Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждена распоряжением
Правительства Севастополя
от 17 августа 2020 г. N 96-РП
Концепция
цифровой трансформации образовательной системы города Севастополя на 2020 - 2024 годы
1. Общие положения
Настоящая Концепция разработана во исполнение отдельных поручений Губернатора города Севастополя от 07.04.2020 N 28 (пункт 21), от 14.04.2020 N 31 для достижения целей в области развития образования, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в том числе обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в системе образования до 2024 года.
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, этапы и механизмы цифровой трансформации системы образования города Севастополя.
Настоящая Концепция разработана с учетом условий предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию регионального проекта "Цифровая образовательная среда", установленных подпунктом "а" пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999.
Настоящая Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации и информационного общества, сформулированным в Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, основным направлениям социально-экономического развития, указанным в национальном проекте "Образование", национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", требованиям и рекомендациям, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды", распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2019 N Р-135 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижения целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", Закону города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗC "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года", распоряжению Правительства Севастополя от 25.01.2018 N 16-РП "Об утверждении концепции формирования цифровой среды Севастополя "Умный город".
Настоящая Концепция разработана с учетом положений ГОСТ Р 55749-2013 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления общеобразовательной организацией. Общие положения", ГОСТ Р 57723-2017 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения".
2. Современное состояние образовательной системы в городе Севастополе
По состоянию на 2019/2020 учебный год функционируют следующие образовательные организации города Севастополя (далее - образовательные организации):
- 62 образовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- 8 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Количество контингента образовательных организаций города Севастополя в 2019/2020 учебном году составляет 49 034 человека, из которых:
- 44 154 человека получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование;
- 4 880 человек получают среднее профессиональное образование.
Среднесписочная численность педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования города Севастополя составляет 2755 человек, из них в общеобразовательных организациях работает 2372 человека, в учреждениях профессионального образования - 383 педагогических работника.
В городе Севастополе в последние годы наблюдается рекордно высокий миграционный приток населения. По данным Росстата, по состоянию на 01,01.2019 численность населения города Севастополя составила 443211 человек, в том числе городское население - 405976 человек (91,6%) и сельское - 37236 человек (8,4%). Динамика роста населения за последние четыре года составила - 1,76%.
Рост численности населения города Севастополя предполагает увеличение контингента обучающихся в общеобразовательных организациях до 47 335 человек в 2022 году и до 48 835 человек в 2024 году; в профессиональных образовательных организациях - до 5200 человек в 2022 году и до 5400 человек в 2024 году.
Растущая потребность в качественном и доступном образовании резко увеличивает нагрузку на существующую систему образования, которая без глубокой реструктуризации не способна эффективно справляться с поставленными задачами.
Опыт организации дистанционного обучения, осуществленный в период режима повышенной готовности, введенного в 2020 году на территории города Севастополя в целях предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), показал следующее:
- облачные образовательные ресурсы, размещенные на единых технических площадках, для использования образовательными организациями из различных регионов Российской Федерации, не справляются с высокой нагрузкой;
- отсутствие единой региональной информационной системы в сфере образования города Севастополя не позволяет оперативно управлять образовательным процессом.
В рамках государственного контракта Минкомсвязи России от 08.08.2019 N 0173100007519000089 144316 в 2019 году к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с гарантированной скоростью передачи данных подключено четыре образовательных организации. Образовательными организациями, не включенными в государственный контракт, подключение к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется децентрализованно с негарантированной скоростью передачи данных, что не позволит в полной мере организовать непрерывное обеспечение современного образовательного процесса.
В 90% образовательных организаций отсутствуют локальные вычислительные сети, имеющие промышленное исполнение (среды передачи данных внутри зданий и помещений, включающие структурированную кабельную систему, активное сетевое оборудование (маршрутизаторы, межсетевые экраны, коммутаторы, контроллеры, точки беспроводного доступа и другое) для организации локальной вычислительной сети).
Системы контроля и учета доступа, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций не интегрированы в единую систему, не подчиняются единым техническим и организационным стандартам:
- по формированию, хранению и контролю эталонных изображений, что ведет к возможности необнаружения правонарушений;
- по времени и формату хранения видеоинформации, что может привести к ее недоступности или невозможности использования по причине низкого качества;
- по обеспечению единой точки подключения, что ведет к сложности использования видеоинформации пользователями аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (Министерством внутренних дел Российской Федерации, государственным казенным учреждением "Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя", Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и другими).
В 50 образовательных организациях на 100 обучающихся приходится по пять и менее единиц вычислительной техники, используемой в учебном процессе, при этом только в 13 образовательных организациях компьютерный парк обновлялся после 2016 года.
В городе Севастополе нет комплексного подхода к автоматизации процессов деятельности сферы образования, только отдельные процессы осуществляются с применением автоматизированных информационных систем, в большей части независимо друг от друга, в частности:
- ведение дневников и журналов (частично в отдельных образовательных организациях);
- учет контингента обучающихся (в том числе учет заявлений и распорядительных актов о зачислении в дошкольные и общеобразовательные организации);
- учет в сфере отдыха и оздоровления детей (в 2020 году началась опытная эксплуатация информационной системы "Отдых.дети");
- учет деятельности психолого-медико-педагогических комиссии;
- процедуры оказания отдельных государственных услуг;
- проведение единого государственного экзамена;
- документооборот между Департаментом образования и науки города Севастополя и образовательными организациями, а также с иными подведомственными учреждениями.
Для 145 из 163 организаций системы образования города Севастополя учет финансово-хозяйственной деятельности осуществляется на централизованной основе с использованием единой информационной системы. При этом не все образовательные организации включены в централизованную систему обеспечения финансово-хозяйственной деятельности.
Информационные системы применяются образовательными организациями в инициативном порядке, в различном составе и с различным объемом функций, информация дублируется на бумажных носителях. Отсутствует централизованное регулирование внедрения систем автоматизации: расписания, электронных дневников, электронных журналов, горячего питания и других процессов, включая их взаимодействие с региональным порталом государственных услуг, также отсутствуют правовые акты, регламентирующие формирование отчетности в электронном виде.
Не автоматизирована система школьного питания, имеющая устаревшее материально-техническое оснащение. Отсутствует возможность эффективного учета средств, выделяемых родителями на оплату питания в общеобразовательных учреждениях, безналичной оплаты питания, автоматизированной публикации на сайтах меню и цифровые инструменты взаимодействия по учету при организации питания состояния здоровья учащихся.
К основным недостаткам организационного характера при эксплуатации существующих информационных систем города Севастополя в сфере образования следует отнести следующее:
- отсутствие концепции развития информационных систем города в сфере образования;
- отсутствие комплексного, унифицированного подхода к созданию автоматизированных информационных систем, основанного на требованиях, установленных комплексом стандартов на автоматизированные системы (КС АС, серия ГОСТ 34.*), порядком создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676;
- отсутствие единого подхода к техническому сопровождению информационных систем и инфраструктуры (оборудования, программного обеспечения), обеспечивающей эксплуатацию таких систем;
- децентрализованное размещение информационных систем, их базы данных на технических средствах;
- отсутствие системы защиты информации.
Отсутствие утвержденной концепции региональной информационной системы в сфере образования, согласованной с заинтересованными исполнительными органами государственной власти города Севастополя, не позволяет в полной мере эффективно планировать и осуществлять мероприятия по развитию системы, учесть все требования, регулирующие сферу образования и смежные отрасли, в том числе взаимодействие с иными региональными информационными системами.
Создание и эксплуатация автоматизированных информационных систем, их документационное обеспечение без учета национальных стандартов влечет к снижению качества функционирования систем.
Отсутствие стандартизированного подхода к сопровождению информационных систем и инфраструктуры (оборудования, программного обеспечения), обеспечивающей эксплуатацию таких систем, также влечет к снижению качества эксплуатации систем. Отсутствие единой базы данных, содержащей достаточно полную информацию о проблемах и предложениях пользователей, не позволяет в полной мере эффективно управлять и осуществлять развитие информационной системы.
Размещение информационных систем на разных технических площадках влечет к увеличению затрат на управление и обслуживание.
Отсутствие единой системы защиты информации не позволяет эффективно, с минимальными затратами обеспечить уровень защищенности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Текущий состав информационных систем города Севастополя в сфере образования и характер их использования в настоящее время не обеспечивают выполнение требований, установленных Целевой моделью цифровой образовательной среды в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды" (далее - ЦОС), в частности не обеспечено:
- использование в требуемом объеме единых региональных информационных систем и ресурсов (далее - ИСиР) по направлениям деятельности и их интеграция с ИСиР платформы ЦОС;
- взаимодействие информационных систем города Севастополя в сфере образования с другими региональными ИСиР, ИСиР платформы ЦОС посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
- использование единого механизма идентификации и аутентификации пользователей федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации" (далее - ФГИС ЕСИА), обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- централизованный сбор, анализ и хранение данных участников ЦОС, а также единообразие состава и ведения данных участников ЦОС в региональных ИСиР;
- исключение повторного ввода аналогичных данных, подлежащих вводу в различные информационные системы;
- использование единых справочников и классификаторов, размещаемых в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации";
- использование информационного платежного шлюза федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) при уплате в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых учреждениями (организациями) с использованием ЕПГУ.
По направлению образования оказывается одна государственная услуга (запись в дошкольное образовательное учреждение), три государственных услуги по направлению лицензирования, аккредитации, подтверждения документов, 21 услуга в области опеки и попечительства. При этом только запись в дошкольное образовательное учреждение осуществляется с использованием регионального портала государственных услуг, зачисление в организации начального общего, основного общего и среднего общего образования до 01.06.2020 в электронном виде не осуществлялось.
С целью повышения профессиональной квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций осуществляется обучение (не реже одного раза в три года) как в институтах повышения квалификации, так и путем дистанционного обучения, участия в конкурсах, конференциях различного уровня.
Численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку в 2016 - 2018 годах, составляет более 4 630 человек, из них: 4207 человек - работники общеобразовательных учреждений, 423 человека - работники учреждений среднего профессионального образования. При этом вопросы использования современных образовательных технологий (электронного обучения) не были включены как отдельные модули дополнительных профессиональных программ.
3. Цели и задачи настоящей Концепции
Целью реализации настоящей Концепции является создание условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечения защищенного доступа учащихся и их родителей (законных представителей), сотрудников, педагогических работников образовательных организаций к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, а также автоматизации организационно-управленческих, хозяйственных и иных рабочих процессов в системе образования.
Создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.
Совокупность поставленных целей, социально-демографических факторов и существующего состояния системы образования города Севастополя определяет перечень задач по цифровому развитию системы образования:
- развитие материально-технической базы и инфраструктуры в части подключения образовательных организаций к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оснащения локальными вычислительными сетями и структурированными кабельными системами, вычислительной техникой и презентационным оборудованием, создание или модернизация систем комплексной безопасности (систем контроля и управления доступом, систем видеонаблюдения) на объектах образовательных организаций;
- создание региональных информационных систем и ресурсов;
- защита данных участников ЦОС согласно требованиям законодательства;
- повышение квалификации и информированности участников образовательного процесса, включая работников и педагогов образовательных организаций, родителей (законных представителей) учащихся.
4. Управление реализацией Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечивается системой управления, состоящей из исполнительных органов государственной власти города Севастополя и организаций, находящихся в их ведении, включая образовательные организации города Севастополя, родительские сообщества.
Координатором реализации настоящей Концепции является исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий управление в сфере информационных технологий, связи и информационной безопасности (далее - Координатор). В основные функции Координатора входит разработка и контроль реализации мероприятий настоящей Концепции, свод и анализ предложений по реализации мероприятий настоящей Концепции.
Отраслевым исполнительным органом государственной власти города Севастополя (далее - Отраслевой ИОГВ), входящим в систему управления настоящей Концепции, является исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий управление в сфере образования и науки. В основные функции Отраслевого ИОГВ входит обеспечение эффективного взаимодействия с образовательными организациями, иными подведомственными организациями при реализации мероприятий настоящей Концепции, организационно-документальное сопровождение реализации настоящей Концепции в части актуализации отраслевой государственной программы города Севастополя, обеспечение стимулирования сотрудников и педагогов образовательных организаций.
Организацией-участником системы управления реализацией настоящей Концепции, находящейся в ведении Координатора, является ГАУ "Цифровой Севастополь - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе" (далее - МФЦ). К основным функциям МФЦ относится сопровождение внедрения и эксплуатации информационно-технических систем, непосредственное взаимодействие с образовательными организациями по направлениям цифровой трансформации системы образования города Севастополя.
В целях обеспечения исполнения основных функций участника на базе МФЦ создается "Центр цифровой трансформации образования города Севастополя" (далее - ЦЦТО).
Организацией-участником системы управления реализацией Концепции, находящейся в ведении Отраслевого ИОГВ, является государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования "Институт развития образования" (далее - ИРО). Основными функциями ИРО по цифровой трансформации образовательной системы являются: организация и обеспечение проведения повышения квалификации сотрудников и педагогов образовательных организаций, методическое сопровождение внедрения информационных систем по направлению автоматизации образовательного процесса, организация работы с родителями (законными представителями) учащихся.
Образовательными организациями осуществляется документационное и организационное обеспечение цифровой трансформации системы образования города Севастополя. В части документационного обеспечения эффективной эксплуатации информационных систем образовательные организации осуществляют принятие локальных правовых актов, внесение изменений в положения о форме, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, регулируют интеграцию информационных систем в учебный процесс, организуют работу педагогов, школьных методических объединений. В части организационного обеспечения цифровой трансформации образовательные организации осуществляют взаимодействие с родительским сообществом и ЦЦТО, оказывают содействие в сборе, систематизации и анализе информации, необходимой для осуществления мероприятий настоящей Концепции.
Родительское сообщество участвует в обсуждении порядков использования возможностей информационных систем, внедряемых в соответствии с мероприятиями настоящей Концепции.
Мероприятия по реализации настоящей Концепции учитываются при формировании и корректировке государственных программ города Севастополя по развитию образования, информационного общества. В соответствии с планом реализации настоящей Концепции в государственные программы вносятся необходимые изменения.
Источниками финансирования реализации настоящей Концепции являются средства бюджета города Севастополя, выделенные в рамках государственной программы города Севастополя "Развитие образования в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП (далее - Программа), в части следующих мероприятий:
подпрограммы 5 "Прочие мероприятия в области образования": основное мероприятие 1. "Развитие информационной образовательной среды", мероприятие 1.1 "Обеспечение информационной образовательной среды";
подпрограммы 6 "Реализация региональных проектов города Севастополя в сфере образования": основное мероприятие 7 "Реализация мероприятий регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", мероприятие 7.1 "Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях".
Координатор является главным распорядителем бюджетных средств по выделенным источникам финансирования.
Исполнительные органы государственной власти города Севастополя вносят в планы своей деятельности, паспорта региональных проектов мероприятия по реализации настоящей Концепции.
Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета города Севастополя, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников, включая средства институтов развития, компаний с государственным участием, иных источников (при необходимости).
5. Приоритетные направления цифровой трансформации системы образования города Севастополя
В рамках настоящей Концепции предусмотрена реализация мероприятий по следующим направлениям:
- создание системы управления цифровой трансформацией системы образования города Севастополя;
- кадровое обеспечение цифровой трансформации системы образования города Севастополя;
- цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг в сфере образования;
- приобретение средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды;
- обеспечение образовательных организаций города Севастополя локальными вычислительными сетями, выполненными промышленным способом;
- обеспечение образовательных организаций города Севастополя широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- создание государственной информационной системы "Региональная информационная система города Севастополя в сфере образования".
6. Кадровое обеспечение цифровой трансформации системы образования города Севастополя
Для осуществления цифровой трансформации системы образования города Севастополя необходимо, чтобы административные и педагогические работники образовательных организаций имели необходимые навыки и умения и обладали квалификацией по использованию цифровых инструментов, применяемых в сфере образования.
В соответствии с показателями регионального проекта "Цифровая образовательная среда" повышение квалификации работников образовательных организаций осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды, утвержденными распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 29.05.2020 N Р-48; методическими рекомендациями об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий, утвержденными Министерством просвещения Российской Федерации от 31.05.2019 N МР-83/02вн.
В целях обеспечения цифровой трансформации системы образования квалифицированными кадрами ежегодно проводятся следующие мероприятия:
- определение перечня востребованных программ повышения квалификации;
- утверждение плана повышения квалификации;
- проведение повышения квалификации;
- формирование портфолио педагога, в которое вносится информация о полученном образовании и об участии в иных проектах.
Мероприятия по повышению квалификации осуществляет ИРО.
7. Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг в сфере образования
Целью цифровой трансформации государственных услуг в сфере образования является повышение качества оказания услуг, которое обеспечивается за счет дистанционного взаимодействия с заявителем, сокращения перечня документов, необходимых для получения услуги, использования межведомственного электронного взаимодействия между государственными органами власти, сокращения сроков оказания государственных и муниципальных услуг, оказания комплексных услуг по принципу "одного окна", обеспечения прозрачности при оказании услуг, проактивности государственных услуг и повышения удобства при получении их заявителем.
Результатом цифровой трансформации государственных услуг в сфере образования является увеличение количества услуг, оказываемых онлайн посредством Единого и регионального порталов, через многофункциональные центры.
В электронный вид должны быть переведены следующие услуги:
- представление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях;
- представление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
- зачисление в образовательное учреждение;
- представление информации о результатах экзаменов, тестирований и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение;
- представление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости;
- представление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках;
- лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций города Севастополя по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных учреждений, полномочия по лицензированию и аккредитации которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
- представление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных города Севастополя об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;
- прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);
- представление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными);
- представление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными);
- социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;
- выдача разрешения на изменение имени, фамилии и отчества ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- назначение ежемесячной выплаты на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье;
- выдача в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних, подопечных;
- представление гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдача предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8. Приобретение средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций
Приобретение средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций осуществляется при согласовании в соответствии с методическими рекомендациями по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижения целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденными распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2019 N Р-135.
В рамках реализации мероприятий в 2020 году планируется поставка ноутбуков, многофункциональных устройств, обеспечивающих печать и сканирование, и презентационного оборудования, предназначенных для эксплуатации в учебном процессе в 69 образовательных организациях города Севастополя.
9. Создание технической инфраструктуры системы образования города Севастополя
Для обеспечения непрерывного современного учебного процесса необходимо оснащение зданий образовательных организаций надежными и качественными локальными вычислительными сетями, выполненными промышленным способом. Кроме непосредственно передачи данных, используемых в учебном процессе, сети будут использованы при реализации систем комплексной безопасности, голосовой связи, а также иных систем, использующих технологию пакетной передачи данных.
Для создания государственной информационной системы "Региональная информационная система города Севастополя в сфере образования" предусматривается обеспечение серверным и сетевым оборудованием с централизованным размещением в центре обработки данных.
При формировании технических требований к оснащению зданий образовательных организаций локальными вычислительными сетями учитываются Методические рекомендации о требованиях к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре образовательных организаций Российской Федерации, направленные письмом Минпросвещения России от 06.07.2019 N МР-677/02, устанавливающие минимальные требования к физическим сетям, которые создают среду передачи данных внутри зданий и помещений для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" образовательных организаций, разработанных в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания президиума Совета при Президента Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 20.05.2019 N 6.
10. Обеспечение образовательных организаций города Севастополя широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
В рамках исполнения государственного контракта Минкомсвязи России от 08.08.2019 N 0173100007519000089_144316 (далее - государственный контракт) при подключении к сети передачи данных, обеспечивающей доступ к единой сети передачи данных и (или) к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" образовательным организациям, реализующим программы общего образования и (или) среднего профессионального образования, осуществляется подключение 24 образовательных организаций к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках осуществления подключений предусмотрено обеспечение контент-фильтрации трафика согласно требованиям Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
В 2019 году согласно условиям государственного контракта доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предоставлен для четырех образовательных организаций. В 2020 году планируется подключение восьми образовательных организаций, а в 2021 году - 14.
В государственный контракт включаются только образовательные учреждения, не имеющие технической возможности широкополосного подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для образовательных организаций, имеющих такую техническую возможность, но использующих тарифы с негарантированной скоростью передачи данных, стоят задачи по их изменению.
В рамках реализации мероприятий Концепции предполагается создание единой защищенной сети передачи данных образовательных организаций в 2021 году.
11. Создание государственной информационной системы "Региональная информационная система города Севастополя в сфере образования"
Региональная информационная система города Севастополя в сфере образования (далее - РИС) является технологической платформой для цифровой трансформации системы образования города Севастополя.
Состав РИС включает подсистемы (внутренние и периферийные системы) РИС, внешние системы и сервисы, интегрируемые с РИС.
Создание РИС осуществляется последовательно с созданием подсистем РИС.
РИС включает в себя следующие подсистемы:
- "Функциональная платформа РИС";
- "Единая информационная система школьного питания";
- "Подсистема обеспечения информационной безопасности";
- "Единая информационно-библиотечная система образовательных организаций";
- "Электронный документооборот и делопроизводство";
- "Социальная профилактика".
12. Создание подсистемы "Функциональная платформа РИС"
Подсистема "Функциональная платформа РИС" Региональной информационной системы города Севастополя в сфере образования является технологической платформой для цифровой трансформации учебного процесса в образовательных организациях города Севастополя и процессов контроля и управления образовательной деятельностью на региональном уровне.
Подсистема "Функциональная платформа РИС" создается в целях:
- повышения эффективности функционирования системы образования, деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение;
- обеспечения предоставления равного доступа к информационным и образовательным ресурсам участникам отношений в сфере образования, поставщикам цифрового образовательного контента и потребителям цифрового образовательного контента;
- предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций в сфере образования с использованием РПГУ;
- снижения нагрузки на педагогических работников за счет применения цифровых инструментов в сфере образования, внедрения электронного журнала и электронного дневника;
- построения индивидуального учебного плана;
- осуществления мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, в том числе представленных в электронном виде;
- применения средств определения уровня знаний и оценки компетенций, способствующих объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся;
- внедрения и организации применения в образовательном процессе инструментов прокторинга.
Концепцией предусмотрено две очереди создания функциональной платформы РИС.
Функциональная платформа РИС на этапе реализации первой очереди обеспечивает автоматизацию учебного процесса образовательной организации. Одновременно с реализацией первой очереди создания функциональной платформы РИС на базе ЦЦТО создается система технического сопровождения эксплуатации РИС с разработкой и подписанием соглашений об уровне обслуживания, организацией системы приема заявок на техническое сопровождение.
Первая очередь создания функциональной платформы РИС обеспечивает первичную наполняемость информации, автоматизацию основных учебных процессов, интеграцию с отдельными внешними сервисами образовательного контента.
Реализация второй очереди создания функциональной платформы РИС обеспечивает наличие функциональных возможностей, использующих накопленные ранее данные информационной системы, осуществляется интеграция функциональной платформы РИС с дополнительными внешними сервисами, внутренними системами РИС (веб-сайты образовательных организаций). Осуществляется переход на использование электронного журнала, электронного дневника. Завершаются работы по обеспечению информационной безопасности.
При реализации первой очереди функциональной платформы РИС обеспечивается функционал по подготовке и учету печатных форм документов об основном общем и среднем общем образовании, который вводится в эксплуатацию в рамках развития РИС по мере организационной готовности образовательной системы. При дальнейшем сопровождении и развитии функциональной платформы РИС осуществляется интеграция с дополнительными периферийными и внешними системами и сервисами, создание подсистем РИС, интеграция с информационными системами дошкольных образовательных организаций.
На каждом этапе создания проводится обучение пользователей системы.
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Руководство и системное управление по направлениям образовательной, воспитательной, административной и хозяйственной деятельности" в соответствии с Целевой моделью ЦОС, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 N 649, включают:
- региональный учет обучающихся в образовательных организациях, учет контингента, движение контингента;
- ведение личных дел обучающихся;
- обеспечение процесса дистанционного образования;
- разработка тестовых заданий и автоматизированная оценка знаний учащихся;
- учет приказов по школе;
- учет мер социальной поддержки, оказанных в образовательных организациях;
- экспликация зданий и помещений, учет и сопоставление зданий, кабинетов, оборудования;
- учет сведений о здоровье обучающихся;
- учет медицинских справок и освобождений обучающихся;
- формирование отчета по заболеваниям.
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Планирование и управление финансовыми, кадровыми, материально-техническими и информационными ресурсами" включают:
- учет оплаты внебюджетных занятий дополнительного образования;
- формирование и ведение портфолио педагога.
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Планирование расписания учебных занятий в электронном виде в соответствии с учебным планом и материально-техническими ресурсами для обеспечения образовательного процесса" включают:
- формирование классов и учебных групп (внутри классов, между разными классами и т.д.);
- календарно-тематическое планирование (тематическое планирование изучаемых дисциплин, планируемые домашние задания);
- график контрольных работ (планирование контрольных мероприятий в образовательной организации);
- организация ведения модульных курсов (выбор обучающимся и наставником изучаемых модульных курсов);
- осуществление записи на занятия дополнительного образования.
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Ведение учебного плана. Электронное расписание" включают:
- расписание уроков в общеобразовательной организации, учет пропущенных и замещенных уроков;
- ведение календарей: внутришкольных массовых и конкурсных мероприятий, организационных событий, групповой и проектной работы, календаря занятости помещений;
- управление учебной нагрузкой (групповой и индивидуальной).
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Электронный журнал и мониторинг успеваемости в рамках реализуемых образовательных программ, учебных предметов, модулей и контрольных мероприятий" включают:
- ведение классного журнала (учет успеваемости: уроки, оценки, темы, домашние задания);
- ведение журналов: групп продленного дня, учета внеурочной деятельности, посещаемости и опозданий, консультаций педагогов, дополнительного образования;
- ведение протоколов контрольных работ и анализ успехов обучающихся;
- аналитика успеваемости;
- оценивание педагогов, система опроса и рейтингов;
- уведомление завуча, родителя (законного представителя) об успеваемости;
- подбор образовательного контента обучающемуся по его успеваемости;
- текущие оценки (включая различные системы оценивания: балльная, рейтинговая, по критериям) и итоговые оценки;
- мониторинг и контроль соблюдения положения об оценивании, аттестации;
- отчеты по ведению журналов, прохождению программы;
- контроль руководителем исполнения по замечаниям к ведению журналов педагогами.
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Использование, разработка электронных образовательных ресурсов и электронных учебно-методических комплексов для обеспечения процесса электронного обучения" включают:
- интеграцию с поставщиками и конструкторами образовательного контента;
- формирование и использование каталога электронных материалов.
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Электронный дневник, разработка групповых и индивидуальных заданий, формирование индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся" включают:
- формирование индивидуального учебного плана;
- формирование и развитие универсальных учебных действий обучающегося;
- ведение личного академического и внеакадемического расписания обучающегося;
- формирование индивидуальных домашних заданий;
- создание, проведение и оценивание тестов.
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Электронное портфолио (фиксация цифрового следа)" включают:
- формирование и ведение портфолио ученика (в том числе за пределами образовательной организации);
- контроль психологического развития.
Автоматизируемые рабочие процессы функциональной платформы РИС по направлению "Коммуникационная среда участников образовательного процесса и система быстрого обмена сообщениями" включают:
- авторизация посредством ФГИС ЕСИА;
- информирование родителей о поведении, деятельности обучающегося;
- личные и групповые коммуникации произвольных групп участников образовательного процесса;
- распространение официальной информации для различных категорий пользователей через доску объявлений;
- мобильный доступ к функциональной платформе РИС.
Минимальный набор автоматизируемых функций второй очереди создания функциональной платформы РИС включает: электронный опрос участников отношений в сфере образования, автоматизированную оценку качества образования путем обработки данных электронного классного журнала, расчет показателей качества образования (индекс ожидаемой результативности, индекс качества обучения, индекс прогнозируемой степени обученности, индекс прогнозируемой неуспешности, уровень эффективности управленческой деятельности руководителя образовательной организации), автоматизацию процедуры контроля процессов проверки знаний и усвоения образовательных программ с применением технологии прокторинга, развитие функциональных возможностей первой очереди внедрения функциональной платформы РИС.
В рамках развития функциональной платформы РИС обеспечивается интеграция с образовательными контент-платформами, учет освоения предметов дополнительного образования, интеграция функциональной платформы РИС с официальными веб-сайтами образовательных организаций, подсистемой "Электронный документооборот и делопроизводство" и иными подсистемами РИС, интеграция с федеральной платформой ЦОС, обеспечивающей доступ к федеральному каталогу электронных образовательных ресурсов и электронных учебно-методических комплексов.
Функциональная платформа РИС интегрируется с программным обеспечением навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, программным обеспечением персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, используемых в целях реализации в городе Севастополе регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Функциональная платформа РИС создается с учетом требований, установленных Министерством просвещения Российской Федерации и национальными стандартами.
13. Создание подсистемы "Единая информационная система школьного питания"
В целях создания условий для содержания детей в образовательных организациях путем реализации комплекса мер по организации питания с учетом требований федеральных законов от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" настоящей Концепцией предусматривается создание единой информационной системы школьного питания, содействующей обеспечению выполнения образовательными организациями следующих задач:
- учет представляемых по инициативе родителей (законных представителей) сведений о состоянии здоровья ребенка, в том числе об установлении, изменении, уточнении и (или) о снятии диагноза заболевания либо об изменении иных сведений о состоянии его здоровья;
- размещение на официальных сайтах образовательных организаций информации об условиях организации питания детей, в том числе ежедневного меню;
- соблюдение норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, а также санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в организованных детских коллективах, поставляемым пищевым продуктам для питания детей, их хранению;
- безналичная оплата питания в образовательных организациях;
- предварительный заказ завтраков, обедов онлайн;
- автоматизация процесса расчетов и начисления льгот;
- планирование закупок и расходов продуктов питания;
- прозрачность финансовых потоков, в том числе в части расходования средств как бюджета, так и родителей;
- снятие с преподавателя несвойственных ему функций по контролю за сохранностью денежных средств учеников, полученных от родителей на питание.
Созданию информационной системы предшествуют организационные мероприятия по актуализации данных инвентаризации в пищеблоках образовательных организаций. Объемы и источники финансирования для обновления, оснащения пищеблоков образовательных организаций оборудованием, мебелью обеденных залов, порядок организации горячего питания образовательными организациями определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим управление в сфере образования и науки.
При создании системы привлекается родительская общественность для участия в оценке качества питания. В образовательных организациях организуется информирование родителей по вопросам организации школьного питания.
14. Создание унифицированного интерфейса доступа к данным систем видеонаблюдения образовательных организаций
Все образовательные организации города Севастополя оснащаются системами видеонаблюдения в рамках реализации комплексной системы безопасности с целью предотвращения противоправных действий, проникновения преступников с криминальными намерениями и минимизации риска террористических угроз. При этом отсутствует унифицированный интерфейс доступа к данным систем видеонаблюдения образовательных организаций.
В целях предоставления доступа к данным локальных систем видеонаблюдения образовательных организаций города Севастополя обеспечивается модернизация существующих систем видеонаблюдения с созданием унифицированного интерфейса доступа к данным в соответствии с требованиями, определяемыми исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим управление в сфере информационных технологий, связи и информационной безопасности (далее - Уполномоченный орган). Порядок доступа к данным, содержащимся в системе видеонаблюдения образовательных организаций города Севастополя, устанавливает Уполномоченный орган.
Унифицированный интерфейс доступа к данным систем видеонаблюдения образовательных организаций обеспечивает наличие единой точки доступа к указанным данным, использование единых правил по формированию, хранению и контролю эталонных изображений, времени и формату хранения информации, соблюдение единых требований к качеству записи, что ведет к более эффективному использованию результатов видеомониторинга для нужд образовательных организаций и органов охраны правопорядка города Севастополя.
15. Создание подсистемы обеспечения информационной безопасности
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена задача обеспечения информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства.
Реализация мер по информационной безопасности образовательных организаций приведет к уменьшению среднего срока простоя информационных систем в результате компьютерных атак, обеспечению необходимого уровня защиты конфиденциальных данных, используемых в образовательном процессе и административно-хозяйственной деятельности системы образования города Севастополя.
Принципы обеспечения информационной безопасности цифровой трансформации системы образования города Севастополя:
- комплексные системы обеспечения информационной безопасности являются неотъемлемой частью региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а подсистемы информационной безопасности и технической защиты информации - полноценной частью любых государственных информационных систем. Ни одна государственная информационная система (муниципальная информационная система) не может быть создана и введена в эксплуатацию без подсистемы защиты информации;
- создание, разработка и внедрение подсистемы обеспечения информационной безопасности осуществляется на основании и в порядке согласно требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676. Подсистема защиты информации должна соответствовать требованиям методических документов ФСТЭК и ФСБ России;
- технические проекты, концепции, технические задания на создание, модернизацию, разработку, приобретение государственных информационных систем за счет бюджетных средств должны содержать раздел по обеспечению информационной безопасности (пояснительную записку к техническому проекту, техническому заданию).
В рамках реализации Концепции предусмотрены мероприятия по обследованию образовательных организаций, разработке и внедрению решений по защите информации с учетом актуального состояния организационно-технических систем информационной безопасности образовательных организаций.
Мероприятия по информационной безопасности осуществляются Координатором с привлечением МФЦ, Отраслевого ИОГВ и образовательных организаций.
При планировании и осуществлении мероприятий по обеспечению информационной безопасности учитываются существующие и планируемые к созданию в рамках реализации настоящей Концепции подсистемы государственной информационной системы "Региональная информационная система города Севастополя в сфере образования".
16. Создание подсистемы "Единая информационно-библиотечная система образовательных организаций"
Создание "Единой информационно-библиотечной системы образовательных организаций" (далее - ИБС) осуществляется с учетом требований, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации и национальными стандартами.
Для образовательной организации ИБС будет обеспечивать:
- возможность загрузки и использования контента образовательной организации;
- возможность размещения и создания архива выпускных квалификационных работ образовательной организации, включая предоставление доступа к текстам в закрытом и (или) в открытом режимах;
- полноценную работу с электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, включенной в рабочие программы дисциплин, в том числе обеспечивая информационную связь с классификаторами направлений подготовки и профессиональных стандартов;
- предоставление электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Для уполномоченных представителей образовательной организации обеспечивается самостоятельный доступ с комплексом сервисов управления, таких как возможность:
- отслеживания и управления контингентом образовательной организации (включение и исключение пользователей ИБС);
- отслеживания статистики использования ресурсов ассоциировано с действующими международными стандартами (по пользователям, изданиям, просмотрам);
- отслеживания изменения состава и содержания фонда ИБС;
- выгрузки отчетных данных показателей фонда, других необходимых отчетных данных образовательной организации;
- удаления недопустимых или редактирования некорректных комментариев и отзывов читателей при оценке произведений (опционально).
ИБС обеспечивает для каждого пользователя:
- наличие личного кабинета;
- возможность сохранения индивидуализированной информации по использованию ИБС;
- полнотекстовый поиск по базе данных ИБС;
- установку закладок и ведение конспектов;
- сохранение информации о прочтении книги;
- выделение, копирование, сохранение фрагмента текста, использование для цитирования;
- оценку произведения, создание собственных отзывов или комментариев (опционально);
- выборку отдельных книг, создание собственных книжных коллекций.
ИБС будет иметь электронный каталог с навигацией (фильтрами) по тематическим разделам, ступеням образования, типам и годам изданий, а также (опционально) по системам классификации, принятым в образовании, библиотечном деле.
17. Создание подсистемы "Электронный документооборот и делопроизводство"
Подсистема электронного документооборота и делопроизводства Региональной информационной системы города Севастополя в сфере образования обеспечивает автоматизацию внутреннего и внешнего административно-хозяйственного документооборота образовательных организаций, включая регистрацию официальной входящей и исходящей корреспонденции образовательных организаций, регистрацию распорядительных документов образовательных организаций.
Пользователями подсистемы являются работники образовательных организаций, относящиеся к административному персоналу.
Подсистема создается в рамках расширения системы электронного документооборота, используемой в Правительстве Севастополя.
Организация использования подсистемы "Электронный документооборот и делопроизводство" РИС в части регламентирования процессов делопроизводства с учетом технологических возможностей применяемых программно-технических средств осуществляется Департаментом образования и науки города Севастополя, Главным управлением информатизации и связи города Севастополя.
Техническое сопровождение работы подсистемы обеспечивается Главным управлением информатизации и связи города Севастополя.
18. Создание подсистемы "Социальная профилактика"
Подсистема "Социальная профилактика" является программной платформой для организации информационного взаимодействия по информационному сопровождению профилактической работы по детскому и семейному неблагополучию.
С использованием информации ПФ РИС подсистема обеспечивает автоматизированное выявление детей, попадающих в группы риска, позволяет планировать персонифицированные профилактические мероприятия, определять и планировать на основе многофакторного анализа информации наиболее актуальные для профилактики меры и направления работ.
Подсистема обеспечивает информационный обмен участников профилактической деятельности города Севастополя, повышая уровень координации межведомственного взаимодействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.