Письмо Минфина России от 24 июля 2020 г. N 27-04-13/64814
В связи с обращением о положениях Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 468-ФЗ) информируем, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению положений упомянутого Федерального закона. Вместе с тем считаем возможным изложить мнение Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка по поставленному в обращении вопросу.
Статьей 1 Федерального закона N 468-ФЗ, вступившего в силу 26 июня т.г., определено, что данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, технологические и экономические основы в области производства, оборота и потребления продукции виноградарства и винодельческой продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона N 468-ФЗ продукция виноградарства включает в себя ягоды виноградных растений и посадочный материал виноградных растений (пункт 55), к винодельческой продукции отнесены вино, крепленое вино, игристое вино, виноградное сусло, виноградосодержащие напитки, винный, виноградный и коньячный дистилляты и спирты и произведенные из них спиртные напитки (пункт 24). При этом содержащиеся в статье 3 Федерального закона N 468-ФЗ определения упомянутых видов винодельческой продукции (за исключением газированных виноградосодержащих напитков, винных, виноградных и коньячных дистиллятов и спиртов и произведенных из них спиртных напитков) указывают на то, что исходным сырьем для их производства являются ягоды винограда.
Соответственно производство алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, Федеральный закон N 468-ФЗ не регулирует, вместе с тем устанавливая, что использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний на этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании таких алкогольных напитков не допускается (пункт 2 статьи 26). При этом согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона N 468-ФЗ алкогольная продукция, использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний в наименовании которой применяется с нарушением положений данного Федерального закона, является фальсифицированной.
Иные требования к маркировке и розничной продаже, содержащиеся в статье 26 Федерального закона N 468-ФЗ, установлены к винодельческой продукции и виноградосодержащим алкогольным налиткам, к которым фруктовое вино не относится, и, соответственно, к фруктовому вину не применимы.
Также следует отметить, что технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), устанавливая в Приложении 1 виды компонентов, наименования которых могут заменяться наименованиями видов пищевой продукции, предусматривает возможность использования наименования "вино" только в отношении такого вида компонента, как "виноградное вино".
Согласно техническому регламенту Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (вступает в силу 9 января 2021 г.), который устанавливает требования к алкогольной продукции и относящий к ней, в том числе "вино фруктовое", под которым понимается винодельческая продукция с объемной долей этилового спирта от 6 до 22 процентов, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов либо сусла фруктового с повышением натуральной объемной доли спирта этилового в сусле фруктовом, подвергшемся частичному брожению, а также в вине молодом, находящемся в состоянии брожения, до 5 процентов (до 8 процентов - для вина фруктового из заготовленного на территории Республики Беларусь фруктового сырья, произведенного на территории Республики Беларусь) посредством добавления сахаросодержащих продуктов либо из вина фруктового столового наливом (виноматериалов) или сусла фруктового сброженно-спиртованного (фруктового сброженно-спиртованного сока) с повышением натуральной объемной доли этилового спирта до 5 процентов посредством добавления сусла фруктового спиртованного (спиртованного фруктового сока), сахаросодержащих продуктов с добавлением дистиллята фруктового или ректификованного этилового спирта.
Согласно пункту 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента ЕАЭС (технических регламентов ЕАЭС), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте ЕАЭС (технических регламентах ЕАЭС) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 468-ФЗ в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом правила в области виноградарства и виноделия, применяются правила международного договора.
Таким образом, с 9 января 2021 года к фруктовому вину будут применяться требования, установленные техническим регламентом ЕАЭС "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018), вне зависимости от того, будет ли приведен в соответствие с ним Федеральный закон N 468-ФЗ.
Директор Департамента |
Н.А. Золкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 9 января 2021 г. к фруктовому вину будут применяться требования, установленные ТР ЕАЭС 047/2018 "О безопасности алкогольной продукции", вне зависимости от того, будет ли приведен в соответствие с ним Закон о виноградарстве и виноделии.
Письмо Минфина России от 24 июля 2020 г. N 27-04-13/64814
Текст письма опубликован не был