В соответствии с пунктом 26 плана работы Верховного Суда Чеченской Республики на первое полугодие 2020 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения судами Чеченской Республики в 2019 году дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан либо лиц без гражданства.
Как показало обобщение, судами Чеченской Республики в 2019 году всего рассмотрено 712 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе:
по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ - 209 дел;
по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ - 502 дела;
по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ - 1 дело.
Из них:
назначено наказание в виде административного штрафа с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации - по 89 делам;
назначено наказание в виде административного штрафа с самостоятельным контролируемым выездом - по 604 делам;
назначено наказание в виде административного штрафа без выдворения - по 19 делам.
В том числе:
Шелковским районным судом Чеченской Республики рассмотрено 10 дел, в том числе по ч. 1 ст. 18.8 - 3 дела, по ч. 1.1. ст. 18.8. - 7 дел. По всем делам назначено наказание в виде штрафа с контролируемым выдворением за пределы Российской Федерации. По 5 делам в части выдворения сведений об исполнении не имеется, по 5 делам исполнено.
Надтеречным районным судом Чеченской Республики рассмотрено 4 дела, в том числе по ч. 1 ст. 18.8. - 1 дело, по ч. 1.1. ст. 18.8. - 3 дела. Из них по 1 делу назначено наказание в виде штрафа с принудительным выдворением, которое в части выдворения не исполнено, по остальным делам назначено наказание в виде административного штрафа с самостоятельным контролируемым выездом, по которым сведения об исполнения в части выезда отсутствуют. В части штрафов судебные постановления исполнены.
Наурским районным судом Чеченской Республики рассмотрено 5 дел, в том числе по ч. 1 ст. 18.8. - 3 дела, по ч. 1.1. ст. 18.8 - 2 дела. По всем делам назначено наказание в виде административного штрафа с самостоятельным контролируемым выездом за пределы Российской Федерации. Наказание в виде штрафа исполнено по трем делам, по двум делам сведений не имеется. Сведения об исполнении в части самостоятельного выезда отсутствуют.
Ленинским районным судом г. Грозного рассмотрено 243 дела, в том числе по ч. 1 ст. 18.8. - 74 дел, по ч. 1.1. ст. 18.8 - 169 дел.
По 70 делам из 74 дел по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ назначены наказания в виде штрафа с самостоятельным контролируемым выездом за пределы Российской Федерации.
По 1 делу из 74 дел по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ (N 5-273/19) назначено наказание в виде административного штрафа без выдворения. По всем делам в части штрафов есть сведения об исполнении.
По 3 делам из 74 дел по ч. 1 ст. 18.8. КоАП РФ (N 5-160/19, N 5-161, N 5-162/19) назначено наказание в виде административного штрафа с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. Сведения об исполнении в части принудительного выдворения отсутствуют.
В части штрафа отсутствуют сведения об исполнении постановлений по делам N 5-23/19, N 5-71/19, 5-41/19, 5-22/19, 5-21/19, 5-20/19.
По делам по части 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ: по 8 делам из 169 дел назначено наказание в виде штрафа с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. По 6 из этих дел нет сведений об уплате штрафа. Сведений об исполнении в части выдворения не имеется по всем 8 делам (N 5-98/19, N 5-130/19, N 5-117/19, N 5-24/19, N 5-94/19, N 5-119/19, N 5-113/19, N 5-217/19).
По ч. 1.1. ст. 18.8. КоАП РФ по 161 из 169 дел назначено наказание в виде штрафа с самостоятельным контролируемым выездом. Сведения об уплате штрафа имеются не по всем делам. Сведения об исполнении в части самостоятельного выезда по всем делам отсутствуют.
Гудермесским городским судом Чеченской Республики рассмотрено 18 дел, в том числе по ч. 1 ст. 18.8 - 6 дел, по ч. 1.1. ст. 18.8 - 12 дел. По 1 делу назначено наказание в виде административного штрафа без выдворения. Исполнено. По 1 делу назначено наказание в виде административного штрафа с принудительным выдворением, сведения об исполнении которого в части выдворения отсутствуют. Наказание в виде штрафа по этим двум делам исполнено. По 16 делам назначено наказание в виде административного штрафа с самостоятельным контролируемым выездом, по которым нет сведений об исполнении в части самостоятельного выезда, по 11 делам отсутствуют сведения об исполнении в части взыскания штрафа.
Урус-Мартановским городским судом Чеченской Республики рассмотрено 17 дел, в том числе по ч. 1 ст. 18.8 - 15 дел, по ч. 1.1. ст. 18.8 - 1 дело, по ч. 4 ст. 18.8. - 1 дело. По 15 делам назначено наказание в виде административного штрафа без выдворения. По двум делам назначено наказание в виде административного штрафа с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. В части выдворения сведений по 1 делу не имеется, по второму делу постановление изменено, исключив указание на принудительное выдворение. По всем делам имеются сведения об исполнении в части штрафа.
Заводским районным судом г. Грозного рассмотрено 2 дела, в том числе по ч. 1 ст. 18.8 - 1 дело, наказание штраф без выдворения, исполнено; по ч. 1.1. ст. 18.8 - 1 дело. По 1 делу назначено наказание в виде административного штрафа без выдворения, по 1 делу - в виде административного штрафа с административным выдворением. В части штрафа постановления исполнены. В части выдворения постановление изменено, наказание в виде выдворения исключено.
Октябрьским районным судом г. Грозного рассмотрено 5 дел по ч. 1.1 ст. 18.8. По всем делам назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением, по которым в части штрафа постановления исполнены, в части выдворения исполнено по 1 делу, по остальным 4 делам сведения об исполнении в части выдворения отсутствуют.
Ножай-Юртовским районным судом Чеченской Республики рассмотрено 16 дел, в том числе по ч. 1 ст. 18.8 - 4 дела, по ч. 1.1. ст. 18.8 - 12 дел. Из них назначено наказание в виде административного штрафа с контролируемым самостоятельным выездом по 9 делам, из которых исполнено наказание в виде штрафа по 8 делам, сведения об исполнении наказания в виде самостоятельного выезда отсутствуют. Назначено наказание в виде административного штрафа с принудительным выдворением по 7 делам, из которых сведения об исполнении отсутствуют по 5 делам.
Шалинским городским судом Чеченской Республики рассмотрено 67 дел, в том числе по ч. 1 ст. 18.8 - 15 дел, по ч. 1.1. ст. 18.8 - 52 дела: Из них назначено наказание в виде административного штрафа с административным принудительным выдворением по 42 делам, по которым по 11 делам нет сведений об исполнении в части выдворения. По 25 делам назначено наказание в виде административного штрафа с самостоятельным контролируемым выездом, по которым нет сведений об исполнении в части выезда. Между тем по всем делам имеются требования - напоминания о предоставлении сведений об исполнении. В части штрафа - исполнены.
Старопромысловским районным судом г. Грозного рассмотрено 53 административных дела, в том числе по ч. 1 ст. 18.8 - 2 дела, по ч. 1.1. ст. 18.8. - 51 дело. По всем делам назначено наказание в виде административного штрафа с самостоятельным контролируемым выездом. Сведения об уплате штрафа имеются по всем делам. Сведений об исполнении в части выезда не имеется.
Веденским районным судом Чеченской Республики рассмотрено 8 дел, в том числе по ч. 1 ст. 18.8 - 1 дело, по ч. 1.1. ст. 18.8. - 7 дел. По всем делам назначено наказание в виде штрафа с самостоятельным контролируемым выездом. Имеются сведения об исполнении в части штрафа. В остальной части об исполнении сведений не имеется.
Ачхой-Мартановским районным судом Чеченской Республики рассмотрено 11 дел по ч. 1 ст. 18.8. По всем делам назначено наказание в виде штрафа с самостоятельным контролируемым выездом. Имеются сведения об исполнении.
Грозненским районным судом Чеченской республики рассмотрено 10 дел по ч. 1 ст. 18.8. По 9 делам назначено наказание в виде административного штрафа с принудительным выдворением, по 1 делу - штраф без выдворения. Сведения об исполнении в части выдворения имеются по 6 делам.
Сведения о рассмотрении дел указанной категории остальными районными (городскими) судами Чеченской Республики не имеется.
В числе выдворенных за пределы Российской Федерации лиц, имеющих семью в Российской Федерации, установлено два случая.
Из числа лиц, привлеченных к административной ответственности, работающих и ранее судимых (с их слов) - не имеется.
При рассмотрении указанной выше категории дел в целом судами Чеченской Республики соблюдаются положения КоАП РФ, однако имеются и недостатки.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, другие дела, материалы хранятся в обложке (форма N 18). на которой указывается номер дела, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого рассматривалось дело, наименование дела, дата поступления дела в суд, дата его рассмотрения и дата сдачи в архив (п. 3.18).
Записи на обложках и справочных листах производятся четко, разборчиво, чернилами или пастой синего, черного цветов. Сокращения допускаются только в пределах возможности прочтения наименований (п. 3 - 18-1).
В нарушение указанных требований Инструкции по судебному делопроизводству все дела, рассмотренные Шелковским районным судом ЧР, оформлены ОМВД по Шелковскому району как административные протоколы или административные материалы, судом эти титульные листы с их оформлением сохранены и в соответствии с Инструкцией как дела об административных правонарушениях указанные дела судом не оформлены.
Аналогичная ситуация с оформлением дел в Гудермесском городском суде. Все рассмотренные ими дела оформлены ОМВД по Гудермесскому району, имеют их реквизиты, сохранен их титульный лист, судом в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству не оформлены.
Все дела, рассмотренные Шалинским городским судом, также не оформлены в нарушение Инструкции по судебному делопроизводству как дела, а имеют форму протоколов об административном правонарушении и административных материалов, поступивших из ОМВД России по Шали некому и Курчалоевскому районам, с сохранением их титульных листов и наименований материалов.
Согласно п. 9.1.3 "Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" о действиях, связанных с обращением к исполнению приговора, решения, определения или постановления, делается отметка в справочном листе по делу, а так же в учетно-статистических карточках, базе данных ПИ "Судебное делопроизводство" или регистрационных журналов.
Согласно п. 3.17. Инструкции на внутренней стороне обложки уголовного, гражданского, административного дела, дела об административном правонарушении помещается справочный лист (форма N 19), в котором отмечаются все действия суда, произведенные по делу (направление повесток, копии искового, административного искового заявления, копии приговора, решения, истребование документов и др.).
Между тем, практически по всем изученным делам в справочных листах не отмечены действия суда, произведенные по изучаемым делам не только по обращению к исполнению, но и отсутствует информация о дате и времени назначения судебных заседаний и т.д.
В силу статьи 29.4. КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судом разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о назначении времени и места рассмотрения дела (п. 1 ч. 1 ст. 29.4).
В нарушение указанных требований закона в порядке подготовки к рассмотрению дела никакие процессуальные действия, в том числе о назначении времени и места рассмотрения дела, не совершены судьями Надтеречного районного суда по двум из всех четырех рассмотренных ими дел, Наурским районным судом по трем из всех пяти рассмотренных ими дел, Гудермесским городским судом по всем 18 рассмотренным им делам, Урус-Мартановским городским судом по всем 17 рассмотренным делам, Ножай-Юртовским районным судом по всем 16 рассмотренным делам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.7. КоАП РФ. при рассмотрении дела об административном правонарушении в числе остальных действий разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. При рассмотрении административных дел с участием иностранных граждан обязательно подлежит выяснению вопрос о том, владеет ли лицо русским языком, нуждается ли он в услугах переводчика.
На практике некоторыми судами разъяснение прав оформляется отдельными расписками, либо об этом указывается в вводной части судебного акта.
Указанные требования закона не соблюдены при рассмотрении дел Надтеречным районным судом, Наурским районным судом, Гудермесским городским судом, Урус-Мартановским городским судом, Шалинским городским судом.
Данные факты свидетельствуют о том, что имело место нарушение права иностранных граждан на разъяснение их прав. Это. безусловно, препятствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела, что является основанием для отмены судебного постановления в случае его обжалования.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно п. 1 ст. 2 которого законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами определен порядок выдачи компетентными государственными органами иностранным гражданам или лицам без гражданства документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 18.8. КоАП нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Частью 1.1. статьи 18.8. КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с частью 4 статьи 18.8. КоАП РФ повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения. предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства предусмотрено пунктом 7 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ, которое в силу части 2 статьи 3.3 КоАП РФ может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
В соответствии со статьёй 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 3.10, части 2 статьи 29.10 КоАП РФ в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации надлежит учитывать, что указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.
Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании части 3 статьи 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено. Названный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании части 2 статьи 29.10 КоАП РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).
В нарушение указанных требований закона при вынесении 30 августа 2019 года постановлений по административным делам N 5-32/19 в отношении гражданина республики Узбекистан Аширова Э. по ч. 1 ст. 18.8. КоАП РФ и N 5-31/19 в отношении гражданина Республики Узбекистан Аннакулова 111. по ч. 1.1. ст. 18.8. КоАП РФ судьёй Старопромысловского районного суда г. Грозного назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с возложением контроля выезда на ОВМ У МВД России по Старопромысловскому району г. Грозного. При этом форма выдворения, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения (принудительное выдворение за пределы Российской Федерации или контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации) не указана, как не указано о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение до его выдворения, что указывало бы на то, что судьёй была определена форма административного выдворения как принудительная.
Дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (часть 4 статьи 29.6 КоАП РФ).
Указанные сроки рассмотрения дел по изучаемой категории дел, порядок их рассмотрения судами не нарушены.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (статья 31.5 КоАП РФ).
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, а также в отношении лиц, которым назначен административный штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 КоАП РФ, в случае совершения данных административных правонарушений с использованием транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.
Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения судебных постановлений в порядке, указанном приведенными выше нормативными положениями, судами не рассматривался.
Следует учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается (п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40).
Между тем, не всегда проводится судами проверка соблюдения права лица, привлеченного к административной ответственности по обобщаемой категории дел, на уважение семейной жизни, гарантированного пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Обстоятельства, связанные с наличием у иностранного гражданина в Российской Федерации родственных и семейных связей судами не выясняются, если об этом не заявлено самим лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Так, изменяя судебные постановления судов первой инстанции путем исключения административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации по делам N 5-9/19 (постановление судьи Заводского районного суда г. Грозного от 8 ноября 2019 года в отношении гражданина Туркмении Курбанова Т. по ч. 1.1. ст. 18.8.) и N 5-18/19 (постановление судьи Урус-Мартановского городского суда ЧР от 21 мая 2019 года в отношении гражданина республики Кыргызстан Шамиева Х.Ю. по ч. 4 ст. 18.8. КоАП РФ), судья вышестоящей судебной инстанции исходил в первом случае из наличия у иностранного гражданина малолетней дочери от совместного проживания с гражданкой России, во втором случае из того, что иностранный гражданин состоит в браке с гражданкой России и имеет двоих малолетних детей, тем самым учел наличие семейных связей у данных граждан и руководствовался позицией конституционного суда РФ и положениями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 год) о праве на уважение личной и семейной жизни гражданина.
В основном все дела обобщаемой категории рассмотрены судами с соблюдением срока, предусмотренного ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ - в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Из рассмотренных судами в 2019 году дел обжалованы в порядке статей 30.2-30.6 КоАП РФ как не вступившие в законную силу постановления по 3 делам, из которых изменены постановления судов первой инстанции по 2 делам:
- по делу N 5-9/19 - постановление Заводского районного суда г. Грозного от 8 ноября 2019 года в отношении гражданина Республики Туркмении Курбанова Т. по ч. 1.1. ст. 18.8. КоАП РФ, которым назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением;
- по делу N 5-18/19 - постановление судьи Урус-Мартановского городского суда ЧР от 21 мая 2019 года, в отношении гражданина Республики Кыргызстан Шамиева Х.Ю., признанного виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8. КоАП РФ.
- оставлено без изменения постановление по 1 делу - по делу N 5 - 113/19 - постановление судьи Ленинского районного суда г. Грозного от 11 июля 2019 года в отношении гражданина Республики Казахстан Бикбаева Р.Х., признанного виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
Изменяя постановления по делам N 5-9/19 и 5-18/19 решениями соответственно от 22 ноября 2019 года и от 13 июня 2019 года, исключив наказание в виде административного выдворения, судья Верховного Суда Чеченской Республики указал на то, что судьями районных судов не учтены обстоятельства наличия у иностранных граждан семейных связей на территории Российской Федерации с учетом положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 год) о праве на уважение личной и семейной жизни гражданина и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Сведения об обжаловании судебных постановлений после их вступления в законную силу отсутствуют.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (часть 2 статьи 30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению (часть 3 статьи 30.5 КоАП РФ).
В нарушение указанных норм жалоба на постановление судьи Урус-Мартановского городского суда ЧР от 21 мая 2019 года по делу N 5-18/19 в отношении гражданина Республики Киргизии Шамиева Х.Ю., поступившая в суд первой инстанции 27 мая 2019 года (л.д. 9), направлена согласно сопроводительному письму (л.д. 17) в суд вышестоящей инстанции 30 мая 2019 года, поступила в указанный суд 11 июня 2019 года и в тот же день принята к производству судьи Верховного Суда Чеченской Республики.
Жалоба на постановление судьи Заводского районного суда г. Грозного от 8 ноября 2019 года по делу N 5-9/19 в отношении гражданина Республики Туркменистан Курбанова Т. По ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, поступила в Заводской районный суд г. Грозного 18 ноября 2019 года (л.д. 14), дело направлено в Верховный Суд Чеченской Республики и поступило в указанный суд согласно сопроводительному письму 21 ноября 2019 года (л.д. 23), и в тот же день принято к производству судьёй суда республики.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, что судьями районных судов в основном соблюдено.
Поскольку административное выдворение по ч.ч. 1, 2 ст. 18.8. КоАП РФ установлено в качестве дополнительного наказания, которое может быть назначено помимо основного наказания либо может быть не назначено.
необходимость его применения либо отказ в его применении должны быть мотивированы судьей.
Круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе и по делам, влекущим применение административного выдворения как в виде основного, так и в виде дополнительного административного наказания, определен ст. 26.1 КоАП РФ.
Как показал анализ дел, в большинстве изученных постановлениях судьями не приводятся мотивы, свидетельствующие о действительной необходимости назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.
Имеют место случаи, когда в описательно-мотивировочной части судебных постановлений не указано место совершения административного правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2006 г. N 101-О указывал на недопустимость избыточного, неограниченного по продолжительности, произвольного и неконтролируемого содержания под стражей, а также на обязанность государства использовать только необходимые и строго обусловленные конституционно оправданными целями меры, связанные с ограничением прав, гарантированных ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В связи с чем, в постановлениях следовало бы указывать дату, с которой исчисляется срок содержания лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в спецприемнике (дата фактического задержания, а не с момента вынесения постановления), что судами в основном не указывается.
Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа предусмотрен подпунктом "а" пункта 9.4.3. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 21.10.2019) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде", а также статьёй 32.2. КоАП РФ, согласно части 1 которой административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно части 1.1. данной статьи административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении (часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 383-ФЗ).
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (часть 3).
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса (часть 5).
Между тем, имеют место случаи отсутствия в делах об административных правонарушениях сведений об исполнении постановлений в части штрафа и принятия судом мер для его исполнения.
Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 32.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:
1) пограничными органами - при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 1.1 статьи 18.2, частью 2 статьи 18.4 настоящего Кодекса;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц - при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу статьи 32.10. КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации (часть 1).
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщаются к постановлению или к материалам исполнительного производства (часть 4 статьи 32.10).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания (часть 6 статьи 32.10).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации (часть 7 статьи 32.10).
В силу части 1 статьи 31.3. КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9.4.1. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 21.10.2019) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде", согласно которому постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению судьей, вы несшим постановление.
В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (часть 2 статьи 31.3).
В случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение (часть 3 статьи 31.3).
Судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том. что оно подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 31.3).
Если постановлением по делу об административном правонарушении было назначено основное и дополнительное административные наказания, приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или отменены такие меры, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом (часть 5 статьи 31.3).
Аналогичные положения содержатся в пункте 9.4.1. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 21.10.2019) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде", предусматривающем порядок обращения к исполнению постановления о наложении административных наказаний.
Таким образом, обращение к исполнению постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации состоит в его направлении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, круг которых определен законом в зависимости от формы выдворения, назначенной судом, поэтому важно направить это постановление для исполнения и направить его именно в уполномоченный орган. В зависимости от формы административного выдворения такими органами являются либо органы федеральной миграционной службы, либо служба судебных приставов.
Однако не во всех судебных постановлениях в резолютивной части присутствует указание на возложение обязанностей по исполнению постановления в части принудительного выдворения за пределы Российской Федерации на службу судебных приставов, в части контролируемого самостоятельного выезда на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
Некоторыми судами Чеченской Республики обязанности по исполнению постановления в части административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда возложены на сотрудников органов полиции, тогда как это должно осуществляться органами федеральной миграционной службы.
В подавляющем большинстве дел отсутствуют сведения о направлении судом в орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, копии постановления по делу для осуществлении контроля за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации и последующего получения судом документов о фактическом исполнении его постановления. С учетом этого сведения об исполнении такого вида выдворения в материалах указанных дел отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 31.10. КоАП РФ постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.
Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление, в случае: 1) если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание; 2) если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными; 3) если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный статьей 31.9 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 31.10.).
В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, должностное лицо, на исполнении у которого находится постановление о назначении административного наказания, составляет соответствующий акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом.
Возвращение постановления о назначении административного наказания по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, не является препятствием для нового обращения этого постановления к исполнению в пределах срока, предусмотренного статьей 31.9 настоящего Кодекса.
Учитывая требования части I статьи 31.9. КоАП РФ о том, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (при отсутствии оснований, предусмотренных частями 2-4 данной статьи), судам следует принять меры для исполнения вступивших в законную силу судебных актов, принятых по обобщаемой категории дел, до истечения срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания.
В силу п. 1.4. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 21.10.2019) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" председатель районного суда в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" осуществляет в том числе следующие функции: организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе распределяет обязанности между работниками аппарата суда, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности; осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Пунктом 9.1.4. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 предусмотрено, что порядок контроля за обращением к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда устанавливается председателем суда или лицом, исполняющим его обязанности, и судьями, под председательством которых рассматривались дела.
Из изложенного следует, что ответственность за исполнение судебного акта, правильность его оформления возложена как на председателя суда (исполняющего обязанности председателя суда), организующего работу суда, так и на судью, рассмотревшего дело.
Согласно пункту 9.4.7. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 основаниями для оформления и сдачи в архив дел об административных правонарушениях являются:
- обращение к исполнению вступившего в законную силу судебного акта по делу об административном правонарушении;
- вступление в законную силу постановления о прекращении производства по делу.
Дело передается в архив после проверки соблюдения перечисленных условий с резолюцией председателя суда или судьи, следовательно, указанные лица являются ответственными за правильность и своевременность сдачи дел в архив суда.
Выводы и предложения:
1. Рекомендовать судьям более тщательно подходить к вопросам о подготовке к рассмотрению дел указанной категории и их рассмотрению в соответствии с требованиями закона, в том числе:
- о назначении дела к рассмотрению;
- о разъяснении и обеспечении прав лиц, участвующих в деле;
- о соблюдении требований статьи 29.10 КоАП РФ, регламентирующей содержание постановления по делу об административном правонарушении;
- о мотивировании необходимости применения наказания в виде административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации;
- о соблюдении права лица, привлекаемого к административной ответственности, на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
2. Соблюдать сроки направления дел с жалобами в вышестоящую судебную инстанцию.
3. Секретарю суда, ответственному за ведение и оформление данных дел, а так же за обращение к исполнению постановлений суда, обратить внимание на отмеченные недостатки и в дальнейшем правильно применять положения "Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" и требований КоАП РФ.
Председателю суда (исполняющему обязанности председателя суда) принять меры для приведения оформления дел в соответствие с Инструкцией по судебному делопроизводству, исполнения судебных актов и сдачи дел в архив.
Судья |
Т.А. Узиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка Верховного Суда Чеченской Республики "По результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Чеченской Республики за 2019 год дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 18.8 КоАП РФ"
Текст справки опубликован не был