Решение Самарского областного суда от 22 июня 2020 г. N 3а-1036/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1036/2020 по административному исковому заявлению Ф.О.В., З.Т.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора Г.А.Н., представителя административного истца - К.А.В.,
Ф.О.В., З.Т.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня их принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 (далее также Перечни на 2017-2019).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее им на праве долевой собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным и не использовалось в спорные налоговые периоды в качестве торгового объекта, объекта бытового обслуживания или общественного питания. Помещение расположено в здании жилого дома и не используется.
В судебном заседании представитель административного истца К.А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что принадлежащее административным истцам нежилое помещение обоснованно включено в Перечни на 2017-2019 годы на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как помещение в жилом доме, которое может быть использовано в качестве офисного, под торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемую норму на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 14 ноября 2016 года N 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год;
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2017-2019 включено нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 153, 9 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, <адрес>, <адрес>
Из материалов дела следует, что собственниками нежилого помещения являются Филатова О.В. и З.Т.В. (по ? доле), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.12.2009 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.02.2020 г.
Принадлежащее административному истцу нежилое помещение, согласно доводам административного ответчика, включено в Перечни объектов на 2017, 2018, 2019 г.г. на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилое помещение с кадастровым номером N имеет наименование и назначение: "нежилое помещение". Данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации (экспликации к техническому паспорту) по состоянию на 22.09.2008 г., указанное выше нежилое помещение включает части назначением кабинеты, кладовые, санузлы, комната отдыха, коридоры.
При этом суд учитывает, что назначение частей помещения "кабинеты" не тождественно "офисам".
Нежилое помещение расположено на 1 этаже здания с кадастровым номером N , имеющем назначение "многоквартирный дом" и наименование: "жилой дом со встроенными нежилыми помещениями", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.02.2020.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> находится на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями", о чем представлена выписка из ЕГРН от 05.03.2020.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания, в котором оно расположено, а также вид разрешенного использования земельного участка не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не соответствуют названным критериям, так как не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения нежилого помещения в Перечни объектов на 2017-2019 г.г. требовалось установление его фактического использования.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось.
Как следует из объяснений представителя административного истца, спорное нежилое помещения не используется.
На основании ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако, доказательств, опровергающих доводы административного истца о том, что в спорные налоговые периоды нежилое помещение не использовалось, как и подтверждающих соответствие оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административным истцам на праве долевой собственности нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017-2019 г.г. и полагает, что нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907, от 18 октября 2017 года N 1647, от 29 октября 2018 года N 1608 в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административных истцов, возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечней, нормативные правовые акты в оспариваемой части затрагивают права и законные интересы Ф.О.В. и З.Т.В., поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Ф.О.В., З.Т.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N , площадью 153,9 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, пом. н7;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N , площадью 153,9 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, пом. н7;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N , площадью 153,9 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, пом. н7.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 22 июня 2020 г. N 3а-1036/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании