Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 15 июля 2020 г. N 660
Результаты
мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия по иностранному языку в 9 классах в 2019 - 2020 учебном году
Согласно приказу Министерства образования Республики Мордовия от 11.10.2019 N 1175 "Об организации и проведении в 2019 - 2020 учебном году мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия" было проведено мониторинговое исследование по иностранному языку (английскому, немецкому) в 9-х классах с целью оценить уровень освоения обучающимися предметного содержания курса иностранных языков. Контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ) были предназначены для диагностики достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Подобное тестирование проводится 4-й год и предполагает отслеживание динамики учебных достижений учащихся выбранной фокус-группы до 11-го класса.
Содержание КИМ определялось на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку (одобрена решением федерального научно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 08.04.2015 N 1/15).
Для организации и проведения тестирования ГБУ РМ "Центр оценки качества образования - "Перспектива" (далее - ЦОКО) были проведены следующие подготовительные мероприятия:
- создана рабочая группа по разработке и экспертизе КИМов;
- подготовлена спецификация КИМов;
- разработаны инструкции по проведению оценочного исследования.
Ответственность за объективность представления результатов тестирования в школах республики была возложена на муниципальные органы управления образованием и администрации образовательных организаций. Архив с тестовыми заданиями для образовательных организаций был выслан на адреса муниципальных координаторов в день тестирования в 8:00.
В исследовании приняли участие 5453 обучающихся, что составило 86,5% от общего количества девятиклассников всех общеобразовательных организаций республики, изучающих данные дисциплины (6307): по английскому языку - 4860; по немецкому языку - 593 (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Участники мониторингового исследования по иностранному языку в 9 классах
Рисунок не приводится.
Мониторинговые исследования проводились в присутствии и без присутствия независимых экспертов.
Результаты мониторинга по критериям "уровень обученности" и "качество знаний" по муниципальным районам и г.о. Саранск (по данным МОУО) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты мониторингового исследования по иностранному языку обучающихся 9-х классов, полученные без присутствия независимых экспертов
N п/п |
Муниципальный район/ОО |
Английский язык |
Немецкий язык |
||
Качество знаний, % |
Уровень обученности, % |
Качество знаний, % |
Уровень обученности, % |
||
1 |
Ардатовский |
29,0 |
79,3 |
0,0 |
100,0 |
2 |
Атюрьевский |
54,3 |
85,7 |
33,3 |
75,0 |
3 |
Атяшевский |
42,3 |
90,4 |
25,0 |
75,0 |
4 |
Большеберезниковский |
27,7 |
66,2 |
38,5 |
76,9 |
5 |
Большеигнатовский |
31,3 |
68,8 |
25,0 |
81,3 |
6 |
Ельниковский |
50,0 |
87,5 |
35,7 |
85,7 |
7 |
Дубенский |
47,5 |
83,6 |
60,0 |
100,0 |
8 |
Зубово-Полянский |
43,9 |
90,6 |
51,7 |
100,0 |
9 |
Инсарский |
44,3 |
86,9 |
21,4 |
71,4 |
10 |
Ичалковский |
27,8 |
75,3 |
47,1 |
76,5 |
11 |
Кадошкинский |
40,7 |
83,1 |
- |
- |
12 |
Ковылкинский |
51,1 |
87,1 |
39,5 |
89,5 |
13 |
Кочкуровский |
34,0 |
74,5 |
- |
- |
14 |
Краснослободский |
31,8 |
80,3 |
44,4 |
92,6 |
15 |
Лямбирский |
34,6 |
81,4 |
25,0 |
75,0 |
16 |
Ромодановский |
36,4 |
85,1 |
21,1 |
78,9 |
17 |
Рузаевский |
60,1 |
95,2 |
33,3 |
100,0 |
18 |
Саранск |
48,6 |
88,0 |
25,8 |
82,1 |
19 |
Старошайговский |
54,4 |
89,5 |
34,8 |
91,3 |
20 |
Темниковский |
19,5 |
63,4 |
16,7 |
83,3 |
21 |
Теньгушевский |
46,0 |
84,0 |
31,6 |
68,4 |
22 |
Торбеевский |
55,7 |
86,6 |
41,9 |
88,4 |
23 |
Чамзинский |
31,0 |
72,5 |
28,6 |
81,0 |
24 |
ГБОУ РМ "Республиканский лицей" |
68,3 |
96,8 |
- |
- |
25 |
ГБОУ РМ "Ялгинский детский дом-школа" |
13,3 |
73,3 |
- |
- |
|
Итоговые данные по Республике Мордовия |
45,4 |
86,0 |
33,8 |
84,4 |
Согласно представленным данным высокие результаты по английскому языку показали обучающиеся ГБОУ РМ "Республиканский лицей для одаренных детей" (обученность - 96,8%, качество знаний - 68,3%), Рузаевского (обученность - 95,2%, качество знаний - 60,1%), Зубово-Полянского (обученность - 90,6%, качество знаний - 43,9%) муниципальных районов. Низкие результаты показали обучающиеся ГБОУ РМ "Ялгинский детский дом-школа" (качество знаний - 13,3%, обученность - 73,3%), Темниковского (качество знаний - 19,5%, обученность - 63,4%) и Большеберезниковского (качество знаний - 27,7%, обученность - 66,2%) муниципальных районов.
По немецкому языку высокий уровень обученности продемонстрировали обучающиеся Ардатовского, Дубенского, Зубово-Полянского, Рузаевского (100%) муниципальных районов.
Высокие результаты по критерию "качество знаний" показали обучающиеся Дубенского (60,0%) и Зубово-Полянского (51,7%) муниципальных районов.
Низкий результат по критерию "качество знаний" показали обучающиеся Ардатовского (0,0%), Темниковского (16,7%) муниципальных районов.
Диаграмма 2
Результаты мониторингового исследования по английскому и немецкому языкам обучающихся 9-х классов, полученные без присутствия независимых экспертов
100 |
|
| 86,0
| /---\ 84,4
| |///| /---\
| |///| |///|
80 | |///| |///|
| |///| |///|
| |///| |///| /---\
| |///| |///| |+++| Качество знаний, %
| |///| |///| \---/
| |///| |///| /---\
60 | |///| |///| |///| Обученность, %
| |///| |///| \---/
| |///| |///|
| 45,4|///| |///|
| /---|///| |///|
| |+++|///| |///|
40 | |+++|///| |///|
| |+++|///| |///|
| |+++|///| 33,8|///|
| |+++|///| /---|///|
| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///|
20 | |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///|
| |+++|///| |+++|///|
0 | |+++|///| |+++|///|
\-------------------------------------------
Английский язык Немецкий язык
Результаты мониторингового исследования, полученные без присутствия независимых экспертов, по английскому языку выше результатов по немецкому языку: по критерию "качество знаний" на 11,6%, по критерию "уровень обученности" - на 1,6%.
С целью контроля за проведением исследования независимые эксперты присутствовали в девяти общеобразовательных организациях городского округа Саранск.
В исследовании участвовали 117 обучающихся из них 83 по английскому языку (Таблица 2, Диаграмма 3) и 34 по немецкому языку (Таблица 3).
Таблица 2
Результаты мониторингового исследования в 9-х классах по английскому языку с присутствием независимых экспертов
Наименование ОО |
Работу выполняли |
Выполнили работу на оценку: |
Качество знаний, % |
Уровень обученности, % |
Средний балл |
|||
"5" |
"4" |
"3" |
"2" |
|
|
|
||
МОУ "СОШ N 2" |
12 |
1 |
3 |
8 |
0 |
33,3 |
100,0 |
3,4 |
МОУ "Лицей N 4" |
25 |
4 |
9 |
9 |
3 |
52,0 |
88,0 |
3,6 |
МОУ "Гимназия N 29" |
25 |
1 |
5 |
15 |
4 |
24,0 |
84,0 |
3,1 |
МОУ "Лицей N 43" |
21 |
11 |
6 |
4 |
0 |
81,0 |
100,0 |
4,3 |
Итоговые данные |
83 |
17 |
23 |
36 |
7 |
48,2 |
91,6 |
3,6 |
Диаграмма 3
Качественные показатели по английскому языку обучающихся 9-х классов, полученные с присутствием независимых экспертов
Рисунок не приводится.
Выполнили работу на отметку:
"5" - 17 человек, что составило 20,5% от общего количества участников тестирования;
"4" - 23 (27,7%);
"3" - 36 (43,4%);
"2" - 7 (8,4%).
Диаграмма 4
Результаты мониторингового исследования в 9-х классах по английскому языку с присутствием независимых экспертов
100,0 100,0
/---\ /---\ 91,6
|+++| 88,0 |+++| /---\
|+++| /---\ 84,0 81,0|+++| |+++|
|+++| |+++| /---\ /---|+++| |+++|
|+++| |+++| |+++| |***|+++| |+++|
|+++| 52,0|+++| |+++| |***|+++| |+++|
|+++| /---|+++| |+++| |***|+++| 48,2|+++|
33,3|+++| |***|+++| |+++| |***|+++| /---|+++|
/---|+++| |***|+++| |+++| |***|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| 24,0|+++| |***|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| /---|+++| |***|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| |***|+++| |***|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| |***|+++| |***|+++| |***|+++|
---------------------------------------------------------------------------
МОУ "СОШ N 2" МОУ "Лицей N 4" МОУ "Гимназия N 29" МОУ "Лицей Итоговые
N 43" данные
/---\ /---\
|***| Качество знаний, % |+++| Уровень обученности, %
\---/ \---/
Уровень обученности 100% и высокое качество знаний по английскому языку показали обучающиеся МОУ "Лицей N 43". Низкое качество знаний продемонстрировали обучающиеся МОУ "Гимназия N 29" (24,0%).
Общие данные по английскому языку с присутствием независимых экспертов составили: качество знаний - 48,2%, уровень обученности - 91,6%, средний балл - 3,6.
Таблица 3
Результаты мониторингового исследования в 9-х классах по немецкому языку с присутствием независимых экспертов
Наименование ОО |
Работу выполняли |
Выполнили работу на оценку: |
Качество знаний, % |
Уровень обученности, % |
Средний балл |
|||
"5" |
"4" |
"3" |
"2" |
|
|
|
||
МОУ "СОШ N 11" |
10 |
0 |
6 |
4 |
0 |
60,0 |
100,0 |
3,4 |
МОУ "Лицей N 31" |
8 |
0 |
1 |
3 |
4 |
12,5 |
50,0 |
2,6 |
МОУ "СОШ N 37" |
16 |
0 |
0 |
9 |
7 |
0,0 |
56,3 |
2,6 |
Итоговые данные |
34 |
0 |
7 |
16 |
11 |
20,6 |
67,6 |
2,9 |
Диаграмма 5
Качественные показатели по английскому языку обучающихся 9-х классов, полученные с присутствием независимых экспертов
Рисунок не приводится.
Выполнили работу на отметку:
"5" - 0 человек, что составило 0,0% от общего количества участников тестирования;
"4" - 7 (20,6%);
"3" - 16 (47,1%);
"2" - 11 (32,3%).
Диаграмма 6
Результаты мониторингового исследования в 9-х классах по немецкому языку с присутствием независимых экспертов
100,0
/---\
|+++|
|+++| 67,6
|+++| /---\
60,0|+++| 56,3 |+++|
/---|+++| 50,0 /---\ |+++|
|***|+++| /---\ |+++| |+++|
|***|+++| |+++| |+++| |+++|
|***|+++| |+++| |+++| 20,6|+++|
|***|+++| 12,5|+++| |+++| /---|+++|
|***|+++| /---|+++| 0,0|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| /---|+++| |***|+++|
---------------------------------------------------------------------------
МОУ "СОШ N 11" МОУ "Лицей N 31" МОУ "СОШ N 37" Итоговые данные
/---\ /---\
|***| Качество знаний, % |+++| Уровень обученности, %
\---/ \---/
Лучшие результаты с присутствием независимых экспертов продемонстрировали обучающиеся МОУ "СОШ N 11" (качество знаний - 60,0%, обученность - 100,0%).
Низкое качество знаний по немецкому языку показали обучающиеся МОУ "СОШ N 37" (0,0%).
В исследовании без присутствия независимых экспертов по английскому языку приняли участие 4777 обучающихся 9-х классов (Таблица 4).
Таблица 4
Результаты мониторингового исследования по английскому языку обучающихся 9-х классов без присутствия независимых экспертов
Наименование муниципального района/ОО |
Количество учащихся по списку |
Количество выполнявших работу |
Выполнили работу на |
Качество Знаний, % |
Уровень обученности,% |
Средний балл |
|||
5 |
4 |
3 |
2 |
||||||
Ардатовский |
203 |
169 |
12 |
37 |
85 |
35 |
29,0 |
79,3 |
3,2 |
Атяшевский |
114 |
104 |
11 |
33 |
50 |
10 |
42,3 |
90,4 |
3,4 |
Атюрьевский |
40 |
35 |
4 |
15 |
11 |
5 |
54,3 |
85,7 |
3,5 |
Большеберезниковский |
75 |
65 |
3 |
15 |
25 |
22 |
27,7 |
66,2 |
3,0 |
Большеигнатовский |
33 |
32 |
2 |
8 |
12 |
10 |
31,3 |
68,8 |
3,1 |
Ельниковский |
69 |
56 |
9 |
19 |
21 |
7 |
50,0 |
87,5 |
3,5 |
Дубенский |
70 |
61 |
6 |
23 |
22 |
10 |
47,5 |
83,6 |
3,4 |
Зубово-Полянский |
318 |
278 |
27 |
95 |
130 |
26 |
43,9 |
90,6 |
3,4 |
Инсарский |
77 |
61 |
3 |
24 |
26 |
8 |
44,3 |
86,9 |
3,4 |
Ичалковский |
116 |
97 |
6 |
21 |
46 |
24 |
27,8 |
75,3 |
3,1 |
Кадошкинский |
66 |
59 |
5 |
19 |
25 |
10 |
40,7 |
83,1 |
3,3 |
Ковылкинский |
260 |
225 |
26 |
89 |
81 |
29 |
51,1 |
87,1 |
3,5 |
Кочкуровский |
53 |
47 |
4 |
12 |
19 |
12 |
34,0 |
74,5 |
3,2 |
Краснослободский |
153 |
132 |
10 |
32 |
64 |
26 |
31,8 |
80,3 |
3,2 |
Лямбирский |
265 |
237 |
17 |
65 |
111 |
44 |
34,6 |
81,4 |
3,2 |
Ромодановский |
136 |
121 |
7 |
37 |
59 |
18 |
36,4 |
85,1 |
3,3 |
Рузаевский |
564 |
476 |
80 |
206 |
167 |
23 |
60,1 |
95,2 |
3,7 |
Саранск |
2396 |
1987 |
257 |
709 |
782 |
239 |
48,6 |
88,0 |
3,5 |
Старошайговский |
69 |
57 |
4 |
27 |
20 |
6 |
54,4 |
89,5 |
3,5 |
Темниковский |
96 |
82 |
3 |
13 |
36 |
30 |
19,5 |
63,4 |
2,9 |
Теньгушевский |
58 |
50 |
3 |
20 |
19 |
8 |
46,0 |
84,0 |
3,4 |
Торбеевский |
114 |
97 |
12 |
42 |
30 |
13 |
55,7 |
86,6 |
3,5 |
Чамзинский |
213 |
171 |
7 |
46 |
71 |
47 |
31,0 |
72,5 |
3,1 |
ГБОУ РМ "Республиканский лицей" |
76 |
63 |
16 |
27 |
18 |
2 |
68,3 |
96,8 |
3,9 |
ГБОУ РМ "Ялгинский детский дом-школа" |
16 |
15 |
0 |
2 |
9 |
4 |
13,3 |
73,3 |
2,9 |
Итоговые данные по Республике Мордовия |
5650 |
4777 |
534 |
1636 |
1939 |
668 |
45,4 |
86,0 |
3,4 |
Диаграмма 7
Качественные показатели по английскому языку обучающихся 9-х классов, полученные без присутствия независимых экспертов
Рисунок не приводится.
Выполнили работу на отметку:
"5" - 534 обучающихся, что составило 11,2% от общего количества принявших участие;
"4" - 1636 (34,2%);
"3" - 1939 (40,6%);
"2" - 668 (14,0%).
Уровень обученности по английскому языку без присутствия независимых экспертов составил 86,0%, качество знаний - 45,4%, средний балл - 3,4.
Диаграмма 8
Результаты мониторингового исследования по английскому языку обучающихся 9-х классов по Республике Мордовия с присутствием независимых экспертов
Без присутствия независимых экспертов
91,6 86,0
/-----\ /-----\
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
|/////| |/////|
48,2 |/////| 45,4 |/////|
/-----|/////| /-----|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
|+++++|/////| |+++++|/////|
---------------------------------------------------------------------------
С присутствием Без присутствия
независимых экспертов независимых экспертов
/---\ /---\
|+++| Качество знаний, % |///| Уровень обученности, %
\---/ \---/
Следует отметить, что результаты, полученные в присутствии независимых экспертов, оказались незначительно выше результатов полученных без их присутствия (качество знаний на 2,8%, обученность на 5,6%). Данный факт говорит прежде всего о том, что образовательные организации и муниципальные управления заинтересованы в получении достоверных и объективных результатов мониторинговых исследований.
Из полученной от МОУО информации следует, что в тестировании по немецкому языку приняли участие 559 обучающихся (Таблица 5).
Таблица 5
Результаты мониторингового исследования по немецкому языку обучающихся 9-х классов без присутствия независимых экспертов
Наименование муниципального района |
Количество учащихся по списку |
Количество выполнявших работу |
Выполнили работу на |
Качество знаний,% |
Уровень обученности, % |
Средний балл |
|||
5 |
4 |
3 |
2 |
||||||
Ардатовский |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0,0 |
100,0 |
3,0 |
Атюрьевский |
37 |
36 |
2 |
10 |
15 |
9 |
33,3 |
75,0 |
3,1 |
Атяшевский |
8 |
8 |
0 |
2 |
4 |
2 |
25,0 |
75,0 |
3,0 |
Большеберезниковский |
15 |
13 |
0 |
5 |
5 |
3 |
38,5 |
76,9 |
3,2 |
Большеигнатовский |
19 |
16 |
1 |
3 |
9 |
3 |
25,0 |
81,3 |
3,1 |
Дубенский |
6 |
5 |
0 |
3 |
2 |
0 |
60,0 |
100,0 |
3,6 |
Ельниковский |
18 |
14 |
0 |
5 |
7 |
2 |
35,7 |
85,7 |
3,2 |
Зубово-Полянский |
63 |
58 |
6 |
24 |
28 |
0 |
51,7 |
100,0 |
3,6 |
Инсарский |
20 |
14 |
0 |
3 |
7 |
4 |
21,4 |
71,4 |
2,9 |
Ичалковский |
24 |
17 |
0 |
8 |
5 |
4 |
47,1 |
76,5 |
3,2 |
Ковылкинский |
40 |
38 |
0 |
15 |
19 |
4 |
39,5 |
89,5 |
3,3 |
Краснослободский |
29 |
27 |
1 |
11 |
13 |
2 |
44,4 |
92,6 |
3,4 |
Лямбирский |
4 |
4 |
0 |
1 |
2 |
1 |
25,0 |
75,0 |
3,0 |
Ромодановский |
19 |
19 |
2 |
2 |
11 |
4 |
21,1 |
78,9 |
3,1 |
Рузаевский |
3 |
3 |
0 |
1 |
2 |
0 |
33,3 |
100,0 |
3,3 |
Саранск |
182 |
151 |
10 |
29 |
85 |
27 |
25,8 |
82,1 |
3,1 |
Старошайговский |
33 |
23 |
2 |
6 |
13 |
2 |
34,8 |
91,3 |
3,3 |
Темниковский |
7 |
6 |
0 |
1 |
4 |
1 |
16,7 |
83,3 |
3,0 |
Теньгушевский |
19 |
19 |
0 |
6 |
7 |
6 |
31,6 |
68,4 |
3,0 |
Торбеевский |
48 |
43 |
2 |
16 |
20 |
5 |
41,9 |
88,4 |
3,3 |
Чамзинский |
60 |
42 |
0 |
12 |
22 |
8 |
28,6 |
81,0 |
3,1 |
Итоговые данные по Республике Мордовия |
654 |
559 |
26 |
163 |
283 |
87 |
33,8 |
84,4 |
3,2 |
Диаграмма 8
Качественные показатели по результатам мониторингового исследования по немецкому языку обучающихся 9-х классов, полученные без присутствия независимых экспертов
Рисунок не приводится.
Выполнили работу на отметку:
"5" - 26 обучающихся (4,6%) от общего числа участников мониторинга;
"4" - 163 человек (29,2);
"3" - 283 человек (50,6%);
"2" - 87 человек (15,6%).
Уровень обученности по немецкому языку составил 84,4%, качество знаний - 33,8%, средний балл - 3,2.
Ниже представлена сводная информация по республике по результатам тестирования по иностранному языку (английский и немецкий) обучающихся 9-х классов Республики Мордовия.
Таблица 6
Информация о результатах тестирования по иностранному языку обучающихся 9-х классов по Республике Мордовия
Показатели |
Английский язык |
Немецкий язык |
||||
Всего выполняли |
С присутствием независимых экспертов |
Без присутствия независимых экспертов |
Всего выполняли |
С присутствием независимых экспертов |
Без присутствия независимых экспертов |
|
Количество обучающихся (чел.) |
4860 |
83 |
4777 |
593 |
34 |
559 |
Качество знаний, % |
45,5 |
48,2 |
45,4 |
33,1 |
20,6 |
33,8 |
Уровень обученности, % |
86,1 |
91,6 |
86,0 |
83,5 |
67,6 |
84,4 |
Средний балл |
3,4 |
3,6 |
3,4 |
3,2 |
2,9 |
3,2 |
Диаграмма 9
Информация о результатах тестирования по иностранному языку обучающихся 9-х классов по Республике Мордовия
/---\ /---\
|***| Качество знаний, % |+++| Уровень обученности, %
\---/ \---/
91,6 84,4
/---\ /---\
|+++| 86,0 |+++|
|+++| /---\ |+++|
|+++| |+++| |+++|
|+++| |+++| 67,6 |+++|
|+++| |+++| /---\ |+++|
|+++| |+++| |+++| |+++|
|+++| |+++| |+++| |+++|
|+++| |+++| |+++| |+++|
48,2|+++| 45,4|+++| |+++| |+++|
/---|+++| /---|+++| |+++| 33,8|+++|
|***|+++| |***|+++| |+++| /---|+++|
|***|+++| |***|+++| 20,6|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| /---|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| |***|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| |***|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| |***|+++| |***|+++|
С присутствием | Без присутствия независимых | независимых экспертов | экспертов Английский язык |
С присутствием |Без присутствия независимых | независимых экспертов | экспертов Немецкий язык |
Сравнивая полученные данные, можно увидеть, что по английскому языку результаты, полученные в присутствии независимых экспертов оказались незначительно выше результатов, полученных без присутствия, (по критерию "качество знаний" на 2,8%, по критерию "уровень обученности" - 5,6%). Данный факт говорит прежде всего о том, что образовательные организации и муниципальные управления заинтересованы в получении достоверных и объективных результатов мониторинговых исследований.
Анализируя статистические данные результатов мониторингового исследования по немецкому языку, можно отметить следующее. Низкие показатели продемонстрировали образовательные организации, в которых мониторинговое исследование проводилось в присутствии независимых экспертов: качество знаний - 20,6%, уровень обученности - 67,6%, что ниже показателей, полученных без присутствия независимых экспертов, на 13,2% и 16,8% соответственно. Очевидно, имеют место нарушения процедуры проведения мониторинговых исследований и некоторое искажение результатов тестирования в тех образовательных организациях, где мониторинговое исследование проводилось без присутствия независимых экспертов.
Предметный анализ выполнения заданий мониторингового исследования
Каждый вариант диагностической работы состоял из двух частей: письменной и устной. Письменная часть содержала задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Устная часть включала в себя задания по чтению текста вслух и говорению (монологическая речь). Анализ выполнения заданий по иностранному языку в 9-х классах общеобразовательных организаций Республики Мордовия представлен в разрезе английского (Таблица 7, Диаграмма 10) и немецкого (Таблица 9, Диаграмма 11) языков.
Таблица 7
Анализ выполнения заданий по английскому языку в 9-х классах общеобразовательных организаций Республики Мордовия
Письменная часть |
Процент выполнения заданий, % |
Аудирование |
71,6 |
Чтение текста с пониманием основного содержания |
76,8 |
Грамматика |
66,2 |
Лексика |
69,5 |
Устная часть |
Процент выполнения заданий, % |
Чтение вслух |
50,8 |
Монологическая речь |
54,5 |
Диаграмма 10
Анализ выполнения заданий по английскому языку в 9-х классах общеобразовательных организаций Республики Мордовия
Рисунок не приводится.
Задания устной части в диагностической работе оценивались согласно критериям оценивания. Максимально за выполнение задания "чтение вслух" - 2 балла. Задание "Монологическое высказывание" оценивалось по четырем аспектам: решение коммуникативной задачи, организация текста, лексико-грамматическая правильность речи, произносительная сторона речи, за каждый - максимальный 2 балла. Ниже представлена информация о выполнении заданий устной части (Таблица 8, Таблица 10).
Таблица 8
Информация о выполнении заданий устной части по английскому языку в 9-х классах
Устная часть | |||||
|
Чтение вслух |
Монолог |
|||
Решение коммуникативной задачи |
Организация текста |
Лексико-грамматическая правильность речи |
Произносительная сторона речи |
||
% обучающихся выполнивших верно (2 б.) |
28,6 |
42,4 |
36,9 |
25,7 |
31,6 |
% обучающихся частично выполнивших (1 б.) |
44,3 |
39,7 |
39,4 |
44,1 |
39,4 |
% обучающихся не справившихся с заданием (0 б.) |
27,1 |
17,9 |
23,7 |
30,1 |
29,0 |
Таблица 9
Анализ выполнения заданий по немецкому языку в 9-х классах общеобразовательных организаций Республики Мордовия
Письменная часть |
Процент выполнения заданий, % |
Аудирование |
57,1 |
Чтение с пониманием основного содержания |
70,1 |
Грамматика |
55,7 |
Лексика |
65,4 |
Устная часть |
Процент выполнения заданий, % |
Чтение вслух |
57,7 |
Монологическая речь |
52,1 |
Диаграмма 11
Анализ выполнения заданий по немецкому языку в 9-х классах общеобразовательных организаций Республики Мордовия
Рисунок не приводится.
Таблица 10
Информация о выполнении заданий устной части по немецкому языку в 9-х классах
|
Чтение вслух |
Монолог |
|||
Решение коммуникативной задачи |
Организация текста |
Лексико-грамматическая правильность речи |
Произносительная сторона речи |
||
% обучающихся выполнивших верно (2 б.) |
34 |
33,8 |
34,3 |
21,1 |
24,2 |
% обучающихся частично выполнивших (1 б.) |
47,9 |
46,5 |
46,3 |
49,4 |
50,1 |
% обучающихся не справившихся с заданием (0 б.) |
18,1 |
19,7 |
19,3 |
29,5 |
25,8 |
Таблица 11
Анализ выполнения заданий по иностранному языку в 9-х классах общеобразовательных организаций Республики Мордовия
Письменная часть |
Процент выполнения заданий, % |
Аудирование |
64,4 |
Чтение текста с пониманием основного содержания текста |
73,5 |
Грамматика |
61,0 |
Лексика |
67,5 |
Устная часть |
Процент выполнения заданий, % |
Чтение вслух |
54,3 |
Монологическая речь |
53,3 |
Диаграмма 12
Анализ выполнения заданий по иностранному языку в 9-х классах общеобразовательных организаций Республики Мордовия
Рисунок не приводится.
При проведении мониторингового исследования по иностранному языку в 9 классах проверялось несколько аспектов владения речевыми навыками (диаграмма 11). Если сравнить результаты сформированности умений обучающихся, наибольший процент выполненных заданий по чтению с пониманием основного содержания текста (73,5%). Средний процент выполнения всех заданий письменной части диагностической работы - 66,6. Чтение является основным видом деятельности на уроке. Традиционно по чтению ребята сделали меньше ошибок по сравнению с другими проверяемыми языковыми аспектами. Но следует отметить, что этот показатель оказался ниже, чем в прошлом году на 8,4%. Видимо, это связано с тем, что при подготовке обучающихся к исследованию учителя уделяли большее внимание развитию аудирования и письменной речи. Анализ работ обучающихся показал также недостаточную сформированность стратегической (компенсаторной) компетенции, с помощью которой можно восполнить пробелы в знании языка, например, при чтении: догадаться о значении незнакомых слов, опираясь на контекст, тему, ситуацию; догадаться о значении слова по знакомым элементам его структуры (корню, суффиксу и др.).
С заданиями по аудированию справились 64,4% обучающихся. В 2018 - 2019 учебном году этот показатель составлял 54,3%, наблюдается повышение на 10,1%, но несмотря на это, говорить о качественной подготовке обучающихся преждевременно. К типичным ошибкам по аудированию, допущенными обучающимися, можно отнести: 1) пробелы в знании лексики, как следствие - непонимание запрашиваемой информации; 2) неверный подбор ключевых синонимичных слов; 3) отсутствие аудитивных навыков по английскому языку. Большой проблемой при аудировании остается попытка учащихся выбрать верный ответ, основываясь на механизме узнавания опорных слов, исходя из собственных представлений и общих знаний. Предполагаемые причины: у обучающихся слуховое восприятие и слуховая память развиты хуже, чем зрительная; в течение учебного года проводилась непланомерная работа по развитию навыков аудирования.
Проблема обучения восприятию аутентичной речи на слух представляет собой один из самых главных аспектов обучения иноязычному общению, и именно поэтому развитие и разработка технологий обучения аудированию, отвечающих запросам времени, крайне важны.
Для преодоление трудностей понимания иностранной речи на слух рекомендуется: 1) использовать аутентичные аудио- и видеоматериалы, которые способствуют формированию лингвострановедческой компетенции обучающихся; 2) усилить работу над словарным запасом обучающихся на всех этапах обучения, поскольку именно уровень словарного запаса позволяет понять содержание услышанного и прочитанного, а также более успешно выполнить задания по лексике и грамматике.
Выполнение заданий на контроль навыков оперирования грамматическими и лексическими средствами в коммуникативно-значимом контексте характеризуется примерно одинаковыми процентами выполнения - 61,0% (грамматика) и 67,5% (лексика), что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности языковых навыков у большинства обучающихся. В заданиях этих групп к типичным ошибкам можно отнести: 1) неправильное употребление суффиксов; 2) незнание правил образования от опорных слов однокоренных слов; 3) заполнение пропуска опорным словом без его изменения; 4) употребление несуществующих слов; 5) употребление не той части речи. Приведенные данные также являются показателем недостаточного внимания учителей к преподаванию языковых аспектов.
Средний процент выполнения всех заданий устной части диагностической работы составил 53,8. Задания этой части направлены на проверку сформированности осмысленного чтения вслух и умений строить тематическое монологическое высказывание. Следует отметить, что обучающиеся показали практически одинаковый процент выполнения ("чтение вслух" - 54,3%, "монологическая речь" - 53,3%).
Анализ результатов выполнения устной части показал наиболее типичные ошибки: в речи обучающихся частотны необоснованные паузы; фонетические ошибки, порой искажающие смысл слова; нарушение интонационного рисунка, особенно при быстром темпе чтения, что указывает на недостаточно сформированные навыки чтения. С монологической речью справились 53,3% обучающихся, допустив идентичные ошибки. Предполагаемые причины: недостаточная сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию, а также недостаточно развитые навыки оперирования лексикой и грамматикой в коммуникативно-значимом контексте. Также следует отметить психоэмоциональное напряжение учащихся, которое препятствует готовности к включению в речь.
Из-за технических неполадок диагностика устной части проводилась в виде собеседования с учителем в следующих муниципальных районах: Чамзинский (МБОУ "Медаевская ООШ", МБОУ "Отрадненская ООШ")
Сравнительный анализ мониторингового исследования по иностранному языку за 2018 - 2019, 2019 - 2020 уч. гг. (8 - 9 классы)
Динамика развития качества знаний и уровня обученности обучающихся по иностранному языку отслеживалась на протяжении 2-х лет, что позволяет провести сравнительный анализ данного мониторингового исследования (см. Таблица 12, Диаграмма 13).
Таблица 12
Сравнительный анализ мониторингового исследования по иностранному языку за 2018 - 2019, 2019 - 2020 уч. гг. (8 - 9 классы)
|
Английский язык |
Немецкий язык |
|||||||
Учебный год |
Класс |
Количество учащихся |
Качество знаний, % |
Уровень обученности, % |
Средний балл |
Количество учащихся |
Качество знаний, % |
Уровень обученности, % |
Средний балл |
2018 - 2019 |
8 |
4984 |
44,0 |
90,0 |
3,4 |
585 |
37,4 |
89,4 |
3,3 |
2019 - 2020 |
9 |
4860 |
45,5 |
86,1 |
3,4 |
593 |
33,1 |
83,5 |
3,2 |
Диаграмма 13
Сравнительный анализ мониторингового исследования по иностранному языку за 2018 - 2019, 2019 - 2020 уч. гг. (8 - 9 классы)
Английский язык Немецкий язык
|
90,0 | 89,4
/---\86,1 | /---\83,5
|***|---\ | |***|---\
|***|+++| | |***|+++|
|***|+++| | |***|+++|
45,5 |***|+++| | |***|+++|
44,0/---\ |***|+++| | 37,4 |***|+++|
/---|+++| |***|+++| | /---\33,1 |***|+++|
|***|+++| |***|+++| | |***|---\ |***|+++|
|***|+++| |***|+++| | |***|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| | |***|+++| |***|+++|
|***|+++| |***|+++| | |***|+++| |***|+++|
------------------------------------- | -----------------------------------
Качество знаний, % Уровень | Качество знаний, % Уровень
обученности, % | обученности, %
/---\ /---\ /---\ /---\
|***| 2018 - 2019 |+++| 2019 - 2020 |***| 2018 - 2019 |+++| 2019 - 2020
\---/ \---/ \---/ \---/
Сравнивая результаты мониторингового исследования по английскому языку обучающихся 9-х классов 2019 - 2020 учебного года с результатами обучающихся 8-х классов 2018 - 2019 учебный год, можно отметить, что уровень обученности понизился на 3,9%, а качество знаний выросло на 1,5%. Рост данных мониторинговых исследований говорит о системной подготовке учителями контингента обучающихся к плановым мониторинговым исследованиям.
Сравнивая результаты мониторингового исследования по немецкому языку необходимо отметить, что прослеживается тенденция понижения как уровня обученности (на 4,3%), так и качества знаний (на 5,9%) обучающихся. Этот факт можно объяснить отсутствием мотивации к обучению, снижение интереса к учебной деятельности.
Рекомендации
Муниципальным органам управления образования:
- повысить уровень ответственности за информационную безопасность проведения мониторинговых исследований;
- организовать обсуждение результатов мониторинга на заседаниях муниципальных методических советов и объединений;
- проанализировать состояние материально-технической базы образовательных организаций, в которых были получены низкие показатели по разделам "Аудирование", "Чтение в слух", "Монологическая речь".
Руководителям образовательных организаций:
- усилить контроль над преподаванием иностранного языка в тех классах, где наблюдается снижение уровня обученности обучающихся по сравнению с внутренним мониторингом;
- обеспечить возможность повышения квалификации педагогов, нуждающихся в методической помощи;
- оснастить кабинеты иностранного языка недостающими средствами для звукозаписи и аудирования.
Учителям иностранного языка:
- проанализировать выполнение обучающимися мониторинговых заданий;
- провести корректировку индивидуальных образовательных маршрутов, по ликвидации пробелов знаний обучающихся;
- организовать повторение по темам, которые вызвали затруднение;
- организовать регулярную работу с текстами разных форматов и жанров;
- использовать методы активизации употребления лексико-грамматических единиц в речи обучающихся;
- работать систематически над развитием навыков аудирования и устной речи обучающихся;
- организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях путем назначения дополнительных занятий для слабоуспевающих учеников, усиленного контроля над выполнением домашнего задания и тренировки упражнений по темам, в которых допущены ошибки;
- увеличить количество и расширить формы (групповые, индивидуальные, очные, заочные) консультаций для слабоуспевающих учеников;
- использовать различные методы обучения с целью повышения учебной мотивации обучающихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.