Решение Самарского областного суда от 4 февраля 2020 г. N 3а-604/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-604/2020 по административному исковому заявлению С.А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора К.А.И., представителя административного истца Ц.Т.В., представителя административного ответчика М.Ф.Р., установил:
С.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Помещение расположено в многоквартирном жилом доме, не является офисным либо торговым помещением, объектом общественного питания или бытового обслуживания и в спорные налоговые периоды не использовалось. Полагает, что включение нежилого помещения в Перечни нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Ц.Т.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р., действующий на основании доверенности, пояснил, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни на 2017, 2018 и 2019 г.г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как помещение в жилом доме, которое может быть использовано в качестве офисного, под торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора К.А.И., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, от 18 октября 2017 года N 1647, от 29 октября 2018 года N 1608 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017, 2018 и 2019 г.г., соответственно.
Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2017 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016, N 318 (29864) 30.11.2016; Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 г.; Перечень на 2019 год -
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В оспариваемые Перечни на 2017, 2018 и 2019 г.г. включено нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 49, 1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Из материалов дела следует, что собственником указанного нежилого помещения является С.А.В., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 16.06.2016 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 27.01.2020 г.
Как пояснил представитель административного ответчика, принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни объектов на 2017, 2018, 2019 г.г. на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Установлено, что по сведениям ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером N имеет наименование и назначение: "нежилое помещение", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации - техническому паспорту на нежилое помещение от 30.03.2006 г., подготовленного Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", оно включает части назначением: "кабинет", "подсобные", что подтверждено сведениями в разделе "экспликация".
В кадастровом паспорте от 26.04.2010 г. назначение помещение указано как "нежилое".
Нежилое помещение расположено в цокольном этаже N 1 объекта капитального строительства с кадастровым номером N , имеющем назначение и наименование: "многоквартирный дом", год завершения строительства 2003, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.01.2020 г.
Сведения о земельном участке под многоквартирным жилым домом и виде его разрешенного использования в ЕГРН отсутствуют, о чем представлена выписка от 23.01.2020 г.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания, в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не соответствуют названным критериям: не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения его в Перечни объектов на 2017-2019 г.г. требовалось установление фактического использования нежилого помещения.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней административным ответчиком не проводилось.
Как видно из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 10.10.2019 г., подготовленного по поручению министерства имущественных отношений уполномоченной организацией ГБУ Самарской области "Центр размещения рекламы", фактическое использование нежилого помещения с кадастровым номером N определено как "пустыне помещения".
По результатам осмотра в адрес С.А.В. направлено уведомление от 14.11.2019 г., из которого следует, что министерством принято решение об отсутствии оснований для определения вида фактического использования объекта.
До настоящего времени нежилое помещение из оспариваемых Перечней не исключено.
Доводы административного истца о том, что в спорные налоговые периоды нежилое помещение не использовалось, административным ответчиком в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017-2019 г.г. и полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечней, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку обязанность по уплате налога на имущество в полной мере не выполнена и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Таким образом, в пользу С.А.В. с административного ответчика подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины при подаче административного иска в суд в размере 300 рублей, отвечающем требованиям ст. 333.19 НК РФ, и подтвержденные чек-ордером от 23.12.2019 г.
На основании изложенного, заявленные С.А.В. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск С.А.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения н5 с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения н5 с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения н5 с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Заявление о взыскании судебных расходов удовлетворить.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу С.А.В. судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.02.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 4 февраля 2020 г. N 3а-604/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании