Решение Самарского областного суда от 15 июля 2020 г. N 3а-1157/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1157/2020 по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества фирма "Т." к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, с участием: прокурора М.Е.Г., представителя административного истца В.М.И., установил:
Закрытое акционерное общество фирма "Т." (далее по тексту - ЗАО фирма "Т.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативного правового акта недействующим в части.
В иске указало, что Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание АБК, площадью 618,6 кв. м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное нежилое здание включено в пункт 11161 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2201 от 07.10.2019 г.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ЗАО фирма "Т." является строительство жилых и нежилых помещений.
Кроме того, указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации под производственную базу.
По мнению истца, включение указанного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере. В связи с чем, просит административный иск удовлетворить, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Представитель административного истца В.М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что в рамках переданных полномочий соответствующим приказом министерства утвержден Перечень согласно приложению к приказу, при этом процедура принятия Перечня, как нормативного правового акта, была соблюдена полностью. Спорное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, по критерию наименования нежилого здания - "АБК" (административно-бытовой корпус), которое позволяет его отнести к объектам, предназначенным для использования одновременно как в целях административного, так и в целях размещения объектов общественного питания, что указывает на правомерное нахождение спорного объекта в Перечне в соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ. В связи с чем, считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора о необходимости удовлетворения требований истца, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 07 октября 2019 года N 2201 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.
Приказ министерства от 07 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень под пунктом 111161 включено нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них;
2) нежилые здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые здания, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объект недвижимости, налоговая база в отношении которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости, должен отвечать определенным правилам, а именно: являясь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, то есть нахождение людей и рабочий процесс сотрудников в помещениях такого здания (строения, сооружения).
При этом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что нежилое здание с кадастровым номером N, наименование: АБК, площадью 618,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ЗАО фирма "Т.", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.02.2008 г., а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.06.2020 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.05.2020 г., Уставу ЗАО фирма "Т.", утвержденному решением единственного акционера ЗАО фирма "Т." N 1 от 28.02.2014 г., основным видом деятельности данного ЗАО фирма "Т." является строительство жилых и нежилых зданий.
Согласно техническому паспорту, составленному МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор" по состоянию на 05.12.2007 г., в спорном нежилом здании расположены помещения со следующими наименованиями: теплоузел, кабинеты, касса, туалеты, коридоры, тамбуры, подсобные, моечная, обеденный зал, лестничная клетка.
13.02.2019 г. ГБУ СО "Ц." проведен осмотр спорного объекта недвижимости, по результатам которого составлен акт. Согласно данному акту, на прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось. По результатам визуального осмотра выявлено, что площадь офисов составила 112,9 кв. м, помещений для размещения мебели - 37,4 кв. м, комнат приема пищи - 18 кв. м, цеха пищевого производства - 58,6 кв. м, моечной - 6,4 кв. м, складов - 13 кв. м, сан.узлов - 8,3 кв. м, технического помещения (тепло узел) - 12,5 кв. м, пустых помещений - 178,8 кв. м, коридоров, лестниц, тамбуров - 171,3 кв. м.
Однако, наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", а площадь офисов, установленная актом от 13.02.2019 г., менее 20 процентов общей площади спорного здания.
21.04.2020 г. ГБУ СО "Ц." вновь проведен осмотр спорного объекта недвижимости, по результатам которого составлен акт. Согласно данному акту, на прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно. По результатам визуального осмотра выявлено, что площадь офисов составила 76,2 кв. м, торговых объектов - 23,6 кв. м, помещений для размещения мебели - 58,1 кв. м, комнаты приема пищи - 10,2 кв. м, кухни - 6,9 кв. м, кухонного цеха - 46,5 кв. м, мойки - 6,6 кв. м, кладовых - 20,7 кв. м, сан.узлов - 8,8 кв. м, технических помещений (водомерный узел, тепло узел) - 20 кв. м, пустых помещений - 169,1 кв. м, коридоров, лестниц, тамбуров - 172,9 кв. м.
Вместе с тем, площадь офисов и торговых объектов, установленная актом от 21.04.2020 г., вновь составила менее 20 процентов общей площади спорного здания.
В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что в помещениях, площадью 11,8 кв. м, расположенных на 1 и 2 этажах спорного здания, расположены склады лакокрасочных изделий. Данное обстоятельство также подтверждается актом осмотра недвижимого имущества, проведенного 13.02.2019 г. теми же лицами, что и осмотр 21.04.2020 г., а именно: заместителем начальника отдела геодезических и кадастровых работ ГБУ СО "Ц." С.Д.И. и инженером-инспектором отдела геодезических и кадастровых работ ГБУ СО "Ц." Т.В.А. Так в акте от 13.02.2019 г. помещения, площадью 11,8 кв. м, указаны как склад (помещение N 12) и офис (помещение N 2).
При таких обстоятельствах акты осмотра ГБУ СО "Ц." от 13.02.2019 г. и от 21.04.2020 г. не могут быть расценены судом как однозначно подтверждающие факт использования более 20% от общей площади здания в целях размещения офисов и торговых объектов.
Кроме того, спорное нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 9 345 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации под производственную базу.
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ЗАО фирма "Т.", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2015 г., а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.06.2020 г.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что из представленных сведений об объекте недвижимости - "АБК" спорное нежилое здание нельзя признать предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку не установлено, что не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Указанный выше вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о размещении в спорном объекте недвижимости офисного здания делового, административного и коммерческого назначения, а также торгового объекта, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания, что является одним из предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий отнесения здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
Доказательств иного суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ЗАО фирма "Т." критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ, следовательно, пункт 4155 Перечня подлежит признанию недействующим.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативный правовой акт, имеющий ограниченный срок применения (2020 год), в целях восстановления прав административных истцов следует признать недействующим в части со дня его принятия.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Административным истцом также заявлены требования о взыскании с административного ответчика расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В силу части 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела отнесены, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, другие признанные судом необходимые расходы.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
Как следует из договора об оказании юридических услуг от 19.05.2020 г., заключенного между ЗАО фирма "Т." и В.М.И., последняя приняла на себя обязательства оказать заказчику юридические услуги, а именно, представление интересов заказчика в Самарском областном суде, подачи документов и сопровождению дела в первой инстанции в порядке административного судопроизводства тот имени заказчика - ЗАО фирма "Т." к министерству имущественных отношений Самарской области (пп. 1.1, 2.1 Договора). Стоимость услуг составила 25 000 рублей (п. 7.1 Договора). Указанная сумма оплачена ЗАО фирма "Т." в полном объеме, что подтверждается расходным кассовым ордером N 9 от 19.05.2020 г. на сумму 25 000 рублей.
На основании статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание характер спора, не представляющего значительной сложности, объем и характер оказанных юридических услуг, исходя из принципа разумности, справедливости и соразмерности, суд приходит к выводу, что в пользу ЗАО фирма "Т." подлежат взысканию расходы на услуги представителя в размере 7 000 рублей.
В силу ст. 111 КАС РФ с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ЗАО фирма "Т." подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Закрытого акционерного общества фирма "Т." - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 11161 нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ЗАО фирма "Т." расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей, а всего 11 500 (одиннадцать тысяч пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.07.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 июля 2020 г. N 3а-1157/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании