Решение Самарского областного суда от 20 февраля 2020 г. N 3а-346/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-346/2020 по административному исковому заявлению Федерального казенного предприятия "Самарский завод "К." к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием прокурора С.Ю.С., представителя административного истца Ш.Н.С., установил:
Федеральное казенное предприятие "Самарский завод "К." (далее также ФКП завод "К.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пунктов N, N, N, N, N, N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
Требования обоснованы тем, что под названными пунктами в Перечень включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания, не отвечающие критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку размещение в них административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. Не предполагает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания. Спорные здания составляют единый производственный комплекс и необоснованное включение их в Перечень нарушает права и законные интересы предприятия, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель ФКП завод "К." Ш.Н.С., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил выписки из информационной базы Единого государственного реестра недвижимости на основании которых здания были включены в Перечень на 2019 г.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора С.Ю.С., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Перечень опубликован в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа, подписан уполномоченным лицом, опубликован до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре его принятия, что административным истцом не оспаривается.
Судом установлено, что в вышеуказанный Перечень на 2019 г. включены объекты капитального строительства, расположенные по адресу: <адрес>:
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 636, 4 кв. м.,
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1932,8 кв. м.,
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 286,2 кв. м.,
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 404, 4 кв. м;
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 116, 6 кв. м,
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 268, 4 кв. м,
Указанные нежилые здания принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находятся в оперативном управлении ФКП завод "К.", что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 20.01.2020 г.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С доводами административного ответчика о наличии оснований для включения вышеуказанных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень, суд не может согласиться.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилые здания имеют следующее назначение и наименование:
- с кадастровым номером N, площадью 636, 4 кв. м - "нежилое здание", "здание 277 (столовая),
- с кадастровым номером N, площадью 1932, 8 кв. м - "нежилое здание", "здание N 250 (новое заводоуправление)",
- с кадастровым номером N, площадью 286, 2 кв. м - "нежилое здание", "данные отсутствуют",
- с кадастровым номером N, площадью 404, 4 кв. м - "нежилое здание", "здание N 150 (цех 3)",
- с кадастровым номером N, площадью 116, 6 кв. м - "нежилое здание", "здание N 74 (цех 3)",
- с кадастровым номером N, площадью 268, 4 кв. м - "нежилое здание", "здание Баня сухого жара (цех 5).
По материалам технической инвентаризации, данным технической документации - экспликации к техническим паспортам, спорные объекты включают части наименованием и назначением:
- КН N - нежилое 2-х этажное здание N 250 (новое заводоуправление): 1 этаж - отдел сбыта, финансов, маркетинга; кабинеты; бухгалтерия; гл. бухгалтер; туалеты; лестничные клетки; юридический отдел; первый отдел; подсобная; коридоры; служба 2 отела; конструкторско-технологические отделы; шкафы; хоз.отдел и канцелярия; отдел материально-технического снабжения; 2 этаж - расчетный отдел, зам.директора по спец.режиму; кабинеты; бюро гл.механика; бюро гражд.обороны; планово-эконом.бюро; маш.бюро; каб.гл.инженера; приемная; каб.директора; коридоры; бюро труда и зарплаты; представитель заказчика; лестн.клетка; подвал - склады; вентшахты; венткамеры; кабинеты; лест.клетка; красный уголок; лаборатории; библиотека; подсобная;
- с кадастровым номером N - нежилое здание: 1 этаж - коридор; кабинет; комната отдыха; подсобная; 3 теплицы.
- КН N - нежилое здание N 150 (цех 3): 1 этаж - склад угля.
- КН N - нежилое здание N 74 (цех 3): 1 этаж - производств., приводная.
При этом, наименование и назначение помещений "кабинеты" не аналогично офисным помещениям.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение нежилых зданий с кадастровыми номерами N ,N ,N , N не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового центра, офисных помещений.
По данным экспликаций к техническим паспортам, нежилые здания с кадастровыми номерами N , N включают помещения назначением:
- КН N - нежилое 2-х этажное здание 277 (столовая): 1 этаж - склады; пекарни; бойлерные; калориферная; холод.камер; коридоры; моечные; столовая; бар; коридоры; распред.узел; гардероб; сан.узлы; банкетный зал; цех холодных закусок; кухня; мясной цех; кондитерский цех; лестничная клетка; электрощитовые; 2 этаж - каб.начальн.; вент.узел; гладильная; душевая; прачечная; каб.бухгалтера.
- КН N - нежилое здание Баня сухого жара (цех 5): 1 этаж - бассейн; парная; коридоры; электрощитовая; блок гор.водоснаб.; кабинет; раздевалка; комн.отдыха; туалеты.
Между тем само по себе наименование зданий "столовая" и "баня" не свидетельствует об отнесении их к объектам общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ГОСТ 31985-2013. "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания.
В соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 г. N 2496-р, деятельность бань (код. 96.04) отнесена к видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 32670-2014 "Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия" (введен в действие приказом Росстандарта от 28.04.2014 N 420-ст), услуги бань и душевых это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства размещения в вышеназванных зданиях объектов общественного питания и бытового обслуживания для оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, а не для обеспечения потребностей своих работников.
Как видно из материалов дела, выписки из ЕГРЮЛ от 19.12.2019 г. и Устава предприятия в ред. 18.11.2011 г., основным видом деятельности Федерального казенного предприятия "Самарский завод "К." является производство оружия и боеприпасов. 20.11.2015 г. министерством промышленности и торговли РФ предприятию выдана лицензия на разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию боеприпасов.
В числе дополнительных видов деятельности административного истца оказание услуг общественного питания и бытового обслуживания также не предусмотрено.
Нежилые здания с кадастровыми номерами N , N ,N ,N ,N , N являются объектами федерального имущества, входят в состав единого производственного комплекса, расположенного по адресу: <адрес> и переданы в оперативное управление ФКП завод "К." распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 26.01.2006 г. N 6-р.
Согласно акта осмотра спорных нежилых зданий от 30.01.2020 г., представленного административным истцом, здания расположены на закрытой режимной охраняемой ФГУП "О." Росгвардии территории, где действует пропускной режим, ограничивающий свободный доступ неограниченного круга лиц.
К тому же, нежилые здания, согласно выписок из ЕГРН от 05.12.2019 г., 20.01.2020 г., 07.02.2020 г., заключения кадастрового инженера ООО "Э.", расположены в границах земельных участков (единое землепользование) с кадастровыми номерами N , N , N с видом разрешенного использования "под государственное казенное предприятие "К.", что не предполагает размещение офисных зданий, административно-деловых и торговых центров, а также объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Осмотр нежилых зданий на предмет определения их фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2019 год министерством имущественных отношений Самарской области не проводился.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Однако, доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что нежилые здания используются промышленным предприятием для осуществления самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, не связанной с производством, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующими пунктов N, N, N, N, N, N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативный правовой акт, имеющий ограниченный срок применения (2019 год), в целях восстановления прав административного истца следует признать недействующим со дня его принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Федерального казенного предприятия "Самарский завод "К."удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него, расположенных по адресу: <адрес> нежилых зданий:
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 636, 4 кв. м.,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1932,8 кв. м.,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 286,2 кв. м.,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 404, 4 кв. м;
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 116, 6 кв. м,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 268, 4 кв. м.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.02.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 февраля 2020 г. N 3а-346/2020
Текст решения опубликован не был