, остальное имущество находится на складе и используется по необходимости.
Применительно к тематике обучения для повышения наглядности и обеспечения самостоятельной работы обучаемых на УКП ГОЧС должны быть комплекты плакатов, схем.
5.3.4. Для проведения занятий, консультаций и самостоятельной работы населения в комнате (классе) рекомендуется иметь учебно-методическую литературу:
- сборник законодательных и нормативно-правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации, Московской области и Орехово-Зуевского городского округа Московской области;
- книги и учебники по вопросам ГО и защиты от ЧС;
- методические разработки, планы-конспекты, лекционный материал;
- подшивки журналов "Гражданская защита", "Пожарное дело" и другие;
- памятки, листовки, буклеты, рекомендации и т.д.
6. Документация
6.1. Постановление администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, на основании которого создан УКП ГОЧС.
6.2. Приказ руководителя организации, при которой создан УКП ГОЧС: "О создании УКП ГОЧС и организации его работы".
6.3. Положение об УКП ГОЧС.
6.4. План работы УКП ГОЧС на год.
6.5. Распорядок дня работы УКП ГОЧС.
6.6. Расписание занятий на год.
6.7. График дежурств инструкторов УКП ГОЧС и других привлекаемых лиц.
6.8. Журналы учета занятий (консультаций) и оказания методической помощи.
6.9. Списки неработающих жильцов с указанием адресов, телефонов.
7. Права, обязанности, ответственность
7.1. Начальник УКП ГОЧС подчиняется руководителю организации, при которой создан УКП.
7.1.1. Начальник УКП ГОЧС имеет право:
- участвовать в анализе учебного процесса, в разработке и внедрении прогрессивных методов подготовки;
- принимать решения о внесении изменений в методику подготовки без снижения качества знаний;
- требовать от сотрудников выполнения предписанных норм деятельности УКП ГОЧС, бережного хранения и использования имущества УКП ГОЧС;
- поручать работникам в пределах своей компетенции отдельные виды работ, связанные с деятельностью УКП ГОЧС;
- вносить предложения о поощрении отличившихся работников.
7.1.2. Начальник УКП ГОЧС обязан:
- знать и руководствоваться в своей работе нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации, Московской области и Орехово-Зуевского городского округа Московской области;
- принимать участие в учебно-методических сборах начальников УКП ГОЧС, проводимых администрацией Орехово-Зуевского городского округа Московской области;
- разрабатывать и вести планирующие, учетные и отчетные документы;
- проводить занятия (консультации) в соответствии с планом работы УКП ГОЧС на год и расписанием занятий;
- осуществлять контроль за ходом подготовки неработающего населения;
- проводить инструктаж руководителей занятий;
- вести учет подготовки неработающего населения в закрепленном за УКП ГОЧС районе;
- составлять годовой отчет о выполнении плана работы УКП ГОЧС и представлять его в отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области;
- составлять заявки на приобретение учебных и наглядных пособий, технических средств обучения, литературы, организовать их учет, хранение и своевременное списание;
- следить за содержанием помещения, соблюдением правил пожарной безопасности;
- поддерживать постоянное взаимодействие по вопросам подготовки с управлением по делам ГО, ЧС и ТБ и другими заинтересованными структурными подразделениями администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
7.1.3. Начальник УКП ГОЧС несет ответственность:
- за качество и своевременность выполнения функций УКП ГОЧС;
- за планирование, организацию и ход учебного процесса;
- за состояние учебно-материальной базы УКП ГОЧС.
7.2. Инструктор (консультант) УКП ГОЧС подчиняется руководителю организации, при которой создан УКП ГОЧС и начальнику УКП ГОЧС.
7.2.1. Инструктор (консультант) имеет право:
- по вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности и совершенствованию методов работы УКП ГОЧС;
- запрашивать в пределах своей компетенции и получать в необходимом объеме информацию для подготовки и проведения занятий (консультаций) с неработающим населением;
- принимать участие в обсуждении вопросов деятельности УКП ГОЧС.
7.2.2. Инструктор (консультант) обязан:
- знать и руководствоваться в своей работе нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации, Московской области, Орехово-Зуевского городского округа Московской области;
- принимать участие в учебно-методических сборах начальников УКП ГОЧС, проводимых администрацией Орехово-Зуевского городского округа Московской области;
- осуществлять подготовку неработающего населения в соответствии с программой подготовки неработающего населения Орехово-Зуевского городского округа Московской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждаемой Постановлением администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области;
- проводить занятия (консультации) на высоком организационном и методическом уровне;
- следить за содержанием помещения УКП ГОЧС, соблюдением правил пожарной безопасности;
- обеспечивать сохранность и поддержание имущества УКП в хорошем состоянии;
7.2.3. Инструктор (консультант) УКП ГОЧС несет ответственность:
- за качество проведения занятий (консультаций);
- за реализацию в полном объеме программы подготовки неработающего населения Орехово-Зуевского городского округа Московской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- за состояние учебно-материальной базы УКП ГОЧС.
7.2.4. Для сотрудников УКП ГОЧС, работающих по совместительству или на общественных началах, обязанности уточняются (разрабатываются применительно к своим штатам) руководителем организации, при которой создан УКП ГОЧС.
8. Финансирование
8.1. Финансирование подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, за счет средств бюджета Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
Утверждена
постановлением Администрации
Орехово-Зуевского городского округа
от 28.02.2020 N 666
Программа
подготовки неработающего населения Орехово-Зуевского городского округа Московской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
I. Общие положения
Программа подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - программа) является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа определяет основы организации и порядок обязательной подготовки неработающего населения в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, с учетом специфических особенностей административных и экономических регионов.
В программе изложены методика подготовки неработающего населения, тематика и расчет часов, определяющих базовое содержание подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков неработающего населения, прошедшего подготовку.
II. Организация подготовки
1. Подготовка неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. N 547 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 02.11.2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Программа определяет базовое содержание подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 15 часов.
3. Подготовка неработающего населения проводится на учебно-консультационных пунктах при управляющих компаниях ЖКХ, количество и размещение которых определяется распоряжением главы Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
4. Для проведения занятий создаются учебные группы из жителей одного дома (нескольких малых домов или подъездов). Состав группы, как правило, не должен превышать 10 - 15 человек. При создании учебных групп желательно учитывать возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В каждой из них назначается старший.
Для проведения занятий и консультаций привлекаются нештатные инструкторы (консультанты), специалисты управляющих компаний ЖКХ, прошедшие подготовку на курсах гражданской обороны Орехово-Зуевского городского округа Московской области. По медицинским темам и по вопросам психологической подготовки занятия проводят работники учреждений здравоохранения. Для отработки наиболее сложных тем, проведения практических занятий, тренировок привлекаются штатные работники Управления по делам ГО, ЧС и ТБ администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, преподаватели городских курсов ГО.
Руководителей учебных групп назначают руководители управляющих компаний ЖКХ.
5. Занятия по темам 4, 5 и 7 проводятся на собственной учебной материальной базе или на базе прикрепленных объектов экономики. Они должны обеспечиваться необходимым имуществом и оборудованием, учебными и наглядными пособиями. При этом предпочтение отдается техническим средствам обучения, образцам средств защиты, измерительной аппаратуре, специальной технике ведения спасательных и других неотложных работ. На занятиях следует проводить дискуссии, обучающие игры, в том числе и компьютерные, использовать диапозитивы, учебные кинофильмы, видео- и аудиоматериалы.
6. Руководителям управляющих компаний ЖКХ предоставляется право с учетом местных физико-географических условий, особенностей контингента обучаемых, степени усвоения ранее изученных вопросов и других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем примерной программы, уточнять формы и методы проведения занятий. Вышеуказанные особенности, а также разбивка тем на отдельные занятия должны найти отражение в рабочих программах, разрабатываемых в управляющих компаниях ЖКХ.
7. Руководящий состав гражданской обороны и звеньев территориальной подсистемы РСЧС (далее ТП РСЧС), органов местного самоуправления и организаций оказывают организационную, техническую и методическую помощь руководителям учебных групп, осуществляют постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делают соответствующую запись в журнале учета занятий.
8. Ответственность за организацию подготовки неработающего населения возлагается на руководителей управляющих компаний ЖКХ, а в сельской местности, кроме этого, - на руководителя соответствующего территориального отдела администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
9. В ходе занятий серьезное внимание должно уделяться психологической подготовке подготавливаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности действовать в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.
10. Учебный год завершается итоговым занятием. Оно проводится в целях проверки результатов подготовки, закрепления полученных знаний и практических навыков. При этом подготавливаемые сдают зачет в объеме изученной программы с выполнением практического задания (норматива) по одной из тем программы.
В результате подготовки неработающее население должно:
знать:
- основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
- задачи и возможности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в обеспечении защиты населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- основные мероприятия гражданской обороны и ТП РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также правила поведения при их возникновении;
- методы формирования у людей психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, пути привития навыков управления своим психологическим состоянием;
уметь:
- четко действовать по сигналам оповещения, практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- защищать себя и членов семьи от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, четко и уверенно действовать в случае производственной аварии;
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах и повреждениях.
III. Учебно-тематический план и расчет часов учебных занятий
Программа подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Цель подготовки: повышение готовности слушателей к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.
Категория обучаемых: неработающее население.
Продолжительность подготовки: 15 учебных часов.
Форма подготовки: на базе УКП.
Режим занятий: ежемесячно в течение года.
NN |
Наименование тем |
Вид занятия |
Кол-во часов |
1. |
Лекция |
1 |
|
2. |
Лекция |
2 |
|
3. |
Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного характера |
Беседа * |
2 |
4. |
Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
Беседа, практическое занятие |
3 |
5. |
Действия населения при террористической или диверсионной акции |
Беседа, практическое занятие |
2 |
6. |
Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера |
Практическое занятие |
2 |
7. |
Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными. |
Практическое занятие |
2 |
8. |
Итоговое занятие |
|
1 |
9. |
Итого: |
|
15 |
* Беседа - это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения населения. Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике, но при этом их теоретическая подготовка не превышает среднего уровня.
IV. Содержание тем занятий
Тема 1. Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Права и обязанности граждан в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности.
Структура, задачи, состав сил и средств ГО и ТП РСЧС.
Тема 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.
Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бактериологического и обычного оружия.
Виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций.
Виды пожаров и их поражающие факторы.
Оповещение. Действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор. Детские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и порядок применения. Камеры защитные детские, их назначение, устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими. Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.
Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация. Простейшие средства защиты кожи и их свойства. Элементы герметизации одежды при использовании ее в качестве средств защиты кожи.
Медицинские средства индивидуальной защиты. Содержание, назначение и порядок применения. Индивидуальные противохимические пакеты. Назначение и порядок пользования ими.
Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения.
Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и аварийно-химически опасных веществ.
Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.
Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.
Тема 3. Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
Стихийные бедствия геофизического, геологического характера (землетрясения, оползни, сели, обвалы и др.). Их причины и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера, во время и после их возникновения.
Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки, и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Природные пожары. Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия работников при возникновении лесных пожаров.
Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий.
Тема 4. Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Понятия об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика.
Радиационно-опасные объекты. Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Ионизирующее излучение. Доза облучения. Единицы измерения. Источники облучения населения. Основные зоны безопасности в период нормального функционирования радиационно-опасного объекта. Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Степени лучевой болезни. Однократное и многократное облучение организма человека и его последствия. Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима поведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.
Химически опасные объекты. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Классификация аварийно химически опасных веществ по характеру воздействия на организм человека. Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ. Действия населения: при оповещении об аварии на химически опасном объекте; при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения. Неотложная помощь при поражении АХОВ.
Пожароопасные и взрывоопасные производства. Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях. Общие сведения о пожарах и взрывах, их возникновении и развитии. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров и взрывов. Действия населения при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении, при загорании электроприборов. Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва. Правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
Аварии на гидродинамически опасных объектах. Общие сведения о гидротехнических сооружениях, гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий. Основные меры по защите населения от гидродинамических аварий. Действия населения: при заблаговременном оповещении о гидродинамической аварии; при внезапной опасности разрушения плотины; после аварии и спада воды.
Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.
Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной посадке самолета на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.
Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Особенности оставления судна прыжком в воду. Действия пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения: при угрозе или возникновении дорожно-транспортного происшествия (ДТП); при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, электричка), их причины и последствия. Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду. Действие пассажиров при пожаре в вагоне электропоезда, при аварийной остановке.
Тема 5. Действия населения при террористической или диверсионной акции.
Нормативно-правовые основы по защите населения от терроризма. Общественная опасность терроризма.
Виды террористических и диверсионных акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Получение информации об угрозе террористической или диверсионной акции, порядок действия населения.
Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении.
Тема 6. Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.
Возможные негативные и опасные факторы бытового характера.
Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.
Действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными.
Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.
Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.
Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными.
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
Правила оказания помощи утопающему.
Основы ухода за больными. Возможный состав домашней медицинской аптечки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 28 февраля 2020 г. N 666 "О создании учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Орехово-Зуевском городском округе Московской области"
Вступает в силу с 7 марта 2020 г.
Текст постановления опубликован на сайте Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области (http://ozmo.ru) 6 марта 2020 г.; в газете "Деловые вести" от 22 апреля 2020 г., N 18