В соответствии со статьей 16 Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", в целях сохранения биоразнообразия и охраны природных территорий Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию сохранения биологического разнообразия Нижегородской области (далее - Стратегия).
2. Утвердить на период 2020 - 2035 гг. прилагаемый План действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области.
3. Органам исполнительной власти Нижегородской области при планировании своей деятельности учитывать Стратегию и План действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области.
4. Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области совместно с координационным советом по сохранению биоразнообразия Нижегородской области систематически осуществлять анализ хода выполнения Плана действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области и вносить, при необходимости, предложения по его актуализации.
5. Признать утратившим силу постановление Администрации Нижегородской области от 20 декабря 2000 г. N 320 "Об утверждении Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Бетина А. А.
И.о. Губернатора |
Е.Б. Люлин |
Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 19 августа 2020 г. N 706
Стратегия
сохранения биологического разнообразия Нижегородской области
В результате постоянного дефицита бюджета и применяемой практики финансирования природоохранных работ по остаточному принципу, централизованное управление и финансирование деятельности по охране биологического разнообразия в регионах практически прекращено. В сложившейся обстановке ряд регионов Российской Федерации пытаются самостоятельно найти пути решения проблем сохранения биоразнообразия. Одним из таких регионов является Нижегородская область, в которой на сегодня имеются все необходимые предпосылки для создания и обеспечения функционирования региональной системы управления охраной живой природы.
Современное состояние биоразнообразия Нижегородской области и его охрана
Нижегородская область (76900 кв. км), расположенная в центре Русской равнины, в бассейне крупнейшей российской реки - Волги, с одной стороны обладает уникальным природным разнообразием в силу своего географического положения на стыке нескольких природных зон, а с другой - представляет целый комплекс типичных для Европейской России проблем охраны живой природы. Нижегородская область обладает развитыми промышленностью, сельским и лесным хозяйством, высоким научным и культурным потенциалом, и имеет уже сложившуюся систему охраны биоразнообразия.
В то же время, несмотря на принимаемые меры, состояние биоразнообразия Нижегородской области по ряду показателей вызывает серьезные опасения. Существенно нарушено большинство коренных типов природных сообществ. К настоящему времени в неизмененном или малоизмененном виде сохранилось лишь около 2% южнотаежных темнохвойных лесов, 1% хвойно-широколиственных лесов, 0,3% широколиственных лесов и 0,8% степей. Первичная растительность пойм сохранилась лишь на 4,4% своей былой площади. Сохранность болот составляет 40%, сосновых боров - чуть менее 10%. Большинство естественных старовозрастных лесов расчленены на мелкие участки, пространство между которыми занято производными типами леса или сосновыми культурами, а также сельскохозяйственными, промышленными и селитебными зонами.
Изменение и уничтожение местообитаний приводит и к угрозе сокращения видового богатства. Сокращают численность, ареалы и исчезают многие виды животных и растений: из 1290 видов сосудистых растений области около 20% являются в различной степени уязвимыми, около 14% нуждаются в территориальной охране, а из 298 видов наземных позвоночных животных около 50% нуждаются в охране (в том числе около 30% - в территориальной). Анализ лимитирующих факторов показал, что основной угрозой для большинства редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений остается антропогенная трансформация местообитаний, хотя в последнее время роль данного фактора несколько снизилась в связи с созданием значительного числа особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Существенно сократилось влияние такого фактора, как загрязнение окружающей среды, в основном вследствие того, что за первую половину 90-х годов использование пестицидов в Нижегородской области сократилось примерно втрое. В то же время существенно возросла роль факторов беспокойства и прямого преследования, которые обусловлены ростом браконьерства и увеличением посещения населением лесов и болот для сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
После некоторого снижения в 1990-е гг. темпы рубки высоковозрастных лесов вне ООПТ вновь увеличились, что связано с развитием арендных отношений в лесном хозяйстве. Создание ООПТ и увеличение возраста рубок привело к тому, что возрастная структура лесов начала несколько изменяться к лучшему. Структура породного состава лесов по-прежнему далека от оптимальной вследствие долговременной политики воспроизводства лесов и лесоразведения, направленной на замену ели, пихты и дуба сосной, березой и осиной.
К настоящему времени уничтожение болот в результате добычи торфа в Нижегородской области практически прекратилось.
В области предпринят ряд мер по регулированию использования ресурсов охотничьих животных и рыбных запасов.
Основа региональной сети ООПТ была заложена в 1960-80-е гг., в 1990-е гг. сформирован фундамент экологического каркаса области, который в состоянии обеспечить сохранение основных центров биологического разнообразия в регионе. Система утвержденных и зарезервированных ООПТ вместе с охранными зонами составляет почти 11% территории области. В Нижегородской области созданы Керженский биосферный заповедник, природный парк, комплексные заказники, памятники природы, территории охраняемого ландшафта, режим которых обеспечивает сохранение малонарушенных экосистем и редких видов живых организмов. Реорганизовано большинство охотничьих заказников, режим которых не был направлен на сохранение биологического разнообразия. Несмотря на достигнутые успехи, остается актуальным дальнейшее расширение системы ООПТ за счет утверждения спроектированных и зарезервированных ООПТ, а также обеспечения территориальной охраной дополнительных участков сохранившихся малонарушенных природных экосистем. Постоянных усилий требует обеспечение функционирования ООПТ: выявление и предотвращение нарушений режима их охраны, системная работа по совершенствованию документации на ООПТ и обеспечению ее соответствия актуальной нормативной базе, постановка всех ООПТ на кадастровый учет, мониторинг состояния объектов охраны, стимулирование и поддержание системы общественной поддержки ООПТ.
Наряду с развитием и обеспечением функционирования системы ООПТ, требуется реализация комплекса мероприятий по охране живой природы на преобразованных, хозяйственно используемых территориях, с целью предотвращения их дальнейшей деградации.
Учреждена Красная Книга Нижегородской области, в основном разработана связанная с ней нормативная база. Осуществлены 2 издания Красной книги Нижегородской области, которая, в соответствии с требованиями законодательства, переиздается один раз в десять лет.
Существенно улучшилась степень изученности видового разнообразия на территории региона, а также обеспеченность территориальной охраной редких видов живых организмов.
В Нижегородской области в период 1998 - 2019 гг. была разработана и реализовывалась региональная программа биотехнических мероприятий, включавшая целый ряд крупномасштабных многолетних проектов. Доказано, что биотехнические мероприятия за относительно короткий срок способны увеличить численность ряда редких видов птиц. Достигнут значительный природоохранный и экономический эффект: целевые группы живых организмов удалось вывести из-под непосредственной угрозы исчезновения. Актуально продолжение и расширение биотехнических мероприятий для редких видов живых организмов. Для некоторых исчезающих видов (чернозобая гагара, беркут и т.п.) мероприятия должны быть непрерывными; их приостановка ведет к утрате положительного эффекта.
Реализован ряд проектов по восстановлению утраченных элементов биологического разнообразия, из которых наиболее значима начатая заповедником "Керженский" реакклиматизация лесного подвида северного оленя (гербового животного Нижегородской области).
Необходимо отметить существенные изменения в состоянии природных комплексов области, уровня и характера хозяйственной нагрузки на биологическое разнообразие, а также динамику общего состояния экономики как на региональном, так и на федеральном уровне за прошедший почти 20-летний период. В частности, наблюдается интенсификация сельского хозяйства, вновь возрастает объем применения химических удобрений и пестицидов, появляются новые аграрные технологии, произошла значительная трансформация всей животноводческой отрасли, деградация пастбищного и частного животноводства. Одним из результатов стала глубокая трансформация структуры луговых сообществ Нижегородской области. Одновременно с этим постоянно возрастает транспортная нагрузка, происходит постоянное совершенствование дорожной сети региона, как за счет реконструкции существующих магистралей, так и строительства новых транспортных коридоров, в том числе с использованием высокоскоростного транспорта. Эти обстоятельства приводят к дополнительной фрагментации естественных природно-территориальных комплексов Нижегородской области, ставят новые задачи по компенсации негативного техногенного влияния на биологическое разнообразие региона.
По мере увеличения степени урбанизации большинства категорий населенных пунктов, значительно возрастают нагрузки на компоненты живого мира, обитающие в их границах и окрестностях. Уплотнение и модернизация жилой застройки, рост этажности зданий, массовое применение зеркальных материалов в ограждающих конструкциях, стремительное сокращение площади зеленых зон и вытеснение сложных фитокомплексов монокультурами приводит к оскудению не только городской, но и сельской флоры и фауны. На этом пути обнаруживается большой спектр угроз биологическому разнообразию со стороны таких факторов как шумовое, световое и химическое загрязнение окружающей среды, локальное изменение температурных режимов и нарушение естественных фенологических явлений, трансформация естественной кормовой базы для большинства видов животных и нарушение трофики растений (стремительное сокращение площадей с естественным почвенным покрытием), ускоренная синантропизация видов, прямые угрозы для биологических объектов в результате эксплуатации транспортных средств, магистральных и распределительных электросетей, неэкологичная архитектура и проекты трансформации городской среды.
Основные принципы и приоритеты в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области
В настоящее время в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области выделяются следующие приоритеты:
- необходимость предотвращения дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства: сохранение последних участков старовозрастных лесов, степей, пойм и других природных сообществ, а также видов флоры и фауны, находящихся в той или иной степени под угрозой;
- восстановление утраченного разнообразия, разрушенных природных сообществ, исчезнувших и исчезающих на территории области видов живых организмов;
- создание правовых, управленческих, экономических механизмов, позволяющих обеспечить сохранение максимально возможного естественного биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также урбанизированных территориях;
В соответствии с указанными приоритетами Стратегия опирается на следующие принципы:
- учет особенностей отдельных природно-территориальных комплексов (рис. 1), отличающихся как природно-зональными свойствами и состоянием природы, так и характером освоения и современной хозяйственной деятельности, при планировании мероприятий по сохранению биоразнообразия;
Рисунок 1
Природно-территориальные комплексы (ПТК) Нижегородской области
- обеспечение создания нормативных правовых документов, позволяющих выработать и реализовать единую для органов государственной власти и местного самоуправления систему управления охраной биоразнообразия;
- использование экономических механизмов, направленных на учет интересов сохранения биоразнообразия и финансирование мероприятий в данной сфере.
- обеспечение разработки и широкого внедрения целевых программ по экологическому образованию и просвещению, ориентированных на охрану биологического разнообразия;
- широкое информирование общественности, в том числе через СМИ, о современном состоянии и проблемах охраны биоразнообразия, а также обеспечения участия общественности в принятии решений в сфере сохранения и использования живой природы;
- ориентация научных исследований на приоритетность разработки научных основ охраны живой природы и практических рекомендаций по ее охране, и обязательное включение этих разработок в практику принятия управленческих решений;
- сохранение и внедрение видов хозяйственной деятельности, наносящих минимальный ущерб природе; восстановление видов хозяйственной деятельности, необходимых для поддержания биологического разнообразия (сенокошение в поймах, пастбищное скотоводство, создание культур дуба и другие).
Реализация Стратегии сохранения биоразнообразия в Нижегородской области опирается на международные принципы, положенные в основу Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (прилагаются).
Основная цель Стратегии - обеспечение согласованного и эффективного использования всех возможных способов и средств сохранения биоразнообразия, их совершенствование в соответствии с выбранными принципами и приоритетами.
В связи с данной целью ставятся следующие конкретные задачи:
- предотвращение дальнейшего сокращения богатства видов и природных сообществ, сохранение природного и культурного наследия;
- восстановление утраченного разнообразия, разрушенных природных сообществ и уничтоженных видов;
- оптимизация взаимоотношений человека и живой природы на хозяйственно освоенных и интенсивно используемых человеком территориях;
- обеспечение учета интересов сохранения биоразнообразия во всех отраслях хозяйственной деятельности;
- изменение общественного сознания от антропоцентризма в сторону экоцентризма.
Нормативными правовыми актами, на основе которых реализуется Стратегия, являются следующие:
- Конвенция о биологическом разнообразии (5 июня 1992 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии");
- Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц от 2 февраля 1971 г. (ратифицирована Указом Президиума Верховного совета СССР от 26 декабря 1975 г. N 2737-IX);
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (3 марта 1973 г.);
- Пан-Европейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, 1995 год (рекомендательный характер);
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире",
- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- Лесной кодекс Российской Федерации;
- Водный кодекс Российской Федерации;
- другие нормативные правовые акты в сфере сохранения биоразнообразия;
- Устав Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 219-З;
- Закон Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З "О Правительстве Нижегородской области";
- Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. N 45-З "Об экологической безопасности";
- Закон Нижегородской области от 8 августа 2008 г. N 98-З "Об особо охраняемых природных территориях";
- постановления Законодательного Собрания Нижегородской области, постановления и распоряжения Правительства Нижегородской области в сфере сохранения биоразнообразия.
Механизмы реализации Стратегии
Наиболее важными механизмами реализации Стратегии являются следующие:
- Правовой:
утверждение Плана действий по сохранению биоразнообразия, основанного на настоящей Стратегии;
принятие нормативных правовых актов для реализации Стратегии и Плана действий;
обязательный учет интересов сохранения биоразнообразия при проведении экспертиз проектов хозяйственной деятельности.
- Экономический: реализация принципа платности природопользования, использование штрафных санкций, методик оценки и возмещения ущерба, нанесенного живой природе, в том числе наиболее агрессивными инвазионными видами, налоговых и иных льгот, основанных на экономической оценке элементов биоразнообразия.
- Финансовый: создание условий полной открытости и обоснованности процессов формирования и расходования средств, выделяемых на сохранение биоразнообразия.
- Координационный: взаимодействие различных организаций, координация действий, планирование и реализация совместных мероприятий.
- Управленческий: создание единой системы управления сохранением и контролем за состоянием биоразнообразия и экологического каркаса.
- Просветительский: повышение уровня экологической грамотности, пропаганда экологических знаний, формирование общественного мнения по вопросам сохранения биоразнообразия; широкое привлечение общественности к реализации конкретных мероприятий в данной сфере.
Организационные принципы реализации Стратегии
С целью осуществления управления и координации реализации Стратегии создан Координационный Совет по сохранению биоразнообразия с включением в его состав представителей заинтересованных организаций.
Реализация приоритетов Стратегии
В целях предотвращения дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства необходимо:
- разработать комплекс мер, регламентирующих хозяйственную деятельность на последних сохранившихся участках коренных природных сообществ (в старовозрастных лесах, на луговых степях и пр.);
- обеспечить сохранение основных центров биоразнообразия на территории Нижегородской области;
- обеспечить сохранение природных комплексов и объектов, имеющих международное и (или) общероссийское значение (например, водно-болотные угодья международного значения, ключевые орнитологические территории, важнейшие пути миграций животных, ключевые местообитания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Нижегородской области);
- обеспечить формирование системы особо охраняемых природных территорий, совершенствовать экологический каркас области; разработать систему мониторинга особо охраняемых природных территорий;
- провести инвентаризацию природных сообществ, флоры и фауны Нижегородской области; при этом первоочередными задачами следует считать изучение разнообразия природных сообществ, сбор сведений о наиболее уязвимых и наименее изученных группах живых организмов (низшие растения, лишайники, грибы, беспозвоночные животные) и их внутривидовом разнообразии;
- обеспечить сохранение находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, обитающих в естественной природной среде, в том числе видов, традиционно вызывающих незаслуженно негативные ассоциации у большинства населения (змеи, жабы, летучие мыши), а также видов, имеющих символическое значение (северный олень, серый журавль, лебедь);
- провести изучение последствий влияния видов-вселенцев, появившихся на территории области прямо или косвенно в результате хозяйственной деятельности человека, на нативное биоразнообразие и при необходимости разработать комплекс компенсационных мероприятий. Создать ретроспективную базу данных, отражающую динамику натурализации адвентивных видов за последние 100 - 150 лет;
- обеспечить систему мониторинга биоразнообразия наземных и водных экосистем;
- обеспечить поддержку существующих (а также создание новых) региональных депозитариев ботанических и зоологических материалов.
В целях восстановления утраченного биоразнообразия необходимо:
- разработать научную программу лесовосстановления и лесотехнических мероприятий, ориентированную на восстановление коренных природных сообществ, в том числе создание смешанных лесных культур и обеспечение условий для их нормального развития;
- обеспечить восстановление речных пойм, в первую очередь на малых реках области;
- провести работы по реставрации природных сообществ, находящихся в наиболее критическом состоянии (дубравы и степи);
- провести исследования возможности реинтродукции исчезнувших с территории области видов живых организмов; создать на базе ведущих природоохранных и научных организаций центр реинтродукции редких видов;
- реализовать проекты реинтродукции (реакклиматизации) утраченных и вероятно исчезнувших на территории области видов живых организмов (лесной подвид северного оленя, крапчатый суслик, башмачок крупноцветковый, рябчик русский и других);
- при культивировании редких видов растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, обеспечить ведение документации на все образцы, строгий контроль их "генетической чистоты" и предотвращение гибридизации с культурными близкородственными образцами;
- вести работы по гибридизации и селекции редких видов растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, для целей декоративного растениеводства;
- обеспечить систему биотехнических мероприятий по воссозданию условий обитания исчезнувших и исчезающих видов флоры и фауны на антропогенно нарушенных территориях и ООПТ. Данная система сопровождается регулярным мониторингом эффективности проведенных мероприятий. Биотехния для редких видов живых организмов проводится на основе специально разработанной программы конкретных мероприятий, которая актуализируется не реже чем один раз в пять лет на основании данных мониторинга.
В целях создания экономических, правовых, управленческих и иных механизмов, позволяющих обеспечить сохранение биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также урбанизированных территориях, необходимо:
- реализовать комплекс мер по учету, регулированию и сведению к минимуму отрицательного воздействия "стихийного природопользования", которое в последнее время приводит к истощению ресурсов и разрушению естественных сообществ, включая природные объекты и территории, представляющие особую ценность для сохранения биоразнообразия;
- разработать правовые и экономические механизмы преодоления противоречий между интересами отдельных групп населения, хозяйствующих субъектов, ведомств и интересами живой природы;
- обеспечить приоритетное соблюдение интересов местных сообществ при использовании природных ресурсов;
- приоритетно развивать комплексное использование природных ресурсов, поддерживать развитие долгосрочной аренды природных комплексов с условием обязательного восстановления используемых ресурсов;
- разработать региональную программу предотвращения дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства хозяйственно освоенных территорий, городских и сельских населенных пунктов и их окрестностей, направленную на сохранение разнообразия растительных сообществ на территории населенных пунктов;
- разработать и внедрить конкретные мероприятия, направленные на оптимизацию взаимодействия и учет интересов сохранения биоразнообразия при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве, туризме и рекреации, на транспорте, в городском и сельском планировании, водохозяйственной деятельности).
Реализация приоритетов Стратегии имеет ряд особенностей в зависимости от природно-территориальных комплексов, выделенных в ходе проведения анализа современного состояния биоразнообразия Нижегородской области, в том числе:
Для Северного Заволжья первоочередными являются мероприятия по:
- сохранению последних участков южнотаежных темнохвойных лесов;
- охране бассейнов малых рек, сохранившихся до настоящего времени в наиболее сохранившемся состоянии (р. Ижма);
- сохранению крупных неразработанных болотных массивов на севере области;
- проведению мероприятий по восстановлению елово-пихтовых лесов;
- восстановлению участков произрастания лиственницы сибирской;
- оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в лесной сфере, а также в сферах охотпользования и рыболовства;
- сохранению марийской традиционной экологической культуры;
- охране государственного природного заказника регионального значения "Килемарский" и повышения его статуса до государственного природного заповедника;
- развитию экологического туризма (в районах бассейнов рек Ветлуги и Унжи).
Для Южного Заволжья первоочередными являются мероприятия по:
- сохранению Камско-Бакалдинской группы болот, включая государственный природный заповедник "Керженский", как объекта, имеющего международное значение в соответствие с Рамсарской конвенцией об охране водно-болотных угодий;
- экологической реставрации и восстановлению нарушенных природных сообществ в западной части данного природно-территориального комплекса;
- изучению проблем, связанных с влиянием Горьковского и Чебоксарского водохранилищ на биоразнообразие, планированию и проведению необходимых компенсационных мероприятий;
- оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в сельском хозяйстве, а также в городском и сельском планировании;
- исследованию влияния промышленных предприятий на состояние биоразнообразия, планированию и проведению мероприятий, направленных на преодоление отрицательных последствий этого влияния;
- сохранению Волжской поймы;
- развитию экологического туризма на р. Керженец.
В целом для Северного и Южного Заволжья актуальной является задача обеспечения функционирования биосферного резервата "Нижегородское Заволжье" как ассоциации организаций природоохранной и природопользовательской направленности, объединяющихся для совместного решения задач охраны, восстановления и рационального использования Нижегородской южной тайги.
Для Волжско-Окского Междуречья первоочередными являются мероприятия по:
- изучению возможностей восстановления биоразнообразия на сильно нарушенных и освоенных территориях, планированию и проведению необходимых работ;
- охране последних сохранившихся в данном регионе неразработанных болот и старовозрастных лесов, а также уникальных природных сообществ, сформировавшихся на водоемах выработанных торфяных месторождений;
- оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия на селитебных территориях и в зоне влияния Нижегородской городской агломерации;
- изучению и контролю влияния промышленности на состояние биоразнообразия, проведению необходимых компенсационных мероприятий;
- разработке комплекса требований по обеспечению необходимых условий для сохранения максимально возможного биологического разнообразия в городах в районах с различным типом застройки, обеспечению совместимости данных требований с системой архитектурного контроля за развитием современной городской среды;
- разработке концепции городских природно-экологических зон в рамках общегородских программ оптимизации экологических условий обитания животных и растений;
- поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования пригородных лесов г.о.г. Нижнего Новгорода.
Для Западного Предволжья первоочередными являются мероприятия по:
- охране и восстановлению хвойно-широколиственных лесов;
- сохранению неразработанных болотных массивов;
- проведению мероприятий, направленных на сохранение Пустынского заказника, включая планирование и организацию экологического туризма, регулирование рекреационной нагрузки;
- сохранению малонарушенных участков поймы реки Оки в городских округах г. Выкса, Навашинском, Вачском муниципальном районе и Павловском муниципальном округе.
Для Восточного Предволжья первоочередными являются мероприятия по:
- сохранению и экологической реставрации наиболее пострадавших типов природных сообществ - плакорных дубрав и луговых степей;
- оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в сельскохозяйственной сфере; восстановление пастбищного скотоводства, развитие благоприятно влияющих на степные сообщества видов сельскохозяйственной деятельности, например, коневодства;
- восстановлению пойм малых рек;
- охране уникального для Русской равнины природного объекта Ичалковского бора и регулированию рекреационной нагрузки;
- развитию экологического туризма в бассейне реки Пьяны;
- сохранению традиционной экологической культуры мордвы и других народов региона.
В нормативно-правовой сфере необходимо:
- разработать комплекс нормативных правовых актов по вопросам создания экономических механизмов сохранения биоразнообразия на основе стоимостной оценки природных ресурсов и оценки ущерба, наносимого биологическому разнообразию при различных видах хозяйственной деятельности;
- разработать отраслевые программы сохранения биоразнообразия (в первую очередь - в сельском и лесном хозяйстве) и планы межотраслевой координации с соответствующим методическим обеспечением;
- разработать региональную программу, направленную на обеспечение безопасности воздушных линий электропередачи для объектов животного мира, с поэтапной реализацией мероприятий, выполнение которых увеличивает количество таких воздушных линий электропередачи;
- разработать комплекс нормативных правовых актов по вопросам создания финансовых механизмов охраны живой природы;
- обеспечить включение элементов биоразнообразия в систему гарантированных государством минимальных социальных стандартов;
- завершить разработку нормативных правовых документов, предусмотренных Положением о Красной книге Нижегородской области и Законом Нижегородской области от 8 августа 2008 г. N 98-З "Об особо охраняемых природных территориях".
- разработать и принять нормативные акты по следующим направлениям:
о разработке кадастра животного мира и кадастра растительного мира Нижегородской области;
о порядке добывания общераспространенных видов животных и растений;
о порядке выдачи разрешения на сбор материала, культивирования и размножения видов растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области;
о создании системы мониторинга биологического разнообразия;
о разработке отраслевых программ по сохранению биоразнообразия в сферах лесопользования, охотпользования и рыболовства;
о новых правилах охоты и рыболовства;
о сохранении участков коренных природных сообществ;
о создании системы мониторинга ООПТ;
о порядке вовлечения в хозяйственную деятельность природных территорий и ответственности за его нарушение;
о создании научно-методического центра по экологическому образованию и воспитанию в области охраны биологического разнообразия;
о целевых программах по экологическому образованию и воспитанию в сфере охраны биологического разнообразия.
В сфере управления необходимо:
- четкое разграничение полномочий и функций органов государственной власти и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды в сфере их совместного ведения (межведомственные соглашения);
- внедрение практики разработки и реализации совместных планов действий органов государственной власти и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды в сфере их совместного ведения;
- создание координационных структур по вопросам совместного ведения (при координации региональной исполнительной властью);
- реализация конкурсного подхода при предоставлении права пользования природными ресурсами;
- разделение функций природопользования и контроля за ним.
В сфере пропаганды экологических знаний и формирования общественного мнения необходимо:
- создать научно-методический центр по экологическому образованию и воспитанию в области охраны биологического разнообразия;
- разработать и принять пакет целевых программ по экологическому образованию и воспитанию в сфере охраны биологического разнообразия;
- ориентировать работу со школьниками на практические мероприятия по изучению и сохранению живой природы;
- развивать программы, направленные на сохранение и распространение знаний о традиционной экологической культуре народов, населяющих Нижегородскую область;
- организовать информирование лиц, организаций, органов местного самоуправления, участвующих в схемах восстановления растительности и озеленении населенных пунктов, а также землепользователей, ландшафтных архитекторов и производителей посадочного материала о рисках инвазионных чужеродных видов, включаемых в коммерческие смеси семян или в сортимент рекомендованных к использованию растений;
- развивать систему подготовки и переподготовки кадров в сфере сохранения биоразнообразия и природопользования;
- осуществлять пропаганду идей и разъяснение целей сохранения биоразнообразия.
Приложение
к Стратегии сохранения биологического
разнообразия Нижегородской области
Принципы,
положенные в основу Общеевропейской Стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия:
Принцип осмотрительного принятия решений: решения должны приниматься на основе наиболее полной имеющейся информации; меры по сохранению биоразнообразия должны быть рациональными с социально-экономической точки зрения.
Принцип избежания: в случае проектов, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, необходимо использовать систему оценки воздействия на окружающую среду.
Принцип предосторожности: если какая-либо деятельность может повлечь за собой неблагоприятные последствия для биоразнообразия, следует заблаговременно принять меры, позволяющие избежать этих последствий.
Принцип перемещения: хозяйственная деятельность и проекты, оказывающие неизбежное неблагоприятное воздействие на биоразнообразие, должны перемещаться в районы, где их воздействие будет наносить наименьший ущерб.
Принцип экологической компенсации: вредные последствия для биоразнообразия, причиненные хозяйственной деятельностью, должны компенсироваться с помощью соответствующих природоохранных мероприятий.
Принцип экологической целостности: необходимо поддерживать естественные экологические процессы, направленные на выживание видов, а также места обитания, от которых это выживание зависит. "Природа знает лучше".
Принцип восстановления и воссоздания: биоразнообразие должно, по возможности, восстанавливаться.
Принцип наилучшей имеющейся технологии и наилучших природоохранных методов: там, где это возможно, должны использоваться максимально эффективные и благоприятные для сохранения биоразнообразия методы и технологии.
Принцип "Загрязнитель платит": издержки на мероприятия по предотвращению, контролю и компенсации ущерба биоразнообразию, должна нести сторона, ответственная за нанесение ущерба.
Принцип участия общественности: должна быть обеспечена общественная поддержка мер по сохранению биоразнообразия путем привлечения к данной работе различных общественных слоев и обеспечения доступности и открытости информации в данной сфере.
Утвержден
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 19 августа 2020 г. N 706
План
действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области
N |
Мероприятие |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
Восстановление утраченного разнообразия | ||||
1. |
Разработка перечня биотехнических мероприятий для редких видов животных |
2021 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Определение основных целевых групп редких видов животных, конкретных видов и приоритетности биотехнических мероприятий для них, а также целесообразности и периодичности мониторинга эффективности биотехнических мероприятий. |
2. |
Обследование сохранившихся, вероятно утраченных и потенциальных гнездовых участков беркута и установка на них гнездовых платформ. Ежегодный мониторинг использования птицами установленных платформ |
2021 - 2025 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Разработка конкретного плана действий по восстановлению беркута в 2021 - 2025 гг. ГИС-анализ имеющихся данных по гнездованию и встречам беркута в Нижегородской области после 2010 года. Выявление точек потенциального размещения гнездовых платформ. Обследование в год не менее 15 сохранившихся и потенциальных гнездовых участков беркута, выбор деревьев для установки платформ. Установка в год не менее 10 гнездовых платформ для беркута. Основной результат - возможность появления новых гнездовых участков (начало роста численности). |
3. |
Биотехнические мероприятия, направленные на восстановление гнездовой группировки чернозобой гагары |
2021 - 2025 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Ежегодное изготовление по 6 - 7 искусственных островов (плотов) общей площадью 30 - 35 м. Основной результат - восстановление численности чернозобой гагары до 20 - 25 взрослых особей, в том числе 5 - 6 гнездящихся пар. |
4. |
Обновление имеющихся и установка новых платформ для скопы |
2022 - 2024 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Постройка не менее 10 гнездовых платформ в год в городском округе Сокольском, Лысковском муниципальном округе, городском округе Воротынском и Воскресенском муниципальном районе, обновление существующих платформ. Основной результат - рост численности скопы в важнейших гнездовых группировках. |
5. |
Обследование потенциальных гнездовых участков большого подорлика и установка гнездовых платформ |
2023 - 2024 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Постройка не менее 15 гнездовых платформ в ключевых местообитаниях (городской округ г. Борский, Лысковском муниципальном округе, Кстовский и Володарский муниципальные районы). Основной результат - рост численности большого подорлика в важнейших гнездовых группировках, возможное гнездование малого подорлика. |
6. |
Обследование потенциальных гнездовых участков филина, вкапывание гнездовых ящиков и их мониторинг |
2021 - 2023 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Вкапывание не менее 5 гнездовых ящиков в год для филина в Нижегородском Предволжье. Основной результат - рост численности филина. |
7. |
Мониторинг и восстановление численности редких видов сов |
2021 - 2025 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Установка 15 платформ для бородатой неясыти и 15 гнездовых ящиков для серой неясыти в год. Последующий мониторинг. Основной результат - рост численности редких видов сов. |
8. |
Установка искусственных гнездовий для дербника |
2023 - 2024 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Установка в год 10 искусственных гнездовий для дербника на болотах Лысковского муниципального округа, Павловского муниципального округа, Володарского и других районов. Основной результат - рост численности дербника. |
9. |
Мониторинг численности сизоворонки и белой лазоревки и состояния их искусственного гнездового фонда, установка новых гнездовых ящиков |
2021 - 2023 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Ежегодное обследование имеющегося фонда искусственных гнездовий для белой лазоревки и сизоворонки. Установка по 10 новых гнездовых ящиков в год. Основной результат - возможность появления новых гнездовых участков белой лазоревки и сизоворонки. |
10. |
Установка новых гнездовых ящиков для лутка и большого крохаля и их последующий мониторинг |
2022 - 2024 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Установка по 20 гнездовых ящиков для лутка и большого крохаля в год в районах Нижегородского Заволжья с последующим мониторингом. Основной результат - рост численности лутка и большого крохаля. |
11. |
Биотехнические мероприятия для редких видов животных и мониторинг их эффективности, проводимые на основании программы биотехнических мероприятий, актуализируемой в соответствии с результатами мониторинга не реже, чем каждые пять лет |
2026 - 2035 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Восстановление численности видов животных, находящихся в наиболее угрожаемом состоянии. Регулярная оценка эффективности проведенных биотехнических мероприятий. |
12. |
Создание Нижегородского областного центра реабилитации редких видов животных, а также животных, пострадавших в результате антропогенного воздействия |
2024 - 2035 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Сохранение редких видов животных, оказание квалифицированной помощи пострадавшим диким животным, сохранение биологического разнообразия региона. |
13. |
Ежегодный мониторинг вольной группировки оленей с помощью спутниковых трансмиттеров (ошейников) |
2021 - 2026 |
ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Керженский" (по согласованию), комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Выявление пространственного распределения вольной группировки лесного северного оленя для осуществления эффективных мер охраны и разработки необходимых биотехнических мероприятий за пределами государственного природного биосферного заповедника "Керженский" |
14. |
Создание полувольного стада лесного подвида северного оленя за пределами государственного природного биосферного заповедника "Керженский" для дальнейшего выпуска |
2021 - 2030 |
ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Керженский" (по согласованию), комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области |
Формирование устойчивой популяции лесного подвида северного оленя в Нижегородском Заволжье |
Сохранение редких видов и природных сообществ; особо охраняемые природные территории | ||||
15. |
Подготовка и издание Сборников рабочих материалов Комиссии по Красной книге Нижегородской области, выпуски 5 - 14 |
2021 - 2022 2024 - 2025 2028 2030 - 2032 2034 - 2035 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Обновление информации о редких видах живых организмов, доступность данной информации для ведения Красной книги Нижегородской области, выработка предложений по изменению нормативной базы по региональной Красной книге. |
16. |
Обновление базы данных о редких видах животных. Составление (актуализация) очерков о редких видах животных для третьего издания Красной книги Нижегородской области (том 1 "Животные") |
2022 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Подготовка очередного издания Красной книги Нижегородской области в соответствии с требованиями нормативных документов |
17. |
Научное редактирование, подготовка карт и иллюстраций, макетирование третьего издания том 1 "Животные" Красной книги Нижегородской области |
2023 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
|
18. |
Третье издание (публикация) Красной книги Нижегородской области (том 1 "Животные") |
2024 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
|
19. |
Обновление базы данных о редких видах растений, грибов и лишайников. Составление (актуализация) очерков для третьего издания Красной книги Нижегородской области (том 2 "Растения, грибы и лишайники") |
2025 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
|
20. |
Научное редактирование, подготовка карт и иллюстраций, макетирование третьего издания Красной книги Нижегородской области (том 2 "Растения, грибы и лишайники") |
2026 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
|
21. |
Третье издание (публикация) Красной книги Нижегородской области (том 2 "Растения, грибы и лишайники") |
2027 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
|
22. |
Работа по подготовке четвертого издания Красной книги Нижегородской области |
2031 - 2035 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
|
23. |
Проведение инвентаризации и мониторинга агрессивных чужеродных видов растений (выявление видового состава инвазионных видов, определение активности каждого вида во всех административных и хозяйственно-экономических районах области, проведение мониторинга пространственной динамики инвазионных видов и их инвазионных потенциалов, в том числе, в пределах уникальных природных комплексов и особо охраняемых природных территорий, на которых появление заносных растений создает угрозу исчезновения редких и уязвимых видов и биоценотических групп) |
2021 - 2031 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
База данных о распространении и степени агрессивности чужеродных видов по административным районам области и на уникальных и охраняемых природных комплексах. |
24. |
Научное редактирование, подготовка карт и иллюстраций, макетирование "Черной книги флоры Нижегородской области" |
2025 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Макет "Черной книги флоры Нижегородской области" |
25. |
Издание "Черной книги флоры Нижегородской области" |
2026 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Тираж "Черной книги флоры Нижегородской области" |
26. |
Создание ретроспективной базы данных, отражающей динамику натурализации адвентивных видов за последние 100-150 лет |
2028 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Создание базы динамики натурализации адвентивных видов в Нижегородской области. |
27. |
Составление и издание "Зеленой книги охраняемых экосистем Нижегородской области" |
2026 - 2028 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Создание актуального справочника для хозяйствующих субъектов и органов власти, пропаганда идеи охраны биологического разнообразия. |
28. |
Создание на базе Ботанического сада Учебного центра Биоразнообразия и Биологически активных веществ Института биологии и биомедицины ННГУ коллекционно-демонстрационной экспозиции: "Разнообразие редких и исчезающих видов растений Нижегородской области, и перспективы их использования в ландшафтном производстве" |
2020 - 2021 |
ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (по согласованию) |
Создание участка (площадь 500 кв. м) с системой местообитаний для выращивания редких и исчезающих видов растений Нижегородской области и одновременно с основными элементами ландшафтного производства для пропаганды и экологического образования населения, а также демонстрации и обучения специалистов ландшафтной архитектуры. |
29. |
Создание на базе Ботанического сада Учебного центра Биоразнообразия и Биологически активных веществ Института биологии и биомедицины ННГУ "Некоммерческого питомника редких и исчезающих видов растений Нижегородской области" для их размножения и производства посадочного материала |
2021 - 2022 |
ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (по согласованию) |
Создание питомника для производства посадочного материала редких и исчезающих видов растений Нижегородской области для их репатриации в природные местообитания, использования в городском озеленении, внедрения в деятельность производственных питомников декоративных растений и т.д. |
30. |
Создание искусственных популяций редких и исчезающих видов растений Нижегородской области на базе Ботанического сада Учебного центра Биоразнообразия и Биологически активных веществ Института биологии и биомедицины ННГУ и проведение экспериментальных работ по репатриации в природные местообитания |
2020 - 2035 |
ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (по согласованию) |
Создание искусственных популяций редких и исчезающих видов растений Нижегородской области как форма их сохранения и источник репатриации в природные местообитания. Разработка технологии репатриации конкретных редких видов растений. |
31. |
Мониторинг состояния видов живых организмов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, и их местообитаний |
2021 - 2035 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Керженский" (по согласованию) |
Сбор необходимой для ведения Красной книги Нижегородской области информации о состоянии известных местообитаний редких видов живых организмов, выявление новых мест обитания видов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, сбор сведений о численности данных видов. |
32. |
Восстановление системы сбора информации о редких и исчезающих видах живых организмов Нижегородской области |
2021 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области |
Существенное увеличение объема собираемой новой информации, необходимой для ведения Красной книги Нижегородской области; рост уровня экологической культуры населения в целом и общественная поддержка идеи охраны биоразнообразия - в частности. |
33. |
Анализ накопленного опыта реализации проектов восстановления редких видов, оценки их эффективности и разработка рекомендаций по перспективным проектам восстановления исчезнувших и исчезающих видов живых организмов |
2023 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Керженский" (по согласованию) |
Оценка эффективности реализованных проектов восстановления утраченных элементов биологического разнообразия. Конкретные предложения в План действий по реализации новых проектов. |
34. |
Изучение возможностей и перспектив восстановления редких степных млекопитающих. Разработка конкретных проектов |
2024 |
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Разработка конкретных рекомендаций по восстановлению утраченных элементов биологического разнообразия в степях Нижегородской области. |
35. |
Разработка единой концепции развития и сохранения типичных ландшафтов Волго-Окского междуречья в пределах Нижегородской агломерации (Артемовские и Борские луга, Волжская пойма, о. Гребневские пески, острова Мочальные, Печерские пески, Подновский, Савин), включая, в том числе, образование особо охраняемых природных территорий, например, природного парка, а также эколого-просветительских центров, экскурсионных маршрутов и т.д. |
2021 - 2035 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, департамент развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, городского округа г. Бор, Кстовского муниципального района (по согласованию) |
Единая концепция развития природных субурбанистических территорий окрестностей Нижнего Новгорода позволит не "растерять" ценные природные объекты, расположенные в непосредственной близости от областного центра. В то же время предоставляется возможность совместного использования их в рамках единых экскурсионных маршрутов, включающих речные и наземные компоненты. Это открывает широкие перспективы не только для сохранения важных центров локального биоразнообразия в городской черте, естественно изолированных благодаря наличию речной системы, но также для экологического воспитания и образования населения, развития городской транспортной системы, создания новых рынков услуг и занятости в них населения. Единая концепция развития пригородных природных территорий позволит сделать природу ближе и понятнее для жителей, при этом создать механизм для ее защиты и сохранения. |
36. |
Мониторинг состояния объектов охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения |
2021 - 2035 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Оценка эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, выявление и устранение угроз для объектов охраны, выявление и предотвращение нарушений природоохранного законодательства, получение дополнительной информации для ведения Красной книги Нижегородской области |
37. |
Инвентаризация и изучение степени сохранности малонарушенных экосистем южной тайги, хвойно-широколиственных лесов, плакорных дубрав, первичной пойменной растительности, лиственнично-сосновых лесов |
2021 - 2031 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Предложения по совершенствованию региональной сети особо охраняемых природных территорий, информация для ведения Красной книги Нижегородской области. |
38. |
Изучение влияния антропогенного фрагментирования наиболее преобразованных человеком экосистем дубрав и луговых степей на видовое разнообразие |
2025 - 2029 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Оценка сохранности природного каркаса региона и эффективности функционирования экологического каркаса, предложения по совершенствованию региональной сети ООПТ, информация для ведения Красной книги Нижегородской области. |
Создание механизмов, позволяющих обеспечить сохранение биологического разнообразия на хозяйственно освоенных территориях | ||||
Сельское хозяйство | ||||
39. |
Разработка плана мероприятий по восстановлению пастбищного скотоводства в лесостепной зоне Нижегородской области |
2022 - 2027 |
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Разработка плана мероприятий по восстановлению луговых степей в результате оптимизации пастбищной нагрузки, обеспечение возможности восстановления степных видов животных, развитие фермерского хозяйства в регионе, увеличение производства продовольственных ресурсов. |
Городская застройка | ||||
40. |
Разработка схемы экологического каркаса Нижнего Новгорода с учетом расположения зон различного функционального назначения, биоценотических и фаунистических комплексов |
2023 - 2026 |
Администрация города Нижнего Новгорода (по согласованию) |
Определение роли локальных центров биоразнообразия в формировании комфортной городской среды. |
41. |
Разработка мероприятий по регулированию численности синантропных и устойчивых к городским условиям обитания видов животных |
2025 - 2027 |
Администрации города Нижнего Новгорода, городских округов г. Дзержинск, г. Бор, Кстовского муниципального района (по согласованию) |
Формирование оптимальных условий существования для синантропных видов животных, а также создание комфортной, "не стерильной" городской среды, с высоким биологическим разнообразием природных компонентов. |
42. |
Анализ существующих практик и разработка рекомендаций по предотвращению конфликтных взаимодействий животных с элементами городской среды (столкновения птиц с зеркальными фасадами зданий, прозрачными и светоотражающими ограждениями транспортных коридоров, гибель в вентиляционных и дренажных каналах и др.) |
2021 - 2026 |
Администрация города Нижнего Новгорода (по согласованию) |
Разработка рекомендаций по архитектурному планированию безопасной для животных городской среды, что позволит снизить, а в ряде случаев исключить массовую или регулярную их гибель в городской среде. |
43. |
Разработка плана реконструкции (восстановления) озелененной территории Волжского-Окского склона от Канавинского моста до Зеленского съезда с посадкой древесно-кустарниковой растительности |
2021 - 2026 |
Администрация города Нижнего Новгорода (по согласованию), министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области |
Восстановление реликтового экологического миграционного коридора мелких воробьиных птиц на указанном участке. Прекращение ежегодной массовой гибели птиц в результате столкновений с зеркальными фасадами зданий. |
Энергетика и коммуникации | ||||
44. |
Разработка и реализация программы по защите объектов животного мира при эксплуатации воздушных линий электропередачи, рассчитанной на период 2021 - 2035 гг. |
2021 - 2035 |
Филиал "Нижновэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (по согласованию), комитет по охране воспроизводству и использованию объектов животного мира Нижегородской области (в части контроля за выполнением мероприятий), министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (в части координации с предприятиями топливно-энергетического комплекса) |
Обеспечение безопасности объектов животного мира при эксплуатации воздушных линий электропередачи на территории Нижегородской области, защита биоразнообразия, охрана редких видов птиц, контактирующих с линиями электропередачи. Увеличение на территории Нижегородской области количества воздушных линий электропередачи, безопасных для объектов животного мира. |
Туризм и рекреация | ||||
45. |
Разработка маршрутной карты велосипедных дорожек в каждом районе г. Нижнего Новгорода на основе естественных ландшафтно-планировочных решений (русла водотоков, каналов, малых рек и прочее), в том числе, транспортных направлений, зарезервированных в качестве перспективных автомагистралей (в соответствии с генеральным планом г. Нижнего Новгорода) |
2022 |
Администрация города Нижнего Новгорода (по согласованию) |
Формирование комфортной городской среды, предоставляющей возможность для реализации безопасного, экологически ориентированного транспортного сообщения для населения Нижнего Новгорода. Перспективным является использование данной сети веломагистралей в качестве рекреационных, туристических и экологических городских маршрутов. |
46. |
Разработка постоянных туристических маршрутов на базе ботанических и зоологических экскурсий в городских парках и других озелененных территориях в рамках формирования городского движения любителей природы |
2021 - 2035 |
Администрация городского округа г. Нижний Новгород (по согласованию), департамент развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области |
Развитие экологического направления в туристической деятельности на территории Нижнего Новгорода. |
Экологическое просвещение | ||||
47. |
Региональный конкурс хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР) |
2021 2023 2025 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Усиление участия населения Нижегородской области в работе по сохранению биоразнообразия, активизация деятельности и расширения сети групп общественной поддержки ключевых орнитологических территорий (КОТР) и особо охраняемых природных территорий. |
48. |
Актуализация содержания и переиздание аннотированного перечня "Особо охраняемые природные территории Нижегородской области", включая развернутую информацию по проектируемым и зарезервированным особо охраняемым природным территориям (2022 - подготовка текстов, карт и макета, 2023 - издание книги) |
2022 - 2023 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Создание актуального справочника по особо охраняемым природным территориям для хозяйствующих субъектов и органов власти, инструмент предотвращения экологических нарушений и развития общественной поддержки особо охраняемых природных территорий. |
49. |
Проведение международной научно-практической конференции "Редкие и исчезающие виды растений: сохранение в культуре, технологии репатриации в природные местообитания, использование в озеленении и ландшафтном производстве" |
2023 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Обнародование результатов и обмен опытом работы с редкими видами растений, тиражирование этого опыта, практическая пропаганда необходимости и перспектив применения редких видов в ландшафтном производстве. |
50. |
Подготовка и издание научно-популярной брошюры о наиболее агрессивных видах-вселенцах |
2024 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Тираж издания для информирования населения и органов власти, содержащий описание ключевых агрессивных чужеродных видов, действительно или потенциально опасных, ввиду их воздействия на окружающую среду или на экономику с картами ареалов |
51. |
Организация и проведение передвижной фотовыставки "Красная книга Нижегородской области" |
2021 - 2025 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Формирование экологической культуры населения, популяризация идей сохранения биоразнообразия, распространение информации о редких видах живых организмов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, путях и методах сохранения объектов живой природы. |
Нормативно-правовая база, управление, экономические механизмы | ||||
52. |
Приведение документации на особо охраняемые природные территории регионального значения в соответствие с новыми требованиями законодательства, разработка и утверждение паспортов на памятники природы регионального значения, не имеющие утвержденной документации, разработка положений об охранных зонах особо охраняемых природных территорий. Внесение сведений об особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Осуществление государственного экологического надзора за соблюдением режима охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения. |
2020 - 2035 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, ГБУ НО "Экология региона" (по государственному заданию) |
Обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий регионального значения в Нижегородской области |
53. |
Разработка нормативной базы по обеспечению сохранения малонарушенных природных экосистем в Нижегородской области |
2023 - 2028 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Обеспечение сохранения природных экосистем, находящихся в наиболее угрожаемом состоянии, и экосистемного разнообразия в регионе в целом |
54. |
Разработка методических рекомендаций по восстановлению плакорных дубрав в Нижегородской области, в том числе, анализ возможности и целесообразности создания вольнопасущегося стада зубров в широколиственных лесах Нижегородской области как средства восстановления экологического равновесия в дубравах |
2024 - 2034 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, департамент лесного хозяйства Нижегородской области, комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области |
Разработка рекомендаций по конкретным мерам по восстановлению исчезающих восточно-европейских плакорных дубрав в пределах Нижегородской области, в отдаленной перспективе - увеличение запасов ценной древесины. Рассмотрение возможности создания долгосрочного механизма естественного восстановления дубрав посредством увеличения численности вида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации (зубра), в долгосрочной перспективе - создание нового охотничьего ресурса. |
55. |
Разработка методических рекомендаций по сохранению биологического разнообразия при ведении лесного хозяйства (на основе анализа проектов освоения лесов и лесохозяйственных регламентов) |
2022 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, департамент лесного хозяйства Нижегородской области |
Разработка рекомендаций по конкретным мерам сохранения биоразнообразия при ведении лесного хозяйства, а также по устранению нарушений законодательства по охране редких видов и особо охраняемых природных территорий, расположенных на лесных землях. Сокращение экологического ущерба. |
56. |
Разработка методических рекомендаций по сохранению биологического разнообразия при ведении сельского хозяйства |
2024 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
Разработка рекомендаций по конкретным мерам сохранения биоразнообразия при ведении сельского хозяйства, по совершенствованию землепользования. Предотвращение экологического ущерба. |
57. |
Разработка рекомендаций по сохранению биологического разнообразия при ведении охотничьего хозяйства (на основе материалов охотустройства) |
2023 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области |
Разработка рекомендаций по конкретным мерам сохранения биоразнообразия при ведении охотничьего хозяйства, по совершенствованию охотустройства, а также по устранению нарушений законодательства по охране редких видов и особо охраняемых природных территорий. Предотвращение экологического ущерба. |
58. |
Анализ законодательства по оценке ущерба, наносимого наиболее агрессивными инвазионными видами |
2025 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Аналитический материал по оценке ущерба для принятия управленческих решений. |
59. |
Разработка рекомендаций по формированию дендрологических коллекций в городских парках, а также по повышению разнообразия многолетних древесных и травянистых растений, применяемых в озеленении городов. |
2021 |
Администрации города Нижнего Новгорода, городского округа г. Бор, Кстовского муниципального района (по согласованию) |
Разработка мер по повышению разнообразия растительного мира в городской застройке |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 августа 2020 г. N 706 "Об утверждении Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 августа 2020 г. N 5200202008200006