Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2020 г. N 18-КАД20-1-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Николаевой О.В. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Погосова Юрия Эдуардовича, Ковлаковой Ольги Арифовны, Ибрагимова Руслана Ибрагимовича, ТСЖ "Тургеневский двор-3" на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 января 2018 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2019 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2019 г. по административному делу N 2а-192/2018 по административному исковому заявлению Погосова Юрия Эдуардовича, Ковлаковой Ольги Арифовны, Ибрагимова Руслана Ибрагимовича, ТСЖ "Тургеневский двор-3" о признании незаконным решения департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 17 января 2017 г. N 29/335 об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя ТСЖ "Тургеневский двор-3" Ибрагимова Р.И., Ковлаковой О.А., представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Томашевич А.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 января 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2019 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2019 г., отказано в удовлетворении административного искового заявления Погосова Ю.Э., Ковлаковой О.А., Ибрагимова Р.И., ТСЖ "Тургеневский двор-3" о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар (далее также - Департамент), оформленного письмом от 17 января 2017 г. N 29/335 (далее также - письмо N 29/335) в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. им. Космонавта Гагарина, ул. им. Тургенева, дом 232/109 (далее также - земельный участок) и возложении обязанности устранить допущенные нарушения их прав и законных интересов путем: утверждения схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом на кадастровом плане соответствующей территории, изготовленной ООО "Альфа строй", в которой на основании решения по делу N 2-9804/2015 сформирован единый земельный участок в границах ранее существовавших земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0137028:034, 23:43:0137028:035, 23:43:0137028:040, путем их объединения площадью как минимум 4465 кв.м, исключив территории общего пользования, а также с включением в земельный участок под многоквартирным домом земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0137028:144, 23:43:0137028:36; формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом, сформированного согласно вышеуказанной схеме расположения земельного участка.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, административные истцы, полагая, что при рассмотрении дела судами допущены существенные нарушения норм материального права, просят отменить судебные акты и удовлетворить административное исковое заявление.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 20 мая 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 23 сентября 2015 г. по делу N 2-9804/2015 на администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность сформировать под многоквартирным домом по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. Космонавта Гагарина/Тургенева, 232/109 единый земельный участок в границах земельных участков 23:43:0137028:034, 23:43:0137028:035, 23:43:0137028:040 путём их объединения площадью как минимум 4465 кв.м., исключив территории общего пользования и поставить сформированный таким образом земельный участок на кадастровый учёт.
Рассматривая заявление административных истцов о формировании земельного участка на основании решения суда, Департамент установил, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0137028:34, 23:43:0137028:35, 23:43:0137028:40 сняты с кадастрового учёта, в связи с чем в оспариваемом письме N 29/335 указано на невозможность исполнения решения суда. Также в письме сообщено, что сведения о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0137028:36, 23:43:0137028:144, ссылка на которые имеется в заявлении административных истцов, не позволяет провести работы по формированию земельного участка с видом разрешенного использования для эксплуатации многоквартирного дома.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с обоснованностью и законностью отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Судебная коллегия полагает выводы судов ошибочными исходя из следующего.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Реализовав в ЖК РФ и Законе N 189-ФЗ предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.
В соответствии со статьей 11 3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11 10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 3 ЗК РФ (часть 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11 3 ЗК РФ).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8 1 настоящей статьи.
В данном случае, заявление административных истцов, направленное в Департамент, являлось основанием для выполнения органом местного самоуправления обязанности по формированию земельного участка под многоквартирный жилой дом в соответствии с земельным и градостроительным законодательством и указание в нем сведений о земельных участках, снятых с кадастрового учета и о земельных участках, вид разрешенного использования которых не предусматривает возможность жилой застройки не могло служить препятствием для реализации права собственников помещений на земельный участок под многоквартирным жилым домом.
Изложенное свидетельствует о том, что отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, Департамент при наличии заявлений собственников помещений в многоквартирном жилом доме обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу, что судами допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, что служит основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 января 2018 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2019 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2019 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Николаева О.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2020 г. N 18-КАД20-1-К4
Текст определения опубликован не был