Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Описание модели функционирования центра опережающей профессиональной подготовки
Центр опережающей профессиональной подготовки формируется как интеграционная площадка ресурсов Республики Коми с целью профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, в том числе соответствующем стандартам Ворлдскиллс.
К основным функциям создаваемого в Республике Коми ЦОПП относятся:
1. Мониторинг, анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Республики Коми, прогнозирование востребованности рабочих кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, разработки и реализации комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицитов кадров и компетенций.
С целью проведения мониторинга и прогнозирования востребованности рабочих кадров (в том числе в разрезе профессиональных компетенций) на территории Республики Коми, которые предназначены для формирования и актуализации перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, на базе ЦОПП планируется аккумулировать данные, формируемые органами исполнительной власти Республики Коми и иных учреждений.
Для обеспечения мониторинга и прогнозирования востребованности рабочих кадров ЦОПП будут использованы необходимые информационно-аналитические ресурсы, в том числе:
региональные проекты "Молодые профессионалы". "Старшее поколение", "Современная цифровая образовательная среда" и др.;
сводные данные о востребованности рабочих кадров на территории Республики Коми и среднесрочный прогноз ее изменений (включая исчезающие, новые и перспективные компетенции);
отраслевые прогнозы востребованности рабочих кадров, данные о востребованности рабочих кадров работодателями и объединениями работодателей (в том числе полученные путем специальных опросов и исследований), востребованности рабочих кадров в рамках реализуемых на территории Республики Коми инвестиционных проектов;
перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, формируемый и актуализируемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
перечень ТОП-РЕГИОН, утвержденный приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми от 30 апреля 2019 г. N 678;
перечень компетенций "Ворлдскиллс", формируемый и актуализируемый Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", включая Future Skills ("компетенции будущего");
государственный информационный ресурс "Справочник профессий", "Атлас новых профессии";
материалы форсайтов, касающиеся прогноза развития компетенций и перспективных профессий (международные, отраслевые, корпоративные, региональные форсайты) и др.;
иные данные, относящиеся к мониторингу и прогнозированию востребованности рабочих кадров.
ЦОПП дополнительно проводит аналитические мероприятия, организует опросы и исследования, запрашивает необходимые данные.
2. Организационные механизмы взаимодействия с реальным сектором экономики по формированию заказа на опережающую подготовку, межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Коми.
Формирование заказа на реализацию программ опережающей профессиональной подготовки планируется на основе соглашений, заключенных с отдельными заказчиками (органами исполнительной власти Республики Коми, государственными и муниципальными учреждениями и иными юридическими и физическими лицами).
3. Развитие перспективных и приоритетных для Республики Коми групп компетенций или отдельных компетенций, формирование новых компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики региона.
Ключевой задачей ЦОПП является обеспечение разработки и реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки.
Деятельность ЦОПП в соответствии с типовой моделью подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям предусматривает:
формирование заказа на реализацию программ опережающей профессиональной подготовки;
конструирование программ опережающей профессиональной подготовки;
организацию реализации разработанных программ в сетевой форме с учетом имеющихся или привлекаемых образовательных ресурсов;
организацию и развитие сетевых и дистанционных форм реализации образовательных программ;
организацию оценки результативности проведенных образовательных программ с применением механизма демонстрационного экзамена.
4. Формирование современной системы подготовки по перспективным и приоритетным для региона компетенциям на основе инвентаризации имеющейся в Республике Коми инфраструктуры для реализации программ опережающей профессиональной подготовки (в том числе мастерские, оснащенные современной материально-технической базой по приоритетным компетенциям, стажировочные площадки по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавателей/мастеров производственного обучения, специализированные центры компетенций, центры проведения демонстрационного экзамена).
Формирование образовательных программ реализуется по запросам хозяйствующим субъектов, расположенных на территории Республики Коми.
ЦОПП формирует модульную структуру программ опережающей профессиональной подготовки, обеспечивая конструирование и разработку (проектирование) программ опережающей профессиональной подготовки.
С целью реализации отдельных программ (модулей) используется материально-техническая база профессиональных образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность на территории Республики Коми и других регионов, на основе механизма сетевого взаимодействия реализации образовательных программ.
5. Механизмы координирования, развития и использования ЦОПП ресурсов Республики Коми в целях опережающей профессиональной подготовки.
Функционирование ЦОПП будет осуществляться во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Коми, объединениями работодателей. На базе ЦОПП будут проводиться "круглые столы", конференции, семинары и другие аналогичные мероприятия по определению актуальных направлений работы ЦОПП. ЦОПП станет базовой площадкой для работы методических объединений центров коллективного пользования профессиональных образовательных организаций.
6. Механизмы формирования предложения программ опережающей профессиональной подготовки.
ЦОПП будет осуществлять маркетинговую деятельность и использовать все средства для рекламы своей деятельности и поиска потенциальных заказчиков образовательных услуг. Перечень реализуемых программ опережающей профессиональной подготовки будет размещен на сайте ЦОПП. ЦОПП при построении программ опережающей профессиональной подготовки будет использовать модульный принцип в целях индивидуализации ускоренной профессиональной подготовки.
7. Механизмы определения заказа на опережающую профессиональную подготовку.
Заказ на реализацию программ опережающей профессиональной подготовки будет осуществляться по двум направлениям:
на основе прямых заявок потенциальных заказчиков образовательных услуг (работодателей, органов службы занятости населения, граждан, органов исполнительной власти Республики Коми и других);
на основе разработки и предложения через рекламу актуальных программ опережающей профессиональной подготовки для заказчиков на основе прогнозирования кадровых потребностей региона.
8. Конструирование образовательных программ с использованием принципа конструктора компетенций.
Формирование образовательных программ осуществляется по запросам юридических и физических лиц.
ЦОПП сформирует модульную структуру программ опережающей профессиональной подготовки, обеспечивая конструирование и разработку (проектирование) программ опережающей профессиональной подготовки.
Программы и модули образовательных программ будут разрабатываться с использованием лучших мировых и отечественных практик подготовки кадров, лучших отраслевых практик, новых и перспективных профессиональных технологий, в том числе стандартов "Ворлдскиллс".
Программы и их отдельные модули будут разработаны с использованием принципа "конструктора компетенций". Программа опережающей профессиональной подготовки может состоять из всех или части элементов (модулей) компетенции, а также включать элементы (модули) из разных компетенций.
Каждому модулю любой из компетенций соответствуют определенные требования к материально-техническому оснащению и к компетентности педагога, мастера, эксперта или наставника, которые могут проводить обучение по данному модулю. При разработке программ используются также базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров.
Принципом реализации программ опережающей профессиональной подготовки является ускоренное обучение с длительностью программ не более шести месяцев.
9. Обеспечение доступности для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов для реализации образовательных программ по приоритетным для региона компетенциям.
При распределении заказа на реализацию программ ЦОПП будет учитывать возможности профессиональных образовательных организаций, степень их оснащения необходимым оборудованием. Будут использоваться все формы дистанционного и электронного обучения.
10. Обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Все виды программ опережающей профессиональной подготовки будут ориентированы как на массовые формы подготовки, так и на реализацию индивидуальных образовательных траекторий. При построении программ опережающей профессиональной подготовки будут учитываться интересы заказчиков, использоваться вариативно-модульный принцип. Используется следующий механизм с возможностью построения "индивидуальной траектории обучения": организация-заказчик формулирует требования к набору компетенций, которыми должен овладеть слушатель программы, ЦОПП формирует программу, согласовывает ее с организацией-заказчиком, организует обучение на основе договорных отношений с организацией-заказчиком; по окончании обучения представитель организации-заказчика принимает участие в проведении итоговой аттестации. ЦОПП предлагает гражданину несколько вариантов образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов и с учетом стандартов "Ворлдскиллс", гражданин выбирает один из вариантов образовательной программы, обучение по которой оформляется договорными отношениями.
11. Реализация комплекса мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучение их первой профессии на современном оборудовании.
ЦООП организует профессиональную ориентацию по основным направлениям:
1) сопровождение мероприятий в рамках реализуемых федеральных и региональных проектов;
2) организация доступности профессиональных проб;
3) реализация программ по освоению приоритетных для региона компетенций;
4) организация обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций;
5) создание и внедрение образовательных программ и необходимых условий для обеспечения возможности изучать предметную область "Технология" и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум";
6) реализация на территории Республики Коми федерального проекта "Билет в будущее" и проектов и мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию;
7) привлечение представителей научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций;
8) содействие разработке и использованию современных методик, используемых при ранней профессиональной ориентации, видов мероприятий и образовательных программ, технологий профессиональной ориентации и методик тестирования (анкетирования), в том числе с использованием дистанционной формы, для проведения ранней профессиональной ориентации;
9) участие в формировании экспертного сообщества из числа наставников эффективных практик профессиональной ориентации.
12. Создание условий для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс".
ЦОПП возьмет на себя координирующую и обеспечивающую функции при проведении демонстрационного экзамена, прежде всего в части создания сетевого механизма проведения экзамена на основе единых площадок.
13. Содействие в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений и иных работ по заказам предприятий реального сектора экономики.
ЦОПП будет организовывать взаимодействие заинтересованных сторон для разработки, производства и коммерциализации высокотехнологичных решений и иных работ по заказам предприятий реального сектора экономики Республики Коми.
14. Формирование и обеспечение функционирования сети опережающей профессиональной подготовки в Республике Коми.
ЦОПП организует и развивает сетевые и дистанционные формы реализации разработанных образовательных программ с учетом имеющихся или привлекаемых образовательных ресурсов.
15. Разработка рекомендаций и дорожных карт по развитию системы профессионального образования с учетом внедрения инструментов цифровой экономики и увеличением скорости технологических изменений.
Планируется участие ЦОПП в разработке рекомендаций и дорожных карт по развитию системы профессионального образования в Республике Коми с учетом внедрения инструментов цифровой экономики и увеличением скорости технологических изменений.
16. Организация работы по содействию трудоустройству граждан Республики Коми.
Планируется организация взаимодействия ЦОПП с центрами содействия трудоустройства выпускников, созданных при профессиональных образовательных организациях, центрами занятости населения Республики Коми в целях содействия трудоустройству граждан, прошедших обучение на базе ЦОПП.
17. Создание единой цифровой среды системы СПО.
База данных образовательных программ включает в себя разработанные и реализуемые основные и дополнительные профессиональные программы и/или аннотации к программам по компетенциям, основанные на лучших мировых стандартах и практиках, в том числе стандартах "Ворлдскиллс", в том числе онлайн-курсы, размещаемые на портале "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций; методические рекомендации по профессиональному развитию, реализованные в рамках проекта "Билет в будущее", соответствующие лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс".
В целях информационного обеспечения деятельности создается и функционирует информационный ресурс (цифровая платформа) Центра в информационно-коммуникационной сети "Интернет". Информация данного ресурса транслируется и репостится на платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования, оценки компетенций, иные информационные и аналитические платформы.
Правила и процедуры подключения цифровой платформы ЦОПП к другим цифровым платформам и обмен данными регулируются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.