Решение Самарского областного суда от 8 июля 2020 г. N 3а-1198/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1198/2019 по административному исковому заявлению Н.В.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, с участием прокурора С.А.В., представителя административного истца Н.В.А. - Ч.В.М., установил:
Н.В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что под указанным пунктом в Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, которое не является административно-деловым, торговым центром, объектом общественного питания или бытового обслуживания и в силу этого не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ч.В.М. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В письменных возражениях административный ответчик просит в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что принадлежащее Н.В.А. нежилое помещение обоснованно включено в Перечень объектов на 2020 год по сведениям, полученным в порядке информационного взаимодействия из ЕГРН, поскольку помещения расположенные на первых этажах жилых домов используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что отвечает требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Кроме того, спорный объект отвечает критериям п. 5 ст. 378.2 НК РФ, поскольку по результатам осмотра, проведенного 03.06.2019 г., было установлено, что более 20% от его общей площади фактически используется под офисы и торговый объект.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Н.В.А. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 7 октября 2019 года N 2201, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в вышеуказанный Перечень под пунктом N.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
Таким образом, оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре принятия и порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 344, 7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Н.В.А.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 25.06.2019, 07.07.2020 указанное помещение имеет назначение и наименование "нежилое помещение".
Нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером N , назначением "многоквартирный дом", наименованием "жилой дом поз. 29-Ц переменной этажности со встроено-пристроенными объектами соцкультбыта", которое находится на земельном участке с кадастровым номером N с разрешенным использованием: "для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома", что подтверждено выписками из ЕГРН от 08.05.2020.
По сведениям технического учета (экспликации к техническому паспорту от 19.09.2004) части нежилого помещения, площадью 344,7 кв. м, расположенного на (-) 1 этаже, 1 и 2 этажах, имеют назначение: нежилые помещения, лестничные клетки, подсобная, умывальники, коридоры, туалеты, кабинеты.
Вместе с тем, наименование частей помещения "кабинеты" не тождественно термину "офисы".
Таким образом, по сведениям ЕГРН и документам технического учета наименование и назначение принадлежащего Н.В.А. нежилого помещения, наименование и назначение здания, в котором оно расположено, как и вид разрешенного использования земельного участка не предусматривают размещение административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или общественного питания, следовательно, объект недвижимости не подлежал включению в Перечень по названным признакам, в связи с чем требовалось установление его фактического использования.
3 июня 2019 года Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы" по поручению министерства имущественных отношений Самарской области был произведён осмотр помещения с кадастровым номером N, в ходе которого установлено, что в нем располагаются офисы (площадью 137 кв. м), торговый объект (13,8 кв. м), централизованное приемное помещение (32,7 кв. м), косметологический кабинет (40,5 кв. м), помещение для размещения мебели (4,9 кв. м), комната приема пищи (9,3 кв. м), склад (площадью 6,9 кв. м), санузел (8,8 кв. м), лестница, коридор (80,7 кв. м), теплоузел, электрощитовая (11,2 кв. м).
Указанный акт являлся предметом исследования и оценки в ходе судебного разбирательства по административному делу N 3а-1322/2019 по административному иску Н.В.А. об оспаривании приказов министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, от 14 ноября 2016 года N 1907, от 18 октября 2017 года N 1647, от 29 октября 2018 года N 1608 об утверждении Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016-2019 г.г.
Как установлено решением Самарского областного суда от 31.07.2019, вступившим в законную силу 18.12.2019, из акта осмотра помещения от 03.06.2019, а также из показаний свидетеля ФИО2, осматривавшего нежилое помещение, следует, что в нем фактически не используются помещения, именуемые в акте осмотра офисными помещениями, на 1 этаже площадью: 6,8 кв. м, 10,2 кв. м, 12,9 кв. м; на 2 этаже - площадью 13 кв. м, 13,7 кв. м, 9, 5 кв. м, а помещение, указанное в акте как централизованная приемная фактически используется как холл для посетителей косметологического кабинета. Общая площадь офисных помещений (13, 6 кв. м, 17, 3 кв. м, 17,3 кв. м, 9,3 кв. м) составляет 57, 5 кв. м (16, 68% от общей площади помещения). Суд пришел к выводу, что под объекты офисного, делового, коммерческого назначения используется менее 20% от общей площади помещения; использование помещений под объекты торговли, общественного питания или бытового обслуживания не установлено.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно представленным административным истцом в материалы настоящего административного дела заключениям кадастрового инженера ФИО3 от 05.07.2019, 07.07.2020, договорам аренды помещений, заключенным Н.В.А. с ФИО1 от 21.11.2019 г. на срок 11 месяцев (для проведения семинаров передано помещение 13, 7 кв. м), с ООО "Ф." от 01.01.2019 г., 13.09.2019 на срок 11 месяцев (под офис для размещения агентства передано помещение 13, 6 кв. м), со СПАО "Р." от 01.12.2019 на срок 11 месяцев (под офис передано помещение 34, 5 кв. м), с ООО "Ц." от 03.02.2020 на срок по 01.01.2021 (для организации кабинета врача общей практики, лицензия на осуществление медицинской деятельности, передано помещение 23, 20 кв. м), с ООО "Ц." от 12.09.2019 на срок до 12.08.2020 (для осуществления медицинской деятельности центра косметологии, лицензия на осуществление медицинской деятельности от 05.10.2011, передано помещение 117, 10 кв. м), общая площадь офисных помещений составляет 48, 10 кв. м, что составляет 14% от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером N; фактическое использование прочих помещений (комнат) в качестве торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не установлено.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, а также доказательств в подтверждение того, что помещения, арендуемые под осуществление медицинской деятельности и проведение семинаров, используются также для выкладки товаров, обслуживания покупателей и производства расчетов с покупателями, административным ответчиком в нарушении положений ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
С учетом того, что в нежилом помещении с кадастровым номером N под объекты офисного, делового назначения используется менее 20% от общей площади помещения, использование помещений под объекты торговли, общественного питания или бытового обслуживания исследованными доказательствами не подтверждено, суд приходит к выводу о том, что включение принадлежащего Н.В.А. нежилого помещения в Перечень на 2020 год противоречит положениям ст. 378.2 НК РФ.
В связи с изложенным требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Н.В.А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , площадью 344,7 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.07.2020.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 8 июля 2020 г. N 3а-1198/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании