Решение Самарского областного суда от 31 июля 2020 г. N 3а-1317/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1317/2020 по административному исковому заявлению Ч.О.О. о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием прокурора Р.О.В., представителя Ч.О.О. по доверенности К.В.Н., установил:
Ч.О.О. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нежилое помещение находится в здании жилого дома, который расположен на земельном участке с разрешенным видом использования: для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, здания многоцелевого использования с жилыми квартирами, магазинами, офисами. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.В.Н. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований министерство представило письменные возражения, в которых указало, что объект недвижимости включен в Перечень как объект, в котором более 20% помещений фактически используется по офисы и торговые объекты.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что Ч.О.О. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 259,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 июня 2020 года указанное помещение имеет наименование и назначение: нежилое помещение.
Нежилое помещение располагается в здании жилого дома с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является под строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. Такой вид разрешенного использования не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания и общественного питания.
Согласно техническому паспорту в нежилом помещении располагаются склады, кабинеты, комната отдыха, санузлы, умывальная, лестница.
Между тем, наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", а остальные помещения являются складами и подсобными или вспомогательными помещениями.
Таким образом, сведения технического учета не предоставляли министерству право на отнесение нежилого помещения к объектам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно договору от 1 декабря 2018 года, заключенному между ИП Ч.О.О., арендодателем, и ООО "П.", арендатором, дополнительному соглашению от 1 декабря 2018 года, договору аренды N N от 1 ноября 2019 года указанное нежилое помещение, состоящее из помещений N 39, 40, 49, 50, 51, 52 площадью 174,3 кв. м. предоставлено последнему в аренду, причем под офис предоставлены помещения N 51 и 52 площадью 31,2 кв. м., остальные помещения- в качестве подсобных и складских помещений.
Договором N N, заключенным между ИП Ч.О.О. и ИП ФИО1, договором N N от 1 февраля 2019 года, предусмотрено, что в аренду последней переданы помещения N 46,48, из которых 5,0 кв. м. под торговлю, остальные- в качестве складских помещений.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимости, выполненным ГБУ СО "ЦРР" 10 декабря 2019 года, в нежилом помещении под офисы используются помещения общей площадью 45,5 кв. м, комната для приема пищи площадью 13 кв. м, склады 141, 3 кв. м. помещение для размещения мебели площадью 14,8 кв. м. санузлы площадью 7,3 кв. м, пустое помещение площадью 5,5 кв. м, коридоры 37,4 кв. м.
Анализируя представленные договоры аренды и акт осмотра объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что в нежилом помещении с кадастровым номером N под торговлю используется помещение 5,0 кв. м, что от общей площади помещения составляет 1,92%, по офисы-45,5 кв. м. (17,56% от общей площади помещения - по акту осмотра и 12,04% по договору аренды).
Принимая во внимание, что доказательств фактического использования более 20% в нежилом помещении под офисные, торговые объекты, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Ч.О.О. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 4 августа 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 31 июля 2020 г. N 3а-1317/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании