Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение дополнено приложением 3. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
Приложение N 3
к модели РСОКО
Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
1. Цели
1.1. Выявление способностей и талантов у детей и молодежи.
Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству. Успех в подготовке высококвалифицированных специалистов напрямую связан с самореализацией человека и во многом зависит от того, будет ли своевременно выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. В этой связи выявление таланта является ведущей целью при построении системы выявления и поддержки одаренных детей.
Для реализации указанной цели требуется решение целого ряда организационных задач:
решение и совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере образования;
развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных организаций;
развитие региональной системы подготовки педагогических и управленческих кадров;
реализация системы целевых мероприятий;
создание условий для профессиональной самореализации молодежи.
На начальном этапе развития системы выявления способностей и талантов детей и молодежи решаются следующие задачи:
ревизия и развитие системы массовых мероприятий, способствующих выявлению одаренных детей, проводимых на муниципальном и региональном уровнях;
развитие системы поддержки школ и педагогов, активно проводящих мероприятия по выявлению одаренных детей (в том числе обеспечивающих массовое участие детей в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников);
создание базы данных участников мероприятий, способствующих выявлению одаренных школьников;
внесение информации о мероприятиях по выявлению одаренных, их победителях и призерах в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.
1.2. Поддержка способностей и талантов детей и молодежи.
В настоящее время Кировская область занимает заметное место среди субъектов Российской Федерации по работе с одаренными детьми. Этому способствует ряд мероприятий, способствующих поддержке способностей и талантов детей и молодежи.
В регионе созданы условия для организации обучения одаренных детей: в лицеях и гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов обучающиеся имеют возможность углубленно изучать отдельные учебные предметы, различными формами дополнительного образования, например, по программам углубленного изучения предметов: математики, физики, биологии и химии в КОГАОУ ДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников", обучаться как в очной форме, так и дистанционно.
Ежегодно одаренным детям предоставляется возможность бесплатного участия в ряде престижных соревнований межрегионального и всероссийского масштаба, а также участия в сменах и проектах образовательного центра "Сириус".
Вместе с тем развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи связана с реализацией следующих задач:
развитие системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, их родителей и педагогов;
развитие системы информационной поддержки (информирование родителей, детей и педагогов о мероприятиях по выявлению, о возможностях дополнительного образования, профильных сменах и пр.);
создание системы стимулирования и поддержки школ, ведущих активную работу по выявлению и развитию одаренных детей (аттестация, педагогических работников, дополнительное финансирование, гранты);
развитие дистанционных форм обучения талантливых обучающихся, организация профильных смен;
развитие системы поддержки и поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми (методическая поддержка, материальное стимулирование, упрощенная система аттестации и т.д.).
1.3. Развитие способностей и талантов детей и молодежи.
Развитие способностей и талантов детей и молодежи связано, в первую очередь, с предоставлением возможности способным и талантливым детям и молодежи получать образование, адекватное их одаренности, а также с совершенствованием системы работы с одаренными школьниками в следующих направлениях:
совершенствование образовательных программ, в том числе в формате интенсивных профильных смен, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
выстраивание индивидуальных траекторий для особо одаренных школьников;
создание благоприятной для обучающихся среды, в частности, с предоставлением им возможности проходить обучение с одаренными детьми из других регионов;
подготовка квалифицированных кадров по работе со способными и талантливыми обучающимися;
предоставление возможности одаренным детям учиться у преподавателей соответствующего их одаренности уровня.
1.4. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Дети и молодежь с ОВЗ нуждаются в особом внимании со стороны государства и особенно в областях научной, культурной или спортивной деятельности, где их таланты могли бы проявиться и раскрыться в максимальной степени. В этой связи выявление, поддержка и развитие способностей таких обучающихся должны находиться на особом контроле.
Особое внимание должно быть уделено реализации образовательных проектов, в которых обучающиеся с ОВЗ могли бы принимать участие наравне с остальными школьниками, повышению доступности и качественного уровня оказания образовательных услуг во всех системах образования.
1.5. Разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи.
В настоящее время на базе ряда образовательных организаций Кировской области реализуется комплекс программ, ориентированных на развитие способностей и талантов у детей и молодежи. Однако, есть необходимость:
в систематизации существующих региональных программ;
в изучении опыта построения соответствующих программ образовательными организациями других регионов;
в корректировке существующих и разработки новых программ по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи с учетом актуальных задач образования и опыта реализации программ в других регионах.
1.6. Содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации (далее - ПОО) и образовательные организации высшего образования (далее - ОО ВО).
Основным направлением развития системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи является построение для нее единой развивающей среды в образовательных пространствах непрерывного общего образования, дополнительного образования и высшего образования. Закономерным следствием успешной организации социального партнерства школы, дополнительного образования и высшего образования должно стать попадание наибольшего количества талантливых обучающихся в ПОО и ОО ВО для освоения востребованных регионом и страной специальностей, а также максимальная самореализация обучающихся в науке, отраслях промышленности, экономике, спорте, искусстве.
Реализация цели требует построения основных моделей образовательных траекторий талантливой молодежи с учетом их достижений и интересов, а также потребностей страны, региона, включающих механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в ПОО и ОО ВО. К работе над моделями должны быть привлечены ведущие учителя-предметники региона, педагоги дополнительного образования, ведущие специалисты ОО ВО, представители работодателей.
1.7. Межведомственное и межуровневое взаимодействие по реализации названных целей.
Управление процессом развития детей, проявивших выдающиеся способности в регионе, может быть эффективным только при наличии налаженной системы межведомственного и межуровневого взаимодействия. Его реализация может осуществляться с учетом опыта создания региональных центров по поддержке и сопровождению талантливой молодежи в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка".
1.8. Разработка диагностического инструментария по выявлению способностей у талантливых детей и молодежи.
Эффективность процедур выявления и сопровождения талантливых детей и молодежи напрямую зависит от качества соответствующего диагностического инструментария, широты его внедрения. В этой связи перед регионом стоит задача выделения диагностик, позволяющих эффективно выявлять талантливых детей и молодежи независимо от мест их проживания.
1.9. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и молодежи.
Система выявления, развития и поддержки одаренных школьников в регионе включает в себя все уровни образования, обеспечивая среди прочего целевой компонент психолого-педагогической поддержки обучающихся. Работа с одаренными школьниками требует специалистов более широкого спектра психолого-педагогических деятельностей, а следовательно, нуждается в:
повышении квалификации педагогических работников сфере психологии одаренности, организации работы по развитию одаренности, выявлению, обучению, воспитанию и развитию молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации;
создании общедоступной разветвленной инфраструктуры комплексной психолого-педагогической и помощи для одаренных детей и молодежи в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры.
1.10. Подготовка педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи.
В настоящее время в регионе работает уникальный коллектив специалистов учителей, педагогов, ученых, методистов, позволяющий талантливым обучающимся достигать высоких результатов в соответствующих предметных областях. Необходимо создать региональную систему подготовки молодых специалистов, повышения квалификации работающих специалистов и обмена опытом с новым поколением.
Для этого должны быть созданы условия для:
подготовки/переподготовки педагогических и управленческих кадров к организации процесса выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе на основе практико-ориентированного подхода через сеть стажировочных площадок;
организации взаимодействия с родителями в вопросах выявления, поддержки и сопровождения, детей, проявивших выдающиеся способности;
методической поддержки субъектов образовательного пространства, отвечающих за организацию работы с детьми, проявивших выдающиеся способности;
мотивационной поддержки работы с данной категорией детей в регионе.
1.11. Построение системы государственно-частного партнерства по поддержке способных и талантливых детей и молодежи.
Успешность функционирования системы поддержки способных и талантливых детей и молодежи во многом зависит от наличия необходимых образовательных ресурсов для выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности. В этой связи необходима работа по обеспечению системы достаточными ресурсами, включающая:
консолидацию научно-образовательных и финансовых ресурсов региона/страны;
развитие партнерских сетей между организациями системы образования и промышленного производства для дальнейшего сопровождения талантливой молодежи;
становление волонтерских практик по работе со способными и талантливыми детьми и молодежью.
2. Показатели, методы сбора информации
2.1. Для получения объективной информации о системе выявления, поддержке и развития способностей и талантов у детей и молодежи разработаны региональные показатели мониторинга данной системы.
2.2. Ежегодно министерством образования Кировской области осуществляется актуализация сведений о проведении и результатах значимых мероприятиях по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, а также о результатах их проведения.
2.3. Основными методами сбора информации при проведении мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи:
самоанализ деятельности образовательных организаций;
внесение результатов самоанализа в электронные формы, расположенных в личных кабинетах образовательных организаций.
Основными методами сбора информации при составлении аналитических отчетов и справок о значимых мероприятиях по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи является анализ локальных нормативных правовых актов (приказов, положений) образовательных организаций, осуществляющих проведение мероприятий.
3. Мониторинг
3.1. Для обеспечения возможности получения объективных данных о состоянии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, совершенствования этой системы, организацией, уполномоченной министерством образования Кировской области, проводится мониторинг региональных показателей.
3.2. Ключевыми являются следующие направления мониторинга:
функционирование в образовательных учреждениях системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
осуществление поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
получение профессионального образования и дальнейшее трудоустройство способной и талантливой молодежи;
система подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов.
4. Анализ, адресные рекомендации
По результатам проведения мониторинга организацией, уполномоченной министерством образования Кировской области, изучается динамика изменений в работе образовательных организаций, в установленные сроки осуществляется:
подготовка аналитических справок;
при необходимости разработка адресных рекомендаций для образовательных организаций по совершенствованию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
5. Меры, управленческие решения
На основании анализа результатов мониторинга региональных показателей осуществляется:
подготовка предложений для образовательных организаций по корректировке планов по реализуемым образовательным программам или проводимым мероприятиям;
поддержка образовательных организаций, ведущих активную работу со способными и талантливыми обучающими.
6. Анализ эффективности принятых мер
На основании ежегодного мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи проводится анализ эффективности мер и управленческих решений, принятых в предшествующий период, принимаются решения об их результативности, целесообразности и перспективах дальнейшей реализации как в отдельной взятых образовательных организациях, так и в целом в качестве управленческого решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.