город Калининград
6 августа 2020 года
Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М.С., судьи В.М.Ф., руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Уставного Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области", заслушав сообщение судьи В.М.Ф., исследовав представленные документы и материалы дела, установил:
1. В Уставный Суд 31 июля 2020 года поступило обращение от Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области" (далее - Проект уставного закона), внесенному в порядке законодательной инициативы группой депутатов Калининградской областной Думы, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44, подпунктом 3 пункта 3 статьи 52, пунктом 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Статьей 1 Проекта уставного закона предлагается внести изменения в статью 16 Устава (Основного Закона) Калининградской области в редакции перечисленных в ней законов Калининградской области и уставных законов Калининградской области, последним из которых указан Уставный закон Калининградской области от 27 декабря 2019 года N 383, изложив ее в следующей редакции:
"1. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
2. Порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области устанавливается уставным законом Калининградской области.
3. Уполномоченный по правам человека в Калининградской области назначается на срок 5 лет.".
Статья 2 Проекта уставного закона предусматривает, что данный Уставный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Анализируя предлагаемые к принятию нормы, Уставный Суд исходит из положений пункта 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым Устав (Основной Закон) Калининградской области не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
На основании изложенного, Уставный Суд в настоящем деле рассматривает предлагаемые к принятию статьей 1 Проекта уставного закона нормы, с точки зрения наличия или отсутствия противоречия их иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области, одновременно исходя из положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, места Устава (Основного Закона) Калининградской области в системе правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда в настоящем деле является статья 1 Проекта уставного закона.
2. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2).
Осуществляемая уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Устав (Основной Закон) Калининградской области, согласно его преамбуле, исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, гарантирует защиту на территории Калининградской области прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с положениями статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами (пункт 1); обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, их должностных лиц (пункт 3); органы государственной власти Калининградской области в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области (пункт 4).
С целью установления единых принципов организации деятельности региональных уполномоченных по правам человека и закрепления общих начал их взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества принят Федеральный закон от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", согласно которому должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 1); порядок назначения (избрания) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и (или) законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 5); уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на срок, установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет (статья 6).
Статьей 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы (пункт 1); порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации (пункт 3).
В настоящее время статьей 16 Устава (Основного Закона) Калининградской области определено, что для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Калининградской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами в Калининградской области устанавливается должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области (пункт 1); порядок назначения, деятельность и статус Уполномоченного по правам человека в Калининградской области регулируются уставным законом Калининградской области (пункт 2).
При сравнительно-правовом анализе действующих положений статьи 16 Устава (Основного Закона) Калининградской области и предлагаемых к принятию изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области усматривается, что представленный законопроект разработан в целях приведения Устава (Основного Закона) Калининградской области в соответствие с положениями Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" и не вступает в противоречие с иными положениями Устава.
Таким образом, Уставный Суд приходит к заключению об отсутствии противоречия положений предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области" иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74, 86-13 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Дать заключение об отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм статьи 1 проекта уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области" иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд
Калининградской области
N 5-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 6 августа 2020 г. N 5-П "По делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области"
Текст постановления опубликован не был