Решение Самарского областного суда от 18 июня 2020 г. N 3а-997/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-997/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." об оспаривании нормативного правового акта министерства имущественных отношений Самарской области в части, с участием прокурора С.А.В., представителя административного истца А.Ю.В., установил:
общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 и 2019 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647, от 07 октября 2019 года N 2201, соответственно, в части включения в них под пунктами N и N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Требование обосновано тем, что указанное нежилое здание не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим включено в Перечень необоснованно. Данное здание находится в ветхом состоянии и фактически не используется. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
Представитель административного истца по доверенности А.Ю.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения относительно заявленных требований, в которых ссылаются на соответствие нежилого здания и земельного участка, на котором оно расположено критериям, приведенным в п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, согласно сведениям, полученным в порядке информационного взаимодействия из ЕГРН. Просят в удовлетворении административного иск отказать.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы от 18 октября 2017 года N 1647 и от 07 октября 2019 года N 2201 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 и 2020 г.г.
Оспариваемые приказы приняты в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "законодательные инициативы раздела "законодательство" в день его принятия, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 г.; Перечень на 2020 год - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В оспариваемые Перечни - на 2018 год под пунктом N, на 2020 год под пунктом N включен объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 628, 6 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником указанного объекта недвижимости является ООО "С.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 23.10.2019 г.
В своих возражениях министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на то, что спорный объект включен в Перечни на 2018 и 2020 г.г. на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 НК РФ по данным, полученным в порядке информационного взаимодействия из ЕГРН.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как видно из материалов административного дела, по сведениям ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 628,6 кв. м, имеет назначение "нежилое здание", наименование "служебное кирпичное здание".
Данные о виде разрешенного использования здания, назначении и наименовании расположенных в нем помещений в ЕГРН отсутствуют.
По сведениям технического паспорта в указанном нежилом здании располагаются помещения с назначением: кабинеты, шкафы, туалеты, холлы, подсобные, архив, касса, приемная, подвалы, склады, щитовая.
Вместе с тем, назначение помещения "кабинет" не является тождественным значению "офис".
Таким образом, сведения об объекте, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в здании административно-деловых центров.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "для административного здания".
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН, должны быть безусловными, бесспорными. Наличие одних только сведений о виде разрешенного использования земельного участка под зданием "для административного здания" явно недостаточно для включения объекта капитального строительства в Перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из его кадастровой стоимости, поскольку не всякое служебное и административное здание является офисным.
Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, наименование и назначение нежилого здания и вид разрешенного использования земельного участка не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 год не проводилось.
Из акта осмотра, выполненного 28 ноября 2019 года Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы" (далее также ГБУ СО "Ц."), следует, что в нежилом здании располагается помещение для размещения мебели площадью 199,5 кв. м, пустое помещение площадью 114,6 кв. м., комната отдыха площадью 22,8 кв. м., помещение для размещения теннисного стола площадью 32,4 кв. м., для размещения мусора площадью 29,3 кв. м., санузел площадью 7,2 кв. м, лестницы, коридоры площадью 110,4 кв. м, котельная, электрощитовая площадью 31,2 кв. м.
Согласно акту осмотра спорного здания ГБУ СО "Ц." от 06 марта 2020 года: 202, 5 кв. м здания занимают помещения для размещения мебели, 116, 1 кв. м - пустое помещение, 23, 1 кв. м - комната отдыха, 32, 7 кв. м - помещение для теннисного стола, 29, 3 кв. м - помещение для мусора, 7, 2 кв. м - сан.узел, 110, 4 кв. м - лестница, коридор, 31, 2 кв. м - котельная (электрощитовая).
Таким образом, доказательств тому, что нежилое здание фактически используется под торговые объекты, объекты офисного назначения, бытового обслуживания или общественного питания, административный ответчик в нарушение положений ч. 9 ст. 213 КАС РФ не представил.
Доводы административного истца о том, что здание не используется, министерством имущественных отношений Самарской области не опровергнуты.
Принимая во внимание исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 и 2020 гг., утверждённых приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 и от 07 октября 2019 г. N 2201, соответственно, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
Несмотря на истечение срока действия Перечня на 2018 год, нормативный правовой акт в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы ООО "С.", поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество организации и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2020 гг.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание их недействующими в части со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.06.2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 18 июня 2020 г. N 3а-997/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании