Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 14 августа 2020 г. N 497-р
Региональная программа
"Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Орловской области" на 2021 - 2024 годы
I. Общие положения
Координатор региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Орловской области" на 2021 - 2024 годы (далее - Региональная программа) |
первый заместитель Председателя Правительства Орловской области Нордстрем В. И. |
Ответственный исполнитель Региональной программы |
Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области |
Соисполнители Региональной программы |
Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области Департамент финансов Орловской области Департамент здравоохранения Орловской области Департамент образования Орловской области Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Департамент промышленности и торговли Орловской области Департамент сельского хозяйства Орловской области Управление физической культуры и спорта Орловской области Управление культуры и архивного дела Орловской области Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) (по согласованию) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области (далее - Орелстат) (по согласованию) Управление Федеральной налоговой службы России по Орловской области (далее - УФНС России по Орловской области) (по согласованию) Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее - Пенсионный фонд РФ по Орловской области) (по согласованию) Государственная инспекция труда в Орловской области (по согласованию) Управление МВД России по Орловской области (далее - УМВД России по Орловской области) (по согласованию) |
Цели Региональной программы |
1. Обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов граждан. 2. Снижение уровня бедности в два раза |
Задачи Региональной программы |
1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции. 2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам. 3. Развитие системы социального контракта. 4. Организация социальной адаптации малоимущих граждан |
Показатель (индикатор) Региональной программы |
Уровень бедности |
Ожидаемые результаты реализации Региональной программы |
1. Достижение целевого значения показателя "Уровень бедности" в 2030 году - 7 процентов. 2. Построение эффективной системы по выходу граждан из сложной жизненной ситуации посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, развития системы социальной помощи и социального контракта, организации социальной адаптации малоимущих граждан |
Период реализации Региональной программы |
2021-2024 годы |
1. Региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Орловской области" на 2021 - 2024 годы подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" .
2. Общее методическое руководство работой по реализации Региональной программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Свод всей информации по показателям результативности работы, реализации Региональной программы осуществляет рабочая группа по разработке и реализации мер по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Орловской области.
II. Анализ текущей ситуации
По данным Орелстата, среднегодовая численность занятых в экономике региона составила 328,5 тыс. человек. Уровень занятости населения - 52,0%. Численность безработных (в соответствии с методологией Международной Организации Труда) составила 15,5 тыс. человек, или 5,3%. Доля граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, по отношению к экономически активному населению Орловской области в 2019 году составила 3,6% против 3,4% в 2018 году.
Структурный состав граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. В 2019 году в органы службы занятости Орловской области в поиске подходящей работы обратились 13,2 тыс. человек (12,6 тыс. в 2018 году). Из числа обратившихся трудоустроено 6,2 тыс. человек (6,5 тыс. человек в 2018 году). Наиболее часто в органы службы занятости обращались граждане среднего возраста (30-54 года) - 58,1% от общей численности обратившихся (в 2018 году - 53,7%). В то же время значительно снизилось число молодежи, обратившейся в поиске подходящей работы, - 31,0% против 35,9% в 2018 году. Обращения граждан в возрасте 55-59 лет увеличились до 7,9% (7,3% в 2018 году). Активность граждан пожилого возраста (старше 60 лет) достаточно стабильна - 3% (2,9% - в 2018 году).
В 2018 году снизилось число занятых граждан, обратившихся в органы службы занятости населения Орловской области в поиске работы, - 19,5% против 21,3% в 2018 году.
Граждане, проживающие в сельской местности, испытывают большие трудности в поиске работы, чем горожане, в связи с тем, что рабочее место часто может располагаться на значительном расстоянии от места жительства. Активность обращений селян в службу занятости в 2019 году уменьшилась по сравнению с 2018 годом на 1 процентный пункт и составила 33,7% от общего числа обратившихся. По сравнению с 2018 годом в 2019 году отмечается снижение численности обратившихся мужчин до 45,3% и рост численности обратившихся женщин - до 54,7% (в 2018 году мужчин обратилось 47,9%, женщин - 52,1%).
Доля граждан предпенсионного значительно увеличилась в общей численности обратившихся и составила 9,7% (5,8% в 2018 году), число таких граждан составило 1,3 тыс. человек, а доля пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность, снизилась до 4,4% (4,9% в 2018 году).
В отчетном периоде число обратившихся граждан, уволенных с государственной службы, составило 110 человек (96 человек в 2018 году), число граждан, уволенных с муниципальной службы, - 8 (11). Члены семей граждан, уволенных с военной службы, не обращались в целях поиска подходящей работы в 2018 году. Число граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, незначительно увеличилось по сравнению с 2018 годом и составило 148 человек (141).
Активность обращений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, снизилась - в течение 2019 года обратился 41 человек (52 в 2018 году).
Доля выпускников образовательных организаций снизилась - с 1,7% в 2018 году до 1,5% в 2019 году. Их число составило 207 человек.
Активно обращаются в органы службы занятости родители, воспитывающие несовершеннолетних детей. Их более 26% от всех обратившихся (3432 человека).
Статус безработного в январе - декабре 2019 года получили 8,4 тыс. граждан (7,5 тыс. в 2018 году). Всего в 2019 году на учете в органах службы занятости стояло 11,7 тыс. зарегистрированных безработных граждан (11,0 - численность безработных в 2018 году).
Наибольшее число безработных граждан имели среднее профессиональное образование - 40,7% (42,8% в 2018 году), высшее образование - 34,1% (32,4%).
Средняя продолжительность безработицы в 2019 году составила 4,0 месяца (4,8 месяца в 2018 году). Наиболее мобильная часть безработных - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, продолжительность ее безработицы 3,1 месяца (4,0 месяца в 2018 году). Наибольшая продолжительность безработицы у инвалидов - 5,2 месяца (5,5 месяца в 2018 году).
По состоянию на 1 января 2020 года численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения Орловской области, составила 3,0 тыс. человек (на 1 января 2019 года - 3,3 тыс. человек). Уровень фиксированной безработицы на рынке труда Орловской области на 1 января 2020 года составил 0,8% (на 1 января 2019 года - 0,9%).
В течение 2019 года работодателями представлены сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в количестве 23 261 (в 2018 году - 22 060), снято в 2019 году 23 615 вакансий, в том числе в связи с трудоустройством - 3793. На 1 января 2020 года в банке вакансий было размещено 5241 свободное рабочее место.
В 2019 году уровень заработной платы по вакансиям, заявленным в органы службы занятости Орловской области, варьировался от минимального размера оплаты труда до 250 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата по вакансиям, заявленным в органы службы занятости Орловской области в 2019 году, составила 17,9 тыс. рублей, на 1 января 2020 года - 18,5 тыс. рублей. Наиболее высокооплачиваемыми профессиями (специальностями) на 1 января 2020 года были следующие:
начальник отдела (в торговле) - заработная плата от 90 тыс. рублей;
супервайзер - от 80 тыс. рублей;
менеджер (в промышленности) - от 70 тыс. рублей;
специалисты в сфере IT - от 70 тыс. рублей;
инженер по внедрению новой техники и технологии - от 70 тыс. рублей;
машинисты строительной техники (автогрейдера, бульдозера, экскаватора) - от 65 тыс. рублей.
В 2019 году на рынке труда Орловской области были наиболее востребованы: специалисты, врачи различных специализаций, фельдшеры, медицинские сестры, бухгалтеры, менеджеры, подсобные рабочие, водители автомобилей, продавцы, грузчики, а также уборщики территорий, дворники, рабочие по благоустройству населенных пунктов.
Особенно остро кадровый "голод" испытывают предприятия и организации промышленности - 22,0% от общего количества вакансий (в 2018 году - 21,8%), торговли - 14,6% (12,6%), сельского хозяйства - 12,0% (10,2%).
На 1 января 2020 года коэффициент напряженности на рынке труда Орловской области составлял 0,6 человека на вакансию.
В 2020 году в условиях сложной экономической ситуации, вызванной введением режима повышенной готовности в связи с эпидемиологической ситуацией, органами службы занятости Орловской области осуществляется ежедневный мониторинг ситуации на рынке труда, регистрация безработных и начисление пособий по безработице, реализация мероприятий активной политики занятости.
Ситуация на рынке труда напрямую зависит от экономической ситуации в регионе.
Сложная экономическая ситуация обусловила ряд негативных тенденций на рынке труда. Так, если на 1 апреля текущего года на учете в органах службы занятости региона состояли 2936 безработных граждан, а уровень безработицы составлял 0,8%, то на сегодняшний день численность безработных выросла почти в четыре раза и составила 12,0 тыс. человек, или 3,5%.
Вместе с тем необходимо отметить, что прирост числа безработных обусловлен не только сложной экономической ситуацией, но и увеличением размера пособия по безработице в совокупности с упрощением порядка регистрации безработного.
Из числа граждан, признанных безработными с 1 апреля по 7 июля (11,3 тыс. человек), только 48% (5,4 тыс. человек) потеряли работу после 1 марта 2020 года, при этом 32% (3,7 тыс. человек) не работали более года либо вообще ранее не работали, 20% (2,3 тыс. человек) потеряли работу до 1 марта 2020 года. Необходимо подчеркнуть, что данное соотношение остается стабильным на протяжении последних двух месяцев.
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров - представителей предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.
Величина прожиточного минимума рассчитана на основании потребительской корзины, установленной Законом Орловской области от 13 апреля 2013 года N 1477-ОЗ "О потребительской корзине в Орловской области", а также данных Орелстата об уровне потребительских цен на продукты питания, индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам в Орловской области за I квартал 2020 года. За I квартал 2020 года величина прожиточного минимума на душу населения сложилась в размере 10 071 рубля, для трудоспособного населения - 10 788 рублей, для пенсионеров - 8371 рубля, для детей - 10 108 рублей.
По сравнению с IV кварталом 2019 года величина прожиточного минимума в расчете на душу населения увеличилась на 261 рубль, или на 2,7%. Стоимость продуктов питания увеличилась на 2,8%, стоимость непродовольственных товаров и услуг также увеличилась на 2,6%.
По данным Орелстата, в течение квартала наблюдался как рост потребительских цен на продукты питания, так и их снижение на некоторые виды продуктов.
Объем производства продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств Орловской области, по предварительным данным Орелстата, за 2019 год в фактически действовавших ценах составил 93,2 млрд рублей, в том числе в отрасли растениеводства - 69,6 млрд рублей, в отрасли животноводства - 23,7 млрд рублей. Сельскохозяйственными организациями произведено 76,6% от всего объема, 12,6% -крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, 10,8% -хозяйствами населения. По объему производства продукции сельского хозяйства Орловская область находится на 7 месте в ЦФО. Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к январю - декабрю 2018 года составил 108,8%. Производство продукции растениеводства в действующих ценах увеличилось на 40,8%, животноводства -на 3,6%.
Доля продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте, по предварительной оценке, в 2019 году составила 24,3%, в 2018 году - 19,9%.
На душу населения продукции сельского хозяйства в регионе произведено 126,1 тыс. рублей (в 2018 году - 89,9 тыс. рублей), в то время как в целом по Российской Федерации производство составило 40,3 тыс. рублей (в 2018 году - 34,9 тыс. рублей).
Объем инвестиций в основной капитал по "чистому" виду экономической деятельности "Сельское хозяйство" в 2019 году составил 10 702,1 млн рублей (96,6% к уровню 2018 года), в том числе на душу населения - 14,6 тыс. рублей, сельского населения - 43,9 тыс. рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства составила 30 920,6 рублей (110,7% к уровню 2018 года).
Просроченная задолженность по заработной плате в сельском хозяйстве, по данным Орелстата, отсутствует.
Среднедушевые денежные доходы населения Орловской области, по данным Орелстата, составили:
на 1 января 2017 года 23 005,9 рубля в месяц;
на 1 января 2018 года 23 979,4 рубля в месяц;
на 1 января 2019 года 24 895,4 рубля в месяц;
на 1 января 2020 года 26 076,9*(1) рубля в месяц.
В рамках государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 27 ноября 2012 года N 436 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области", в 2019 году осуществлялась государственная поддержка начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Поддержку получили 15 начинающих фермеров, 1 семейная животноводческая ферма, 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Грантополучателями создано 43 постоянных рабочих места и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства грантовой поддержки, обеспечен прирост производства продукции 42,3%.
В рамках реализации регионального проекта (программы) Орловской области "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", являющегося одним из мероприятий подпрограммы 11 "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 27 ноября 2012 года N 436 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области", в 2019 году предоставлено 10 грантов "Агростартап", выплачена субсидия 1 сельскохозяйственному потребительскому кооперативу на закупку сельскохозяйственной продукции у своих членов, создана автономная некоммерческая организация "Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Орловской области".
В итоге реализации регионального проекта в 2019 году количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве составило 107 единиц, из них зарегистрированы 20 крестьянских (фермерских) хозяйств и 3 кооператива, принято 64 члена сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации зарегистрировано 20 работников, принятых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Реализуемые мероприятия регионального проекта позволяют гражданину организовать собственное производство в сфере сельского хозяйства, а также создать дополнительные рабочие места.
Промышленность Орловской области представляет собой многоотраслевой комплекс, насчитывающий на конец 2019 года 1366 предприятий и организаций промышленных видов деятельности.
Промышленное производство области формирует около 20% валового регионального продукта и более трети общего объема налоговых поступлений.
В 2019 году индекс промышленного производства в Орловской области составил 104,3% по отношению к соответствующему периоду 2018 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 105,6%.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами за этот период на сумму 139,1 млрд рублей, темп роста объемов отгрузки в действующих ценах составил 104,0%.
В структуре промышленного производства области наибольшую долю занимают обрабатывающие производства - 86,7%. Доля других видов экономической деятельности сложилась следующим образом: обеспечение электрической энергией, газом и паром - 9,6%; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов - 3,5%; добыча полезных ископаемых - 0,2%.
На развитие экономики и социальной сферы области в 2019 году за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций и предприятий было использовано 55,9 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что выше уровня 2018 года на 16,3% в действующих ценах и на 8,4% в сопоставимых ценах.
Объем инвестиций в основной капитал в пересчете на душу населения в 2019 году составил 75,9 тыс. рублей (в 2018 году - 64,7 тыс. рублей).
Оборот розничной торговли за январь - декабрь 2019 года сложился в сумме 139 168,6 млн рублей, что в фактических ценах составляет 105,3%, а в товарной массе - 101% к уровню прошлого года. В расчете на одного жителя области было продано товаров на сумму 189 тыс. рублей.
Удельный вес непродовольственной группы товаров составил 54,2%, пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, - 45,8%. По сравнению с 2018 годом продажа товаров первой группы в сопоставимых ценах увеличилась на 0,7%, второй - на 0,4%.
В январе - декабре 2019 года оборот розничной торговли формировался, в основном (95,9%), торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Индекс физического объема здесь составил 100,9%. В 2018 году валовой региональный продукт, по оценке Росстата, составил 230,7 млрд рублей, или 101,0% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. С учетом динамики основных видов экономической деятельности, по расчетным данным, в 2019 году валовой региональный продукт составил 243,2 млрд рублей, или 105,4% к уровню 2018 года в фактических ценах и 101,1% - в сопоставимых ценах. В 2019 году положительные темпы роста достигнуты по всем основным видам экономической деятельности, кроме строительной отрасли. Наибольшие темпы роста в сопоставимых ценах к итогу 2018 года показало сельскохозяйственное и промышленное производство - 108,8% и 104,3% соответственно.
Сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций за январь - декабрь 2019 года сложился в объеме 19 968,1 млн рублей, что на 60,8% выше показателя за аналогичный период 2018 года. Прибыль за отчетный период составила 22 132,1 млн рублей, или 118,7% к аналогичному периоду предыдущего года. Доля прибыльных организаций от общего их количества составила 68,5%.
Убытки составили 2 164,0 млн рублей, что на 65,2% ниже показателя за январь - декабрь 2018 года. В январе - декабре 2019 года доля убыточных организаций составила 31,5% от общего их количества.
В 2019 году в консолидированный бюджет области собрано 26,2 млрд руб. налоговых и неналоговых платежей, что на 3,8% больше, чем за 2018 год.
Основную долю в структуре поступивших налогов занимают: налог на доходы физических лиц - 42%, ставший стабильным доходным источником муниципальных бюджетов, налог на прибыль - 19,5%, акцизы - 15%.
В структуре налоговых поступлений в бюджетную систему всех уровней по видам экономической деятельности ведущее место занимают предприятия обрабатывающих производств - 26%, оптовая и розничная торговля - 23,8%, транспортировка и хранение - 6,6%. Уровень жизни населения области в 2019 году характеризовался ростом номинальных и реальных значений таких показателей, как заработная плата и пенсии; реальное содержание среднедушевых денежных доходов населения осталось на уровне 2018 года.
В целом за 2019 год номинальное значение среднемесячных доходов на душу населения составило 26 077 рублей, или 104,7% к уровню 2018 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 29 683 рубля (прирост относительно 2018 года - 8,0%).
Реальная заработная плата в 2019 году относительно 2018 года составила 103,2% (в 2018 году - 108,3%).
Самый высокий уровень оплаты труда по итогам 2019 года сохраняется в организациях финансовой и страховой сферы - 44,3 тыс. рублей, что в 1,6 раза превышает среднеобластной уровень (29,7 тыс. рублей), а также в государственном управлении - 38,7 тыс. рублей, или 130,3% соответственно. В реальном секторе экономики лидирующую позицию по уровню оплаты труда занимают предприятия по транспортировке и хранению с заработной платой 32,9 тыс. рублей (110,8% к средней по области), а также предприятия по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха с заработной платой 31,7 тыс. рублей (106,7% к средней по области). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сложился у работников гостиниц и предприятий общественного питания - 19,8 тыс. рублей (66,7%), у работников, занятых административной деятельностью, - 20,8 тыс. рублей (70,0%), а также в строительстве - 26,7 тыс. рублей (89,9%). Средний размер назначенных месячных пенсий в 2019 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 6,1% и составил 13 698 рублей. Реальный размер пенсий увеличился на 1,3%.
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума составило 257,6%, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения - 273,2%, среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера - 162,6%.
Уровень бедности, по предварительным расчетам, составил 13,7%.
По состоянию на 1 января 2020 года по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности просроченная задолженность по заработной плате отсутствует.
В 2019 году демографическая ситуация характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения. На начало 2020 года численность населения составила 733,5 тыс. человек, сократившись за год на 6,0 тыс. человек (на 0,8%). В 2019 году по сравнению с 2018 годом отмечено сокращение числа родившихся и числа умерших на 761 и 486 человек соответственно. При этом число умерших превысило в 1,9 раза число родившихся. Коэффициент рождаемости сократился на 10,0% и составил 8,1 промилле, коэффициент смертности сократился на 3,2% и составил 15,3 промилле. Коэффициент естественной убыли населения по итогам 2019 года - 7,2 промилле (годом ранее - 6,8 промилле).
По предварительным данным, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2019 году составила 72,56 года (годом ранее - 71,56 года).
В Орловской области сохраняется тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста и роста численности населения старше трудоспособного возраста. Доля населения в трудоспособном возрасте на 1 января 2020 года составила 53,2% (на 1 января 2019 года - 53,6%).
Коэффициент демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте (количество граждан нетрудоспособного возраста (детей и пожилых граждан), приходящихся на 100 граждан трудоспособного возраста) на 1 января 2020 года составил 88,0 человек на 100 граждан трудоспособного возраста (на 1 января 2019 года - 86,5).
В 2019 году сложилось отрицательное сальдо миграции: в регион прибыло на 629 человек меньше, чем выбыло. Миграционный отток населения сложился в рамках межрегиональной миграции: в другие субъекты Российской Федерации из Орловской области выбыло на 2 744 человека больше, чем прибыло в регион. В г. Москву и Московскую область уехало 45,7% от общего числа выбывших жителей в другие регионы России. При этом сложилось положительное сальдо международной миграции (+2 115 человек): за счет прибывших из стран СНГ (+2 035 человек) и прибывших из других зарубежных стран (+80 человек).
В соответствии с Законом Орловской области от 25 декабря 2013 года N 1582-ОЗ "Об отдельных отношениях в сфере оказания государственной социальной помощи в Орловской области" и постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2014 года N 48 "Об утверждении Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области и Положения об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области" в Орловской области проводится работа по оказанию социальной помощи малообеспеченным семьям на основании социального контракта.
Социальный контракт является механизмом стимулирования малоимущих семей на активные действия по преодолению бедности и выхода на постоянный самостоятельный источник дохода, размер социального контракта в 2020 году составляет 50 000 рублей.
Целью назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам является стимулирование их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В Орловской области мероприятия программы социальной адаптации направлены на ведение личного подсобного хозяйства и приобретение сельскохозяйственной техники.
Получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта являются многодетные семьи и семьи с детьми.
Социальный контракт является механизмом стимулирования малоимущих семей на активные действия по преодолению бедности и выхода на постоянный самостоятельный источник дохода.
Социальный контракт зарекомендовал себя как эффективная форма социальной поддержки нуждающихся семей.
В 2020 году заключены социальные контракты с 26 многодетными семьями и семьями с детьми на общую сумму денежных средств 1 258 тыс. рублей.
19 апреля 2020 года заключено соглашение между Правительством Орловской области и Министерством социальной защиты Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету Орловской области на софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на сумму 156 324,9 тыс. рублей.
В числе основных мероприятий, направленных на снижение уровня бедности, в данном нормативном правовом акте предусматриваются:
поиск работы - 72,8 тыс. руб.;
прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования - 100,0 тыс. руб.;
осуществление предпринимательской деятельности - 250,0 тыс. руб.;
ведение личного подсобного хозяйства - 100,0 тыс. руб.;
преодоление трудной жизненной ситуации - 130,0 тыс. руб.
-------------------------------------------
*(1) Предварительная оценка Орелстата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.