Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 30 июля 2020 г. N 228-КА20-5
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Дербилова О.А.
при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Земцова А.Ю. на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 10 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Земцова Алексея Юрьевича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю (далее - также Пограничное управление) и жилищной комиссии Пограничного управления, связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административного истца Земцова А.Ю. - Киселева В.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя начальника и жилищной комиссии Пограничного управления Михно С.В. против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 10 июля 2019 г., Земцову А.Ю. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным утвержденное начальником Пограничного управления решение жилищной комиссии Пограничного управления от 5 октября 2018 г. (в редакции от 5 февраля 2019 г.) в той части, в которой при предоставлении ему жилищной субсидии подлежит учету 1/5 доли (11,16 кв.м) предоставленного ему ранее из государственного жилищного фонда жилого помещения.
Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда от 17 сентября 2019 г. в передаче кассационной жалобы административного истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе Земцов А.Ю. просит судебные акты отменить ввиду существенного нарушения судами норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы он указывает на ошибочность вывода судов о распоряжении предоставленным его матери жилым помещением с сохранением права пользования им, поскольку он выехал из указанного жилого помещения при поступлении на военную службу по контракту, что свидетельствует о расторжении договора найма жилья.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Земцов А.Ю. в марте 1990 г. был вселен в качестве члена семьи в квартиру, предоставленную его матери Лесозаводским Советом народных депутатов и расположенную в с. ... района Приморского края.
В апреле 2002 г. административный истец поступил на военную службу по контракту, которую по август 2007 г. проходил в воинской части, дислоцированной в г. ... Приморского края, а в сентябре 2007 г. был переведен в подразделение воинской части с местом дислокации в нп. ... района Приморского края.
В связи с поступлением на военную службу по контракту в другом населенном пункте Земцов А.Ю. выселился из занимаемой им квартиры и в январе 2007 г. был зарегистрирован по адресу воинской части.
В ноябре 2011 г. административный истец дал согласие на приватизацию квартиры родителями, после чего в январе 2012 г. квартира была передана администрацией Лесозаводского городского округа в их общую долевую собственность. В связи со смертью отца единственным собственником квартиры с августа 2017 г. является мать Земцова А.Ю.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 5 октября 2018 г. (в редакции от 5 февраля 2019 г.) Земцов А.Ю. в составе семьи из 4 человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. ... с формой обеспечения в виде жилищной субсидии. При этом в решении указано, что при предоставлении жилищной субсидии подлежит учету 11,16 кв.м, то есть 1/5 доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного ему из государственного жилищного фонда. Решение жилищной комиссии в указанной редакции утверждено начальником Пограничного управления 27 февраля 2019 г.
Признавая решение жилищной комиссии законным, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец вселен в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, а его отказ от участия в приватизации свидетельствует о распоряжении этим помещением.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, флотский военный суд дополнительно указал, что Земцов А.Ю., как член семьи собственника, в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохранил право пользования жилым помещением, несмотря на отказ от приватизации, а его отсутствие по прежнему месту жительства и снятие с регистрационного учета не свидетельствуют об утрате права пользования жилым помещением.
Между тем, признавая административного истца членом семьи нанимателя, а затем собственника жилого помещения, суды оставили без внимания, что Земцов А.Ю. после поступления в апреле 2002 г. на военную службу по контракту выселился из этого помещения и туда больше не вселялся в связи с прохождением военной службы в других населенных пунктах.
Это обстоятельство является юридически значимым.
В соответствии с абзацем одиннадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, к категории которых относится административный истец, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что за такими военнослужащими сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в военно-учебные заведения, лишь на первые пять лет военной службы.
О сохранении за ними права на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу, на более длительный срок законодательство о воинской обязанности и военной службе указаний не содержит, а по общему правилу, в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, обязательным условием отнесения супруга собственника жилого помещения, а также его детей и родителей к членам семьи собственника жилого помещения является их совместное проживание.
Поскольку по истечении пятилетнего срока после поступления на военную службу по контракту в апреле 2002 г. Земцов А.Ю. в квартиру, принадлежащую его матери на праве собственности, обратно не вселился, а продолжил проходить военную службу в других населенных пунктах, законных оснований для продолжения отнесения административного истца к членам семьи собственников жилого помещения не имелось.
Сохранение административным истцом в период военной службы регистрации в указанной квартире, - с учетом фактического выселения из нее, отсутствия ведения общего хозяйства с нанимателем, а затем с собственниками (собственником) жилого помещения, - не может свидетельствовать о продолжении отнесения его к членам семьи нанимателя (собственника) жилого помещения.
Что касается дачи Земцовым А.Ю. согласия на приватизацию квартиры своим родителям, то данное обстоятельство могло иметь юридическое значение в случае его фактического проживания в жилом помещении после дачи такого согласия, поскольку согласно чч. 2 и 4 ст. 69 ЖК РФ равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
Не усматривается в действиях административного истца, связанных с выселением из жилого помещения, признаков злоупотребления правом.
Таким образом, вывод судов о сохранении за Земцовым А.Ю. статуса члена семьи нанимателя, а затем собственника жилого помещения, по истечении пяти лет после выезда из этого помещения в связи с поступлением на военную службу по контракту, сделан без учета положений закона, подлежащего применению, а именно абзаца одиннадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Неприменение судом закона, подлежащего применению, повлекло ошибку в применении норм материального права, регулирующих правоотношения в области предоставления военнослужащим жилищной субсидии.
Право на жилищную субсидию установлено пп. 1, 16 ст. 15, п. 4 ст. 151 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пп. 3 и 4 названных Правил установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение.
Поскольку ни один из указанных в Правилах случаев не относится к административному истцу, распространение на него ограничений для получения жилищной субсидии, а именно отнесение его к членам семьи нанимателя (собственника) жилого помещения, нарушает его жилищные права.
С учетом изложенного утвержденное начальником Пограничного управления решение жилищной комиссии Пограничного управления от 5 октября 2018 г. (в редакции от 5 февраля 2019 г.) в той части, в которой при предоставлении ему жилищной субсидии подлежит учету 1/5 доли (11,16 кв.м) предоставленного ему ранее из государственного жилищного фонда жилого помещения, и выводы судов о правомерности такого решения на законе не основаны.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита нарушенных жилищных прав административного истца, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Это обстоятельство является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных актов и принятия по делу нового решения об удовлетворении заявления Земцова А.Ю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
определила:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 10 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Земцова Алексея Юрьевича отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 5 октября 2018 г. (в редакции от 5 февраля 2019 г.), утвержденное 27 февраля 2019 г. начальником названного Пограничного управления, в части уменьшения общей площади жилого помещения для расчета Земцову А.Ю. субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на 11,16 кв.м общей площади жилого помещения.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
А.В. Воронов |
|
О.А. Дербилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 30 июля 2020 г. N 228-КА20-5
Текст определения опубликован не был