Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 27 мая 2020 года информацию Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова о поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова о поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции.
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации Д.Е. Шилкова.
3. Одобрить принимаемые Министерством экономического развития Российской Федерации меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях, такие субъекты), включая предоставление таким субъектам отсрочки по уплате налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - страховые взносы), освобождение таких субъектов от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года, "автоматическое" продление сроков действия выданных таким субъектам лицензий и иных разрешительных документов на один год, реализацию программы предоставления субсидий таким субъектам в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
4. Поддержать деятельность Министерства экономического развития Российской Федерации по повышению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях, к получению кредитов на льготных условиях посредством привлечения коммерческих банков к работе по предоставлению таким субъектам беспроцентных ссуд на оплату труда своих работников и обеспечения возможности использования дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых микропредприятиями и малыми предприятиями, в качестве критерия отнесения этих предприятий к категории пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции для целей кредитных программ.
5. Обратить внимание Министерства экономического развития Российской Федерации на то, что из-за применяемых в настоящее время критериев определения организаций, претендующих на получение государственной поддержки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, сужается круг потенциальных получателей такой поддержки, вследствие чего многие субъекты малого и среднего предпринимательства, фактически пострадавшие в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, не могут претендовать на получение соответствующей поддержки.
В этой связи Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о необходимости распространения мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях, на все субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществлявшие деятельность на территории Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2020 года.
6. Обратить внимание Министерства экономического развития Российской Федерации на необходимость расширения перечня наиболее пострадавших отраслей в целях оказания им государственной поддержки. В частности, в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, в крайне тяжелом положении оказались негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей, поскольку значительная часть таких организаций не имеет иных доходов, кроме поступлений денежных средств от продажи путевок.
Государственная Дума отмечает также, что в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, серьезно пострадали организации, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, а также организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования.
7. Государственная Дума поддерживает мнение Счетной палаты Российской Федерации и отмечает, что:
1) отсутствует заинтересованность получателей бюджетных средств, выделенных на реализацию национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", в достижении стратегических показателей указанного национального проекта, в том числе показателей увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте, в то время как высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), ответственные за достижение таких показателей, не влияют на распределение бюджетных средств и, как правило, не владеют информацией о деятельности получателей этих средств;
2) существует необходимость проведения анализа мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценки их влияния на развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целях исключения финансирования из федерального бюджета мероприятий, не оказывающих влияния на рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в валовый внутренний продукт.
8. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) провести оценку влияния конкретных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, принятых в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, на финансовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства и при необходимости подготовить предложения для корректировки принятых мер государственной поддержки;
2) изменить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе в части установления зависимости дохода, полученного ими от осуществления предпринимательской деятельности, и предельных значений среднесписочной численности их работников от сферы осуществляемой деятельности;
3) в целях недопущения банкротства субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих на территории Дальневосточного федерального округа, рассмотреть вопрос о частичной компенсации таким субъектам малого и среднего предпринимательства расходов на предоставление работникам выплат на оплату проезда к местам отдыха и обратно;
4) разработать программу государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, которая предусматривает обновление используемого ими подвижного состава не менее чем на 5 процентов в год современными и экологичными транспортными средствами российского производства, особо выделив в такой программе обеспечение перевозок, осуществляемых из удаленных населенных пунктов сельской местности;
5) установить в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, равный уровню софинансирования, установленному в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
6) установить правила перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета между мероприятиями государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", а также правила внесения изменений в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях реализации указанной государственной программы, как между субъектами Российской Федерации, так и между периодами реализации (текущим финансовым годом и плановым периодом) по аналогии с правилами перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов;
7) принять меры по повышению эффективности реабилитационных процедур банкротства юридических лиц;
8) обеспечить восстановление в 2020 году деятельности розничных рынков, где могли бы осуществлять свою деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства, утратившие финансовую возможность арендовать нежилые помещения;
9) совместно с акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация) актуализировать перечень объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в целях выявления нежилых помещений, которые могли бы быть дополнительно предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях;
10) в целях формирования рынков сбыта для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производство высокотехнологичной продукции, обеспечить плановое наращивание импортозамещения с предоставлением таким субъектам доступа к подрядам крупных стратегически значимых организаций;
11) совместно с Центральным банком Российской Федерации обеспечить:
а) расширение перечня кредитных организаций, которые смогут оказывать кредитную поддержку обеспечения рабочих мест у субъектов малого и среднего предпринимательства, и допустить банки с рейтингом не ниже уровня "ВВ+" к участию в программах государственной поддержки без ограничений, а для остальных банков предусмотреть прозрачные и гибкие механизмы получения поручительства, в том числе по "ступенчатому методу";
б) расширение возможностей кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством увеличения лимитов поручительств Корпорации, реализации возможности рефинансирования Центральным банком Российской Федерации выдаваемых льготных субсидируемых кредитов под обеспечение поручительства Корпорации в размере 50 процентов либо без поручительства Корпорации, но с предоставлением иного частичного обеспечения, в том числе в виде облигаций федерального займа;
в) разработку мер государственной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, столкнувшихся с проблемой перекредитования или пролонгации договоров с финансовыми организациями на условиях, действовавших до 30 марта 2020 года;
12) рассмотреть вопрос о включении сельского хозяйства в перечень наиболее пострадавших отраслей;
13) рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:
а) увеличения установленных пороговых значений размеров доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при достижении которых утрачивается право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость;
б) продления срока действия освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении операций по ввозу на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, а также полученных от них семени и эмбрионов, племенных птицы и яйца;
14) рассмотреть вопрос о возможности увеличения объемов льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей продукции пищевой промышленности, пролонгации на срок до одного года имеющихся у них краткосрочных кредитов и отсрочки по выплате основного долга и процентов, приходящихся на 2020 год, по ранее заключенным договорам льготного инвестиционного кредитования;
15) рассмотреть вопрос о возможности включения микропредприятий и малых предприятий, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями и производителями продукции пищевой промышленности, в перечень категорий потребителей, которые по установлению тарифов за используемую электрическую энергию приравнены к населению и которым до конца 2021 года электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым тарифам (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) с компенсацией за счет средств бюджетной системы Российской Федерации выпадающих доходов организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией или ее передачу, в целях недопущения увеличения перекрестного субсидирования стоимости электрической энергии для потребителей электрической энергии;
16) при подготовке предложений о внесении изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" рассмотреть вопрос о возможности выделения в приоритетном порядке дополнительных средств на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";
17) рассмотреть вопрос о включении в перечень наиболее пострадавших отраслей дошкольного образования (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 85.11), а также вопрос об оказании государственной поддержки негосударственным образовательным организациям, осуществляющим деятельность в указанной сфере. Предусмотреть аналогичный подход для негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
18) продолжить работу по обеспечению восстановления и стимулирования развития внутреннего туризма и въездного туризма;
19) включить в проект общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, положение о необходимости скорейшего принятия проекта федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах";
20) включить в проект общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, положения, направленные на развитие сельских территорий и повышение благосостояния сельского населения;
21) ускорить разработку проектов федеральных законов в сфере развития цифровой экономики, в том числе направленных на внедрение цифровых технологий и инструментов для малого и среднего предпринимательства;
22) продолжить работу по созданию цифровой платформы для малого и среднего предпринимательства, выступающей в качестве единого цифрового пространства для предпринимателя, с внедрением механизмов адресного подбора и "проактивного одобрения" инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, посредством которой возможно получать оперативную и актуальную информацию об этих мерах государственной поддержки и услугах для субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, а также об алгоритме действий, которые необходимо совершить для получения государственной поддержки;
23) принять меры по соблюдению сроков подготовки нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено федеральными законами.
9. Поручить Комитету Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
10. Рассмотреть в соответствии с Регламентом Государственной Думы вопрос о создании межфракционной рабочей группы "Законодательная поддержка импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса" и в случае создания такой рабочей группы поручить ей мониторинг формирования рынков для субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ проблем реализации программы импортозамещения и подготовку законодательных инициатив в целях формирования рыночной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, до конца 2020 года.
12. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
13. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации |
В.В. Володин |
Москва
21 июля 2020 г.
N 8685-7 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 июля 2020 г. N 8685-7 ГД "Об информации Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова о поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции"
Вступает в силу с 21 июля 2020 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 июля 2020 г. N 30 ст. 4858