Решение Самарского областного суда от 15 июня 2020 г. N 3а-1044/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1044/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "А." о признании нормативного правового акта не действующим в части, с участием прокурора Р.О.В. представителя административного истца О.Т.А., установил:
общество с ограниченной ответственностью "А." (далее - ООО "А.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 г.), утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647 (далее - приказ N 1647), в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Также просило взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в свою пользу возмещение судебных расходов - госпошлины в размере 4 500 рублей, вернуть излишне уплаченную госпошлину в размере 4 500 рублей.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), данное здание не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание. Включение указанного объекта в данный Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца О.Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило возражения, пояснив, что нежилое здание соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, и обоснованно включено в перечисленные выше Перечни на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что требования ООО "А." подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.ст. 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 г. N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 утвержден Перечень на 2018 г., которые опубликованы в издании "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31 октября 2017 г. (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 1 ноября 2017 г. (Приложение (пп. 91-16435)).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре его принятия.
Несмотря на истечение срока действия указанного приказа, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2018 г..
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 7 февраля 2020 г. ООО "А." на праве собственности принадлежит нежилое здание, наименование: склад, с кадастровым номером N, площадью 3 671,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
По данным технической документации - экспликации к техническому паспорту, спорный объект является зданием склада.
При этом наименование и назначение нежилого здания не свидетельствует о предназначении его для объектов офисного, делового, коммерческого назначения. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в указанные Перечни по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового центра, офисов.
Мероприятия по определению фактического использования здания на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта министерством не производились, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является: под базу.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем объектов офисного, коммерческого, делового назначения, торговых объектов и объектов общественного питания.
Основным видом деятельности ООО "А." является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Согласно договору от 1 апреля 2016 г. земельный участок и нежилое здание с кадастровым номером N литера Б в комплексе с иными зданиями - литеры АА1, Г, К, Д, Е, Ж, З, В, общей площадью 5 785 кв. м, переданы в аренду ООО "И.".
Основным видом деятельности ООО "И." согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23 марта 2020 г. является "торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов".
По условиям договора аренды (акт приема-передачи) "помещения" переданы в аренду "для организации складского хранения товаров".
Спорный объект недвижимости расположен на охраняемой территории, где действует пропускной режим, ограничивающий свободный доступ посетителей, что подтверждается договором от 1 апреля 2016 г. N 20-01/16 об охране производственных (хозяйственных) объектов, заключенным между ООО "И." и ООО ЧОО "Лига Безопасности".
На основании ч. 9 ст. 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании спорного здания в период 2018 г. как объекта торговли административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечень на 2018 г. не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемого приказа (2018 г.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части со дня его принятия.
В соответствии с положениями подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственная пошлина, подлежащая уплате, составляет 4 500 рублей для организаций.
Таким образом, административный истец при подаче настоящего административного иска должен был оплатить государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Принимая во внимание оплату административным истцом государственной пошлины в размере 9 000 рублей согласно платежному поручению N 90 от 12 февраля 2020 г., суд полагает, что данный вид судебных расходов подлежит возмещению в размере 4 500 рублей административным ответчиком в соответствии со ст.ст. 103, 111 КАС РФ.
Излишне уплаченная сумма государственной пошлины в размере 4 500 рублей подлежит возврату ООО "А." по заявлению, которое подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения Самарского областного суда, в соответствии со ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "А." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "А." государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "А." государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 июня 2020 г. N 3а-1044/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании