В соответствии с Законом "Об охране труда в Алтайском крае" и в связи с завершением в крае основных работ по созданию основ управления охраной труда в крае, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае.
2. Комитету администрации края по труду (А.К.Мишин), отраслевым управлениям и комитетам администрации края совместно с территориальными службами федеральных органов государственного надзора и контроля продолжить работу над совершенствованием государственного управления, контроля и надзора за охраной труда.
3. Главам администраций городов и районов края рассматривать деятельность по охране труда на своих территориях в качестве приоритетного направления работы, обеспечить выполнение городскими, районными межведомственными комиссиями по охране труда, структурными подразделениями по труду требований настоящего Положения.
4. Руководителям отраслевых объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществлять работу по охране труда с учетом требований утвержденного Положения во взаимодействии с органами управления и надзора на основе действующего законодательства.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Ю.А.Вислогузова.
Глава администрации
Алтайского края |
А.А.Суриков |
Утверждено
администрации края
от 1 июня 1999 г. N 404
Положение
об организации государственного управления
охраной труда в Алтайском крае
1. Общие положения
Организация управления охраной труда в Алтайском крае строится в соответствии с Уставом (Основным Законом) Алтайского края, Законами Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае", "О социальном партнерстве в Алтайском крае", "Об объединениях работодателей в Алтайском крае" и другими нормативными правовыми актами Алтайского края.
Нормативной базой настоящего Положения являются Конституция Российской Федерации, Основы законодательства РФ об охране труда, Кодекс законов о труде РФ, Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1993 года N 1145 "О государственном управлении охраной труда" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, принятия и выполнения на уровне края мер, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда, и предусматривает сочетание административных и экономических методов управления.
Управление охраной труда в крае - регламентируемая правовыми нормативными актами, руководящими и методическими документами деятельность органов и структур управления, должностных лиц по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Управление охраной труда в крае осуществляют органы и структуры, в чьи обязанности входит обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих:
- краевое Законодательное Собрание;
- Администрация края;
- Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
- Краевая межведомственная комиссия по охране труда;
- Комитет администрации края по труду и другие структуры подчиненные администрации края;
- Региональные отделения (службы) федеральных органов надзора и контроля;
- Органы местного самоуправления;
- Организации всех форм собственности. <*>
-------------------------------------------
<*> Структура управления охраной труда в Алтайском крае прилагается.
2. Принципы организации управления охраной труда
1. Использование программно-целевого подхода в управлении охраной труда.
2. Обеспечение приоритетности социальных целей в деле организации охраны труда.
3. Профилактическая направленность деятельности по управлению охраной труда.
4. Нормативно-правовое закрепление гарантий конституционных прав работников на охрану труда, обеспечивающих реализацию этих прав.
5. Взаимодействие органов управления, надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей по реализации единой политики в сфере охраны труда.
6. Осуществление прямой и обратной связи всех звеньев управления.
7. Использование механизмов экспертизы, аттестации и сертификации для улучшения условий и охраны труда.
8. Использование экономической заинтересованности руководителей в улучшении условий охраны труда в организациях края (финансово-кредитные, налоговые, тарифные, страховые, инвестиционные и лицензионные рычаги).
3. Функции управления охраной труда
1. Управление охраной труда (организация, планирование, координация, регулирование, контроль, информационно-аналитическое обеспечение).
2. Социально-экономический анализ состояния охраны труда и реализация государственной политики в этой сфере.
3. Прогнозирование развития охраны труда на основе мониторинга и координация деятельности в данной сфере.
4. Кадровое обеспечение системы управления охраной труда.
5. Осуществление контроля и надзора за выполнением законов, нормативных правовых актов по охране труда.
4. Задачи в сфере управления охраной труда
1. Реализация государственной политики в области охраны труда.
2. Координация и взаимодействие органов и структур, участвующих в управлении охраной труда.
3. Выработка предложений по совершенствованию государственной политики в области охраны труда для представления их в соответствующие органы федерального уровня.
4. Разработка краевых законодательных и иных нормативных правовых актов, конкретизирующих и дополняющих федеральное законодательство в области охраны труда.
5. Обеспечение контроля, в том числе общественного, за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда, государственная экспертиза условий труда.
6. Внедрение экономических мер, стимулирующих создание безопасных и здоровых условий труда.
7. Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей.
8. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей.
9. Подготовка специалистов по охране труда. Обучение и аттестация руководителей и специалистов в области охраны труда.
10. Обобщение и пропаганда передового опыта в области охраны труда.
11. Использование информационных структур, СМИ для доведения правовых и нормативных документов по охране труда до организаций края и общественности.
5. Полномочия основных органов управления
охраной труда
Краевое Законодательное Собрание:
- принимает законы края по вопросам охраны труда, вносит в них изменения и дополнения;
- принимает решения о бюджетном финансировании мероприятий по охране труда.
Администрация края:
- обеспечивает условия для осуществления управления охраной труда;
- утверждает краевые нормативные акты по охране труда;
- разрабатывает краевые Программы улучшения условий и охраны труда;
- контролирует эффективность деятельности по управлению охраной труда.
Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:
- ведет переговоры и заключает соглашения по вопросам охраны труда;
- рассматривает проблемные вопросы в этой сфере на основе социального партнерства.
Краевая межведомственная комиссия по охране труда:
- координирует деятельность органов управления, надзора и контроля, организует их взаимодействие по решению перспективных проблем охраны труда;
- рассматривает проекты программ улучшения условий и охраны труда, нормативных правовых актов в этой сфере;
- изучает и рассматривает деятельность органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации края, отраслевых органов управления охраной труда и хозяйственных руководителей.
Комитет администрации края по труду:
- организует реализацию политики в области охраны труда на территории края;
- осуществляет государственную экспертизу условий труда работников, организует аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда на производственных объектах;
- проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и разрабатывает предложения по их предупреждению;
- готовит обзоры и ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда в крае;
- изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, организует научно-практические конференции, семинары, выставки по охране труда;
- организует учет потребности в средствах индивидуальной и коллективной защиты, а также консультирование по вопросам их приобретения;
- организует обучение и проверку знаний руководителей и специалистов в области охраны труда;
- обеспечивает взаимодействие и координацию всех структур, участвующих в улучшении условий и охраны труда, включая отраслевые управления и комитеты администрации края, органы государственного надзора, объединения профсоюзов и работодателей;
- контролирует соблюдение в организациях края, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
- организует методическое сопровождение деятельности органов местного самоуправления, их комиссий и органов по труду, организаций всех форм собственности.
Региональные отделения (службы) федеральных органов надзора и контроля:
В соответствии со своими полномочиями самостоятельно или на основе договоров и соглашений о взаимодействии осуществляют работу по охране труда в отраслях и организациях края.
Органы местного самоуправления:
Для реализации функций управления охраной труда органы местного самоуправления создают межведомственные комиссии по охране труда, вводят в свои штаты специалистов по охране труда, наделяют их полномочиями, осуществляют руководство практической деятельностью.
Выполняют следующие функции по охране труда:
- участвуют в реализации краевых программ улучшения условий и охраны труда;
- реализуют текущие задачи по улучшению условий и охраны труда в организациях;
- осуществляют анализ состояния условий и охраны труда в организациях;
- проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, готовят предложения по их предупреждению;
- обобщают и распространяют передовой опыт;
- осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях;
- организуют проведение аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;
- принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях;
- организуют обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций района (города);
- проводят обучение, проверку знаний и повышение квалификации работников по охране труда;
- доводят нормативные правовые документы по охране труда или информацию об их утверждении до организаций.
В рамках общей системы государственного управления охраной труда действуют также иные государственные органы, в чьи обязанности входит:
1) Отраслевое управление охраной труда: Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации края, комитеты администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству, по образованию, по здравоохранению, но культуре и туризму, по печати и информации, по социальной защите, по строительству и архитектуре, по транспорту и дорожному хозяйству и др.
2) Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда на производственных объектах: Служба государственной экспертизы условий труда комитета администрации края по труду, Краевой сертификационный центр на базе краевого центра по охране, испытательные лаборатории краевого и территориальных центров санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-промышленные лаборатории организаций края.
3) Непрерывная подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций по охране труда: головной, отраслевые и территориальные учебные центры, работающие на основе специальных разрешений комитета администрации края по труду и при его организационном и методическом сопровождении.
4) Медико-социальная экспертиза и реабилитация работников, пострадавших на производстве: профпатологический центр комитета администрации края по здравоохранению, главное бюро медико-социальной экспертизы и специализированное профпатологическое бюро медико-социальной экспертизы комитета администрации края по социальной защите населения, работающие на основе специальных нормативных документов и взаимодействующие с центрами госсанэпиднадзора.
5) Государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости: Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, организации всех форм собственности.
6. Обязанности организаций всех
форм собственности
Работа по охране труда в организациях всех форм собственности возлагается на работодателя и осуществляется по следующим направлениям, создаваемыми службами охраны труда или привлекаемыми на договорной основе специалистами:
- организация и проведение работ по охране труда в соответствии с требованиями федеральных и краевых законодательных и иных актов по охране труда;
- разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, включение их в коллективные договоры и соглашения по охране труда;
- предоставление работникам льгот и компенсаций за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, предоставление льгот и компенсаций;
- информирование комитета (отдела) по труду администрации района (города) о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении льгот и компенсаций;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве.
7. Взаимодействие органов управления
охраной труда
Взаимодействие и сотрудничество органов законодательной и исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляются при их участии в работе межведомственных комиссий по охране труда различных уровней.
В этих целях, в соответствии с действующим законодательством в организациях всех форм собственности создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. На краевом уровне действует Межведомственная комиссия по охране труда. Такие же комиссии создаются по решению органов местного самоуправления в районах и городах края. Составы межведомственных краевых и районных (городских) комиссий утверждаются постановлениями администраций и работают по утвержденным положениям.
Основные задачи комиссий заключаются в совместной разработке предложений по реализации единой политики в области охраны труда и определении приоритетных направлений этой работы, рассмотрении методических и организационных вопросов и предложений, направленных на совершенствование управления охраной труда, улучшение условий труда, предупреждение аварийности и производственного травматизма.
8. Осуществление надзора и контроля
в сфере охраны труда
Надзор и контроль за состоянием охраны труда направлен на выявление отклонений от требований нормативных актов по охране труда, проверку выполнения работодателями обязанностей по обеспечению охраны труда в организациях и принятие в пределах предоставленных прав эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда в крае осуществляется территориальными органами федеральных органов контроля и надзоров России (рострудинспекция, госгортехнадзор, госэнергонадзор, госкомсанэпиднадзор, госстандарт и др.), действующими в соответствии с положениями, утвержденными в установленном порядке.
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют соответствующие органы профессиональных союзов и иные уполномоченные работниками представительные органы. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственными органами управления охраной труда.
9. Экономический механизм обеспечения
охраны труда
Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:
- предоставление налоговых льгот, кредитов, установление льготных тарифов с целью обеспечения экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и охраны труда, внедрения более совершенных средств охраны труда;
- оказание организациям финансовой помощи при разработке и внедрении крупномасштабных мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
- обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда в организации, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда, за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
- предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Экономический механизм в управлении охраной труда формируется по мере расширения нормативной базы.
Задача органов управления охраной труда состоит в подготовке совместно с другими заинтересованными органами предложений по введению экономических методов управления охраной труда и их совершенствованию, а также в реализации мер экономического обеспечения охраны труда, предусмотренных действующим законодательством.
10. Информационное обеспечение управления
охраной труда
Обязательным условием эффективного функционирования системы управления охраной труда является обеспечение органов и структур управления достоверной и своевременной информацией.
В этой сфере в крае сбор, обработку и анализ информации обеспечивает комитет по труду администрации края. Используется установленная статистическая отчетность и оперативная информация. Она поступает из органов государственного контроля и надзора, государственной экспертизы условий труда, органов управления охраной труда местного самоуправления и организаций.
Полученная информация после обработки и анализа предоставляется органам местного самоуправления. Используется при разработке мер по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, подготовке предложений по реализации на территории края государственной политики по охране труда.
В целях реализации права работников на получение достоверной информации о состоянии условий и охраны труда, существующем риске потери здоровья, а также для привлечения внимания к проблемам охраны труда населения, в работе по управлению охраной труда предусматривается:
- систематическое размещение в средствах массовой информации материалов, освещающих практику работы организаций по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- публикация аналитических и информационных материалов о деятельности в области охраны труда;
- публикация обзоров причин и условий, способствующих несчастным случаям, происшедшим в организациях края;
- разработка методик и показателей первичного учета состояния условий и охраны труда;
- ведение государственной статистической отчетности по условиям труда и травматизму;
- подготовка и опубликование ежегодной информации о состоянии условий и охраны труда в крае.
11. Обучение и кадровое обеспечение в рамках
управления охраной труда
В управлении охраной труда предусмотрены следующие направления:
- организационно-методическая помощь работодателям в проведении различных видов инструктажа по охране труда работников;
- осуществление контроля за соблюдением положений и инструкций по охране труда;
- пропаганда знаний в области охраны труда посредством наглядной агитации;
- создание в организациях кабинетов по охране труда;
- проведение дней охраны труда (в крае, районе, городе, организации);
- создание учебных центров по обучению и проверке знаний работников, специалистов и руководителей по охране труда, осуществление единого организационно-методического руководства работой этих центров;
- проведение мероприятий по реализации нормативных положений о формировании кадровых служб охраны труда организаций;
- создание постоянно действующих семинаров по вопросам охраны труда;
- подготовка в вузах края специалистов по охране труда с высшим образованием;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда, занятых в организациях края (семинары, курсы).
12. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках краевых программ из бюджета края, местных бюджетов, внебюджетных источников, в порядке, предусмотренном законодательством РФ и края.
Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм осуществляется в размерах, обеспечивающих надлежащие условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.
Структура
управления охраной труда в Алтайском крае
---------------\ /------------------------\ /-----------------------\
Судебные органы|<->|Глава администрации края|<->|Краевое Законодательное|
---------------/ \------------------------/ | Собрание |
\-----------------------/
/------------------------\
|Совет администрации края|
\------------------------/ /---------------------\
|Отраслевые комитеты и|
----------------\ /------------------------\ | управления |
Органы | | Краевая трехсторонняя | | администрации края |
государственного| | комиссия по | | |
надзора и | | регулированию | | Сельского хозяйства |
контроля | | социально-трудовых | /| Промышленности |
----------------| | отношений | ||Транспорта, дорожного|
Прокуратура | \------------------------/ || хоз-ва и связи |\
Рострудинспекция| || Строительства ||
Госгортехнадзор | /------------------------\ || Жилищного и коммун. ||
Госсанэпид- | | Краевая |<-/| хозяйства и др. ||
надзор |->| межведомственная | \---------------------/|
Госэнергонадзор | |комиссия по охране труда|<-\ |
Гос. инсп. | \------------------------/ | /-------------------\ |
безоп. дор. | \-\Краевые объединения| |
движ. | /------------------------\ | профсоюзов | |
Госатомнадзор | | Комитет администрации | |-------------------| |
Алт. центр | | края по труду | |Краевые объединения| |
станд., метр. и |/-+------------------------| | работодателей | |
серт. || | Государственная | \-------------------/ |
Госпожнадзор || |экспертиза условий труда| | |
----------------/ \------------------------/ | |
-----------\| /---------\ | | |
Фонд || | Краевой | | | |
социального|| | центр | | | |
страхования|| | охраны | | | |
-----------/| | труда | | | |
| | |---------| | | |
| | |Сертифи- | | | |
| | |кационный| | | |
| | | центр | | | |
| | \/--------/ | | |
| | | /----------/ | |
| | | |/--------------------\ | |
| |/-/ || Органы местного | | |
| || || самоуправления | | |
| || \---------------------/ | |
| ||/----------\ /---------------\ /-------------\ | |
| ||| Местные | |Межведомственные| | Объединения | | |
| ||| органы |->| комиссии |<--| профсоюзов | | |
| |||управления| |по охране труда | |-------------|<--/ |
| ||| охраной | \----------------/ | Объединения | |
| ||| труда | |работодателей| |
| ||\----------/ \-------------/ |
| || | | |
| || \------------------------------------/ |
| || |
| /---------------------------------------------------------------\ |
\->| Предприятия (всех форм собственности) |<-/
| Работодатели - Профсоюзные комитеты - |
| - Совместные комиссии по труду |
\---------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 1 июня 1999 г. N 404 "Об утверждении положения об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, июнь 2002 г. N 74, ч.5, с.89
Постановлением Администрации Алтайского края от 8 мая 2014 г. N 223 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 г. N 50
Постановление Администрации Алтайского края от 26 апреля 2010 г. N 172
Постановление Администрации Алтайского края от 13 июля 2009 г. N 310
Постановление Администрации Алтайского края от 20 января 2009 г. N 20
Постановление Администрации Алтайского края от 28 февраля 2007 г. N 80