Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
и науки Республики Адыгея
N 1031от 30 июля 2020 г.
Концепция
региональной системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в Республике Адыгея
Концептуальные подходы к обеспечению объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в Республике Адыгея
Принципиальное значение для обеспечения единого понимания участниками образовательных отношений вопроса об объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках региональной системы образования имеет определение значений следующих ключевых понятий:
- качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Понятие "качество образования" нормативно закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2, п. 29), а вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития образования Российской Федерации на ближайшие несколько лет;
- система оценки качества образования - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования требованиям к образованию со стороны личности, государства и общества как основных "заказчиков" и "потребителей" образования.
Понятие "оценка качества образования" раскрывается в ст. 92, 93, 95, 96 и 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации".
Оценка качества образования осуществляется в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Оценка качества образования осуществляется в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих
и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества образования.
Оценка качества включает качество образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления.
- объективность - характеристика измерителей, проявляющаяся в способности обеспечивать их соответствие требованиям к результатам образования (планируемым целям);
- оценивание - получение данных о состоянии системы образования; инструмент (процедура, механизм) позволяющий определять развитие образовательной деятельности, её положительные и отрицательные тенденции, уровень подготовленности обучающихся и педагогических работников, в том числе с целью его коррекции в ходе осуществления контроля качества образования.
Одним из важных аспектов оценки качества образования является обеспечение управления качеством образования, связанного с реализацией комплекса мер, направленных на его повышение, что предполагает осуществление процедур объективности оценки качества образования на 2-х уровнях управления, обеспечивающих:
- интересы Республики Адыгея, а также муниципальных районов и городских округов в вопросах управления качеством образования (региональный и муниципальный уровни);
развитие внутренней оценки качества образования на уровне образовательной организации.
Общеизвестно, что основу оценки качества образования формируют три главных вопроса: "что оцениваем, как оцениваем, зачем оцениваем". В данном контексте достижение максимальной объективности оценивания возможно посредством стандартизированного оценивания, в ходе которого обеспечивается соответствие заранее описанным правилам (стандартам), например, качество образовательной деятельности соотносится с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.
Таким образом, повышение объективности оценивания можно рассматривать через унификацию требований, регламентацию соответствующими инструкциями, то есть объективность оценивания в ходе стандартизированного оценивания обусловлена соблюдением заранее описанных правил, по которым осуществляется как процедура оценивания, так и выставление результирующей оценки.
Очевидно, что качество стандартизированного оценивания определяется наличием 4-х важных позиций:
- оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;
- использование какого - либо инструментария;
- применение какой - либо технологии;
- установление требований к специалистам, участвующим в процедуре оценивания.
В этой связи объективность процедур оценивания целесообразно осуществлять в ходе организации сопровождения:
- инструктивно - методического, подразумевающего полное и всестороннее описание и набор инструкций, включающих:
1) определение общих подходов к оцениванию выполнения отдельных заданий и работы в целом;
2) обоснование методов сбора информации, соответствующего инструментария;
3) описание подходов к: апробации (комплекс мероприятий, позволяющих заранее проверить, что все реализуется в соответствии с задуманным) инструментария для стандартизированного оценивания; стандартизации процедур и инструментария оценочной процедуры; шкалированию результатов стандартизированной оценочной процедуры (в случае необходимости перевода в единую шкалу); обработке результатов стандартизированного оценивания;
4) описание необходимых сведений об образовательных организациях (участниках оценивания), подлежащих мониторингу;
5) спектр направлений анализа результатов стандартизированного оценивания, соответствующий его целям;
6) направления использования результатов оценивания с указанием групп потребителей и возможных проблем, на решение которых направлены полученные результаты;
7) механизм установления соответствия результатов заданным критериям (если это предусмотрено целями оценивания);
- технологического, предполагающего описание порядка проведения процедуры оценивания. Главным требованием технологического сопровождения процедуры оценивания является наличие организационных мер и технологических инструментов для обеспечения объективности результатов, к которым можно отнести:
1) единообразие условий проведения процедуры оценивания для всех участников и образовательных организаций (в том числе с учетом наличия различных категорий участников с особыми потребностями);
2) сохранность и конфиденциальность данных, обрабатываемых в ходе проведения процедуры оценивания;
3) мероприятия по обеспечению: выполнению мониторинга и контроля хода проведения процедуры оценивания; единых подходов к экспертной оценке результатов и любой другой экспертизе, осуществляемой в ходе процедуры оценивания; проведения анализа результатов оценивания на предмет объективности;
- кадрового, осуществляемого также в соответствии с порядком проведения процедуры оценивания,
Основным требованием к кадровому обеспечению процедуры оценивания является наличие необходимых условий для обеспечения объективности результатов процедуры оценивания, в том числе:
1) механизмы контроля обеспеченности кадров на всех этапах проведения процедуры оценивания в соответствии с требованиями порядка проведения;
2) меры по:
- обеспечению единообразия условий привлечения, подготовки и аттестации (при необходимости) специалистов для проведения процедуры оценивания;
- предотвращению конфликта интересов в ходе проведения процедуры оценивания.
Региональная система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в Республике Адыгея
Концептуальное описание процедуры оценивания включает описание целей и задач проведения объективности процедуры оценивания, групп участников исследования.
Цели:
1) выявление:
- уровня знаний обучающихся в ходе начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- творческих способностей и интереса у обучающихся к научной (научно-исследовательской) деятельности в рамках проведения школьных олимпиад, на муниципальном, республиканском уровнях, уровне образовательной организации; по общеобразовательным предметам;
2) обеспечение своевременного реагирования на возникающие проблемы системы образования в разрезе общеобразовательных организаций, муниципальных образований и Республики Адыгея;
3) проведение анализа подготовки обучающихся к участию в основных оценочных процедурах: ГИА (в формах ЕГЭ, ГВЭ (11 класс) и ОГЭ, ГВЭ (9 класс), ВПР, НИКО и результатов участия в них;
4) определение уровня профессиональных компетенций учителей;
5) совершенствование управления качеством образования, предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования.
Задачи:
- выявление факторов и рисков, влияющих на качество образования и способствующих достижению поставленных целей;
- развитие системы объективности процедур оценки качества образования, а также олимпиад школьников, в том числе за счет привлечения общественных наблюдателей;
формирование региональных контрольных измерительных материалов;
проведение анализа мониторинга результатов региональных оценочных процедур для выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа и организация профилактической работы с общеобразовательными организациями;
- создание условий для формирования в общеобразовательных организациях системы объективной внутришкольной оценки образования;
формирование у участников образовательных отношений позитивного
отношения к объективной оценке образовательной деятельности;
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в Республике Адыгея;
определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов;
- содействие принятию обоснованных управленческих решений; Таким образом, региональная система объективности процедур оценки
качества образования и олимпиад школьников в Республике Адыгея включает цели по:
1) проведению процедур оценки качества образования и олимпиад школьников с соблюдением мер информационной безопасности
Система оценки качества образования в Республике Адыгея в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур.
Первая и самая важная процедура этой системы - это Государственная итоговая аттестация (ГИА), которую сдают выпускники: 11 классов в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Обязательными для сдачи предметами являются русский язык и математика. Остальные предметы - по выбору в зависимости от требований вуза. Важным моментом является обеспечение объективности прохождения выпускниками ЕГЭ, для чего в Республике Адыгея целенаправленно осуществляется подготовка и привлечение общественных наблюдателей, на региональном уровне - из числа студентов организаций СПО и ВО, работают рамки - металлодетекторы при входе на ППЭ, система видеонаблюдения в аудиториях и пунктах проведения экзамена.
Реальные результаты выпускников позволяют определить проблемные вопросы ("зоны риска") качества образования по учебным предметам в разрезе республики, муниципальных образований и общеобразовательных организаций.
В связи с тем, что общеобразовательные школы республики находятся в разных условиях, эффективность их работы по результатам ЕГЭ, не сравнивается, но так как результаты оценочных процедур во многом зависят от результатов работы учителей, результаты ЕГЭ используются ГБУ ДПО РА "Адыгейский институт повышения квалификации".
Результаты ЕГЭ также используются для внутренней работы и реализации точечных проектов по повышению качества образования.
Вторая важная процедура системы оценки качества образования - государственная итоговая аттестация 9-х классов (в форме Основного государственного экзамена (ОГЭ) и ГВЭ), по результатам которой обучающийся может продолжить обучение в старшей школе и в организациях среднего профессионального образования.
.Процедура ГИА 9-х классов проводится Министерством образования и науки Республики Адыгея на основе федеральных требований и федеральных измерительных материалов.
Достижение по данной процедуре высокого уровня объективности осуществляется в ходе контроля за объективностью результатов экзамена посредством выборочного мониторинга итогов сдачи ГИА-9 в муниципальных образованиях Республики Адыгея, получения объективных результатов в этих муниципалитетах и сравнения их с результатами в других муниципалитетах с принятием соответствующих административных мер.
Адыгея планирует участие в проведении международного исследовании по оценке образовательных достижений обучающихся. PISA, которая проводится раз в 3 года. Целью данного тестирования является проведение оценки грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. PISA позволит оценить потенциал обучающихся, что может иметь положительное значение для обеспечения конкурентоспособности страны в будущем за счёт республики.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) - это контрольные работы, которые пишут школьники по завершении обучения в каждом классе, задания для которых разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с ФГОС. По технологии проведения этой процедуры школы заносят свои результаты в федеральную информационную систему, что позволяет проводить Министерству образования и науки Республики Адыгея (Минобрнауки Адыгеи) анализ этих данных.
Кроме того, проведение проверочных работ дает возможность общеобразовательным организациям проводить самодиагностику, выявлять пробелы в знаниях у обучающихся для проведения последующей методической работы, чтобы определять проблемы не по завершении школы, а после каждого года обучения и точечно работать с обучающимися на следующем уровне обучения, вовремя диагностируя педагогическую защищенность и принимая соответствующие решения. Это обуславливает необходимость проведения определенной работы в республике со школами с целью повышения объективности ВПР.
Оценка компетенций учителей - один из элементов национальной системы профессионального учительского роста. С учётом результатов проведения исследования профессиональных компетенций учителей по учебным предметам должна быть выстроена система повышения квалификации педагогов в республике, имеющая приоритетное значение в вопросах совершенствования качества школьного образования. Результаты исследования можно рассматривать как информационно - методические основания для формирования новой системы аттестации учителей.
Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится в Республике Адыгея ежегодно в рамках учебного года с 1 сентября по 28 февраля по общеобразовательным предметам, включает школьный, муниципальный, региональный этапы. Индивидуальные результаты участников каждого этапа олимпиады с указанием сведений об участниках заносятся в рейтинговую таблицу результатов участников соответствующего этапа олимпиады по общеобразовательному предмету, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Для научно - методического обеспечения олимпиады создаются региональные предметно - методические комиссии олимпиады, которые составляют олимпиадные задания по каждому общеобразовательному предмету на основе содержания образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования углубленного уровня и соответствующей направленности (профиля), формируют из них комплекты заданий для муниципального этапа олимпиады. Для объективной проверки олимпиадных заданий, выполненных участниками олимпиады, на каждом этапе олимпиады формируется жюри олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.
Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников в Республике Адыгея в учебном году, особенности её проведения на каждом этапе утверждаются приказом Минобрнауки Адыгеи.
Важное значение в ходе проведения процедур оценки качества образования и олимпиад школьников имеют вопросы, связанные с соблюдением мер информационной безопасности (принятие соответствующих мер, пресекающих несанкционированное вмешательство в процедуру и попытки умышленного искажения данных, направленных на изменение результатов оценки). Это касается контрольных измерительных материалов, по которым планируется проведение процедуры мониторинга, а также персональных данных участников мониторинга качества образования.
Для обеспечения информационной безопасности данных мониторинга следует учитывать различные аспекты использования информации на каждом уровне. К ним относятся:
- хранение информации в виде баз данных и на бумажных носителях;
- систематизация информации, ее структурирование;
- статистическая обработка информации;
- анализ результатов обработки;
- интерпретация данных анализа;
- принятие управленческих решений.
Проблема ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляющие:
- этический аспект (связан с возможностью использования данных во вред кому - то. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образовательных организаций. В случае некомпетентного использования эти данные могут принести значительный ущерб, и поэтому доступ к таким данным должен быть ограничен);
- аспект доверия (обеспечение анонимности должно быть соблюдено и на уровнях - муниципальном, республиканском и на уровне педагог - администрация школы Только имея кредит доверия, можно надеяться на качество полученных результатов);
2) исключению конфликта интересов в отношении специалистов, привлекаемых к проведению оценочной процедуры и олимпиады школьников
Повышение объективности оценки качества образовательной деятельности может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций, при этом важным аспектом является недопустимость наличия конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры, для чего необходимо обеспечить соблюдение следующих требований:
- в качестве наблюдателей не могут выступать родители учащихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре;
- учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором работы и участвовать в проверке работ;
- проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.
В данном контексте Минобрнауки Адыгеи (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"), ежегодно формируется письмо, в котором обращается внимание руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов республики, регионального центра обработки информации, общеобразовательных организаций Республики Адыгея и общеобразовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея на необходимость обеспечения действенных мер, способствующих снижению коррупциогенных факторов, связанных с проведением ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме ЕГЭ и ОГЭ в связи с чем следует:
1) при отборе кандидатур в составы государственной экзаменационной комиссии, предметных комиссий, при формировании состава работников пунктов проведения экзаменов (руководителей пунктов проведения экзаменов, организаторов, технических специалистов), муниципальных общественных наблюдателей, исключить возможность возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, участвующих в прохождении ГИА) (в соответствии со статьей 14 Семейного Кодекса РФ к близким родственникам относятся следующие категории граждан: дети и их родители; бабушки и дедушки; внуки и внучки; сестры и братья).
В случае возможности возникновения конфликта интересов:
вышеуказанным лицам следует уведомить руководителя органа управления образованием в письменной форме;
- у руководителей органов управления образованием муниципальных районов, руководителя и специалистов регионального центра обработки информации, необходимо уведомить председателя Государственной экзаменационной комиссии в письменной форме;
2) при проведении ГИА по учебному предмету в состав организаторов и ассистентов недопустимо включение специалистов по данному учебному предмету.
3) исключается привлечение в качестве руководителей и организаторов ППЭ технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экспертов, оценивающих выполнение лабораторных работ по химии, а также ассистентов, работников образовательных организаций, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ (за исключением ППЭ, организованных в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы).
Кроме того, в указанном письме содержится напоминание о том, что в соответствии с частью 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации предусмотрено административное наказание в виде штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати до сорока тысяч рублей.
За формирование списков кандидатур в состав работников пунктов проведения экзаменов (организаторов, технических специалистов), муниципальных общественных наблюдателей с учетом исключения возможного конфликта интересов руководители муниципальных органов управления образованием и руководители образовательных организаций несут персональную ответственность;
3) организации контроля на региональном (муниципальном) уровне за соблюдением процедур оценки качества образования и олимпиад школьников
На региональном уровне совокупность согласованных процедур оценки качества общего образования рассматривается процедурным компонентом РСОКО и определяется в соответствующих нормативных и концептуальных документах. В Концепции РСОКО Республики Адыгея обозначены основные подходы к осуществлению механизмов оценки качества общего образования с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляемых периодически, к которым можно отнести исследования по оценке качества образования на территории Республики
Адыгея, предусматривающие "учет результатов исследований различных уровней: международного, национального и регионального;
4) осуществлению общественного (независимого) наблюдения при проведении процедур оценки качества образования и олимпиад школьников
Система общественного наблюдения при проведении мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования в Республике Адыгея создается и функционирует в целях повышения прозрачности и объективности проведения оценочных процедур
Общественными наблюдателями при проведении ГИА, в том числе при рассмотрении апелляций, признаются граждане Российской Федерации, получившие аккредитацию в соответствии с "Порядком аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников", утверждённым приказом Минобрнауки РФ N 491 от 28 июня 2013 г.
Общественным наблюдателем за проведением ГИА могут стать представители: государственных органов законодательной власти; попечительских советов образовательных организаций; СМИ; родительских комитетов общеобразовательных организаций; общественных объединений и организаций; студенты профессиональных образовательных организаций.
На территории Республики Адыгея в соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", частью 12 Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников (утв. приказом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2013 г. N 1252) и в рамках осуществления мониторинга за ходом проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников приказом Минобрнауки Адыгеи ежегодно издаётся приказ "Об осуществлении общественного наблюдения за соблюдением Порядка проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников", в котором сотрудникам отд
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 30 июля 2020 г. N 1031 "Об утверждении Концепции региональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.