Решение Самарского областного суда от 5 марта 2020 г. N 3а-830/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-830/20 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "З." об оспаривании нормативных правовых актов в части, с участием прокурора К.А.И., представителя общества с ограниченной ответственностью "Зенит" по доверенности Ч.В.М., представителя министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Х.Л.А., установил:
общество с ограниченной ответственностью "З." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание с кадастровым номером N именуется складом и гаражом, здание с кадастровым номером N имеет наименование: овощехранилище. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
Представитель административного истца по доверенности Ч.В.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Х.Л.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилые здания включены в Перечни по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены: нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административно-производственного здания, склада и гаража, КПП; нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административного здания.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год /далее - Перечень/.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 года, в пункт N Перечня на 2020 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год.
Приказ Министерства от 29 октября 2018 года N 1608 издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 года.
Приказ Министерства от 7 октября 2019 года N 2201 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "З." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 756,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 53,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение: нежилое здание, наименование -склад и гараж, нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение- нежилое здание, наименование-овощехранилище, что не позволяет однозначно полагать, что в зданиях располагаются объекты офисного, делового, коммерческого назначения, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания.
По сведениям технического паспорта в нежилом здании с кадастровым номером N располагаются склады, лестницы, коридор; в нежилом здании с кадастровым номером N располагаются склады, весовая, кабинет, гараж, подсобное помещение, вент. комната.
Наименования помещений в зданиях по сведениям технического учета не свидетельствуют о размещении в них офисных объектов, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, наименование "кабинет" не является тождественным наименованию "офис".
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации административного здания.
Нежилое здание с кадастровым номером N располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административно-производственного здания, склада и гаража, КПП.
Разрешенные виды использования земельных участков не предполагают размещения на них объектов офисного, коммерческого, делового назначения.
Мероприятия по определению фактического использования объектов недвижимости на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не производились.
Административным истцом представлено в суд заключение кадастрового инженера ФИО1 N от 28 февраля 2020 года, из которого следует, что нежилое здание с кадастровым номером N не используется и по своим техническим и конструктивным характеристикам для целей, указанных в статье 378.2 НК РФ, использовано быть не может.
Нежилое здание с кадастровым номером N является объектом производственно-складского назначения, общая площадь административных помещений составляет 4,1% от общей площади объекта, использование прочих помещений в качестве торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания не установлено.
Доказательств тому, что более 20% площади в нежилых зданиях фактически используются под объекты офисного назначения, объекты бытового обслуживания административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами N, N ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на которых они расположены, не соответствуют критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "З." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 марта 2020 г. N 3а-830/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании