Решение Самарского областного суда от 14 июля 2020 г. N 3а-938/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-938/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании недействующими в части отдельных положений решения представительного органа местного самоуправления, с участием прокурора А.О.А., представителя административного истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Ш.О.В., представителя административного ответчика Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области и заинтересованных лиц администрации и Главы администрации муниципального района Волжский Самарской области - Т.Д.Р., установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее также УФАС по Самарской области) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения суда:
- пункты 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 (в редакции решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 19.02.2016 N 39/8), пункт 9 (в редакции решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 10.08.2017 N 165/31), пункт 11 (в редакции решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 10.05.2016 N 61/11) Таблицы 1 Приложения N 2 к решению Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 20.11.2014 N 314/47 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области" в части установления различных числовых значений процентов от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от периода использования земельного участка;
- пункт 9.1 (в редакции решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 19.02.2016 N 39/8) Таблицы 1 Приложения N 2 к решению Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 20.11.2014 N 314/47 в части установления различных числовых значений процентов от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от периода использования земельного участка, а также в связи с установлением преимущественных условий деятельности для юридических лиц, осуществляющих строительство объектов индустриальных парков, технопарков, учредителями (участниками) которых являются органы государственной власти Самарской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что утвержденные пунктами 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 9.1, 10, 11 Таблицы 1 Приложения N 2 к вышеуказанному решению Собрания представителей числовые значения процентов, используемых для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые для иных видов строительства, поставлены в зависимость от периода использования земельных участков (первые два года, третий год, четвертый и последующие годы), а п. 9.1, кроме того, устанавливает преимущества для юридических лиц в пользовании земельными участками, предоставленными для строительства объектов индустриальных парков и технопарков юридических лиц, в зависимости от учредителя (участника). Полагают, что такое правовое регулирование ставит в неравные условия лиц, осуществляющих экономическую деятельность на одном товарном рынке с использованием земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставленных по одним и тем же основаниям, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Установленные проценты ставят хозяйствующих субъектов в неравное положение, поскольку устанавливают неравные условия доступа на товарный рынок, что, по мнению административного истца, противоречит положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу - части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", пункту 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель административного истца Ш.О.В., действующая на основании доверенности, поддержала уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области, а также заинтересованных лиц - администрации и Главы администрации муниципального района Волжский Самарской области Т.Д.Р., действующая на основании доверенностей, административный иск не признала, пояснив, что оспариваемое в части решение Собрания представителей принято в пределах компетенции представительного органа муниципального образования, с соблюдением порядка и процедуры принятия и соответствует требованиям законодательства. Полагает, что отсутствие письменного экономического обоснования числовых значений процентов от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для иных видов строительства, не может повлечь признание оспариваемого решения недействующим.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводам об обоснованности заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
20.11.2014 Собранием представителей муниципального района Волжский Самарской области (далее также Собрание представителей) принято решение N 314/47 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области".
Нормативный правовой акт официально опубликован в издании "Волжская новь", N 90 (7476) от 22.11.2014 года и вступил в силу с момента официального опубликования.
Решениями Собрания представителей в редакциях от 19.02.2016 N 39/8, от 10.05.2016 N 61/11, от 10.08.2017 N 165/31 утверждено Приложение N 2 "Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и предоставляемых для строительства" и Таблица N 1 "Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных (не поименованных в постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 года N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области") видов строительства", где установлены числовые значения процентов от кадастровой стоимости земельных участков за первые два, третий, четвертый и последующий годы использования, предоставленных для видов строительства:
пункт 1 - строительство офисных зданий делового и коммерческого назначения и деловых центров: первые два года - 3,4, третий год - 4,8, четвертый год и последующие годы - 9,4.
пункт 3 - строительство портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов: 0,5; 0, 55; 0, 6;
пункт 4 - строительство объектов воздушного транспорта: 0,5; 0,55; 0,6;
пункт 5 - строительство объектов для разработки полезных ископаемых: 0,5; 0,8; 1,1;
пункт 6 - строительство железнодорожных путей, автомобильных дорог, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей и трубопроводов: 0,08; 0,13; 0,24;
пункт 7 - строительство объектов утилизации твердых бытовых отходов, промышленных отходов и рекультивации территории: 4,3; 4,5; 4,7;
пункт 8 - строительство полигонов для обезвреживания грунтов: 14000; 14500; 15000;
пункт 9 - строительство объектов индустриальных парков, технопарков, за исключением перечисленных в пункте 9.1: 1,97; 3,1; 6,2;
пункт 9.1 - строительство объектов индустриальных парков, технопарков, осуществляемое юридическими лицами, учредителями (участниками) которых являются органы государственной власти Самарской области: 0,01; 0,013; 0,024;
пункт 10 - строительство промышленно-складских комплексов: 2; 2,2; 2,65;
пункт 11 - строительство зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции: 290; 340; 380.
Нормативные правовые акты в оспариваемых редакциях опубликованы в официальном печатном издании "Волжская новь" N 12, 20.02.2016; N 32 (7614), 14.05.2010; N 58 (7736), 12.08.2017, вступили в силу со дня официального опубликования и являются действующими.
Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган вправе обращаться в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального Банка Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, и предоставленных в аренду без торгов, который согласно п. 1 устанавливает общие правила определения размера арендной платы за использование указанных земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.
На основании пункта 1 Методики, размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящей Методики и абзацем четвертым настоящего пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства.
Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с настоящим пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.
В случае определения органами местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области иного, чем это предусмотрено таблицами 1 и 2 настоящей Методики, процента от кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендной платы за использование земельного участка применяются проценты, установленные муниципальным нормативным правовым актом, действовавшим в расчетный период.
Согласно пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 32 Устава муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района от 22.04.2013 N 180/22, Собрание представителей муниципального района является представительным органом муниципального района, входящим в структуру органов местного самоуправления.
По вопросам, отнесенным к компетенции Собрания представителей муниципального района Волжский федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, Собрание представителей принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального района (п.. 20 п. 1 ст. 34 Устава).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 20 ч. 2 ст. 34
Решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области, согласно пункта 2 части 1 статьи 58 Устава муниципального района, входят в систему муниципальных правовых актов.
Таким образом, оспариваемое решение Собрания представителей муниципального района Волжский принято уполномоченным органом, в установленной форме, подписано уполномоченными лицами и вступило в силу со дня официального опубликования.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанных на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у административного ответчика на его принятие, процедуре принятия, а также по порядку опубликования.
Согласно требованиям статей 1, 7, 34 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны соблюдать принципы экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, установленные постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 г.
Оспаривая нормативный правой акт в части, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области указывает на противоречие приведенных выше положений статье 15 Закона "О защите конкуренции", а также основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, ст. 39.7 Земельного кодекса РФ.
В силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7 ЗК РФ).
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
На основании пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Под конкуренцией в соответствии с вышеупомянутым законом понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4).
Согласно пунктам 8, 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Признаками ограничения конкуренции являются, в частности, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке в соответствии с обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами указаниями иного лица, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товаров, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Для осуществления хозяйственной деятельности на товарных рынках по оказанию услуг, а также для осуществления строительства определенного вида объектов с использованием земельных участков, расположенных на территории Волжского района Самарской области, государственная собственность на которые не разграничена, хозяйствующими субъектами заключаются договоры аренды земельных участков.
Пунктами 1, 3-11 Таблицы N 1 Приложения N 2 к оспариваемому Решению Собрания представителей установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства.
При этом, числовые значения процентов во всех случаях поставлены в зависимость (дифференцированы) от периода использования земельного участка - за первые два года, третий год, четвертый и последующие годы (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов).
Кроме того, пунктом 9.1 величина процентов от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в аренду для строительства объектов индустриальных парков, технопарков установлена в зависимости от учредителя (участника) юридического лица.
Так, для юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются органы государственной власти Самарской области, процент установлен в следующем размере: за первые два года - 0,01, за второй год - 0, 013, за четвертый и последующий годы - 0,024, тогда как для иных арендаторов (п. 9) - 1,07, 3,1 и 6,2, соответственно.
Суд полагает, что такое правовое регулирование создает преимущества для одних хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендованных для строительства земельных участках, перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность, но в иной период либо с иным составом учредителей (участников), что может повлечь за собой ограничение конкуренции.
При этом, процент от кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер арендной платы за земельные участки, поскольку он предусмотрен методикой расчета размера арендной платы.
В рассматриваемых случаях всеми хозяйствующими субъектами в соответствующие периоды (первые два года, третий год, четвертый и последующий годы) осуществляется не только один вид использования земельного участка (например, для строительства офисных зданий либо производственных баз), но и один вид соответствующей предпринимательской деятельности (на одном товарном рынке в понимании Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ).
Установление повышенных или пониженных процентов от кадастровой стоимости земельных участков для одного и того же вида использования земельного участка в зависимости от периода использования, а также более высокого размера процентов для юридических лиц, не имеющих в составе учредителей (участников) органов государственной власти Самарской области ставит в неравное экономическое положение арендаторов земельных участков, осуществляющих одинаковый вид деятельности, что свидетельствует о создании заведомо неравных, дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.
К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" отнесены, в частности:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды (тарифы, расценки, ставки и т.п.) может устанавливаться или регулироваться уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
При принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Дифференцированные ставки земельного налога не могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти произвольно.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары /работы, услуги/ организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих, что до внесения проекта оспариваемого в части решения на рассмотрение Собрания представителей, проводились какие-либо расчеты в целях обоснования введения дифференциации (увеличения) процента от кадастровой стоимости земельных участков для расчета арендной платы в зависимости от периода использования земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства либо от состава учредителей (участников) арендаторов - юридических лиц.
Как видно из представленных суду протоколов заседаний Собрания представителей муниципального района Волжский от 19.02.2016, 10.05.2016, 10.08.2017, вопрос об экономической обоснованности применения процентов от кадастровой стоимости земельных участков (Таблица N 1 Приложения N 2) в зависимости от периода использования земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства, а также от наличия в составе учредителей (участников) юридического лица, арендующего земельные участки для строительства объектов индустриальных парков, технопарков, органов государственной власти субъекта, не являлся предметом обсуждения.
Из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что экономическое обоснование (отчет, заключение) по данному вопросу отсутствует.
Таким образом, на момент принятия Собранием представителей муниципального района Волжский решений от 19.02.2016 N 39/8, 10.05.2016 N 61/11, от 10.08.2017 N 165/31 о внесении изменений в решение Собрания представителей от 20.11.2014 N 314/47, соответствующие расчеты в целях обоснования дифференциации (увеличения) размера процента от кадастровой стоимости земельных участков для расчета арендной платы в зависимости от периода использования земельных участков для иных видов строительства, как и увеличения размера процентов для юридических лиц, не имеющих в составе учредителей (участников) органов государственной власти Самарской области, анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности указанных выше земельных участков, не осуществлялись.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что установление оспариваемым нормативным правовым актом числовых значений процента от кадастровой стоимости земельных участков в отсутствие экономического анализа противоречит принципам принципами экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности.
Повышение платежей в случае превышения сроков строительства за земельные участки, предоставленные под строительство объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному строительству, федеральное законодательство не предусматривает.
Само по себе нарушение сроков строительства объектов недвижимости, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для многократного повышения размера арендной платы за земельный участок.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, что закреплено и в ст. 39.7 Земельного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в части нормативный правовой акт противоречит положениям пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, статье 39.7 Земельного кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для признания в данной части нормативного правового акта недействующим.
Разрешая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 38 постановления от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права ряда физических и юридических лиц, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, административный иск УФАС по Самарской области подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны бы ли быть опубликованы оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В связи с указанным требованием закона, сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном издании "Волжская новь".
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области к Собранию представителей муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 9.1, 10, 11 Таблицы N 1 "Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных (не поименованных в постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 года N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области") видов строительства" Приложения N 2 "Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и предоставляемых для строительства" к решению Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года N 314/47 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области" (в редакции решений от 19.02.2016 N 39/8, 10.05.2016 N 61/11, 10.08.2017 N 165/31) в части установления числовых значений процентов от кадастровой стоимости земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства в зависимости от периода использования земельного участка, а п. 9.1, кроме того, в связи с установлением преимущественных условий деятельности для юридических лиц, осуществляющих строительство объектов индустриальных парков, технопарков, учредителями (участниками) которых являются органы государственной власти Самарской области.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская новь" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.07.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 июля 2020 г. N 3а-938/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании