В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.10.2013 N 526 "Об уполномоченном органе местного самоуправления городского округа - города Ростова-на-Дону на осуществление контроля в сфере закупок" управление экономического контроля Администрации города Ростова-на-Дону (далее - Управление) наделено полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Главной целью Управления является снижение нарушений, допускаемых заказчиками города Ростова-на-Дону при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд. При этом используется комплекс мер, направленных на снижение таких нарушений.
Так, Управлением проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиками города требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В 2019 году Управлением проверена 131 конкурентная процедура, выявлено 542 нарушения, за аналогичный период 2018 года проверено 82 конкурентные процедуры, выявлено 378 нарушений.
Таким образом, количество выявленных нарушений, приходящихся на одну процедуру, в 2019 году, по сравнению с 2018 году снизилось более чем на 10%.
В текущем периоде 2020 года проверено 58 конкурентных процедур, выявлено 233 нарушения. Среди них:
- нарушения при формировании документации о закупке. Доля таких нарушений составляет 57,95% от общего числа нарушений. Наибольшее число нарушений данного вида приходится на МКУ "Городской центр управления численностью безнадзорных животных";
- нарушения при ведении реестра контрактов - 36,09% от общего числа нарушений. Наибольшее число нарушений данного вида приходится на Администрацию Железнодорожного района города Ростова-на-Дону;
- нарушения при подготовке извещений о закупках. - 3,6% от общего числа выявленных нарушений. При этом наибольшее число нарушений данного вида приходится на МБУ "Спортивная школа N 12 г. Ростова-на-Дону" и МКУ "Городской центр управления численностью безнадзорных животных";
- нарушения сроков оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - 1,98% от общего числа нарушений. Наибольшее число нарушений данного вида приходится на МКУ "Городской центр управления численностью безнадзорных животных".
С целью снижения нарушений Управление ежеквартально актуализирует и размещает на сайте Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону перечни типовых нарушений, выявляемых при осуществлении контрольных мероприятий, акты плановых и внеплановых проверок, примерные формы документаций для проведения конкурентных процедур для информирования всех заинтересованных лиц.
Одной из мер, направленных на снижение нарушений является привлечение к административной ответственности лиц, виновных в допущении таких нарушений. В 2019 году по материалам проверок Управления к административной ответственности привлечено 17 должностных лиц заказчиков города. Вынесено 50 постановлений о наложении административных штрафов (на 78% больше чем в 2018 году) на сумму 336 тыс. рублей (на 84% больше чем в 2018 году).
В качестве дополнительной меры по снижению нарушений в 2020 году Управлением проводятся плановые проверки, которые осуществляются выборочно в отношении одной закупки из каждого способа закупки, направленные на профилактику нарушений в сфере закупок (далее - экспресс проверки). Таким образом Управление увеличивает охват заказчиков при осуществлении проверок, что позволяет выявить типовые для конкретного заказчика нарушения по каждому способу закупки и исключить повторное их допущение.
На постоянной основе осуществляется предварительный контроль документации, который направлен на повышение качества подготовки документации о закупке, предупреждение нарушений до официального размещения закупок, а также на повышение уровня профессионализма специалистов, ответственных за подготовку документации.
По результатам предварительного контроля в 2019 году Управлением вынесено 431 замечание по 263 документациям о закупках, которые были устранены заказчиками до официального размещения закупок.
За аналогичный период 2018 года по 231 документации о закупках вынесено и устранено до размещения закупок 919 замечаний.
Таким образом, количество замечаний, приходящихся на одну документацию, на этапе предварительного контроля снизилось более чем в 2 раза, что говорит о росте качества подготовки закупочной документации, а также повышении профессионализма заказчиков города при подготовке документации о закупке.
Кроме того, уменьшилось количество поданных в антимонопольный орган и признанных обоснованными жалоб. В 2019 году количество поданных жалоб снизилось на 40%, а количество признанных обоснованными - на 30%.
За прошедший период 2020 года Управлением вынесено 316 замечаний по 71 документации, а количество признанных обоснованными жалоб снизилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Наибольшее количество замечаний при проведении предварительного контроля приходится на документации, подготовленные МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону", - 38,92% от общего количества замечаний.
Для предупреждения и минимизации нарушений, выявляемых контрольными органами в сфере закупок Управление для заказчиков города систематически проводит обучающие семинары, в том числе семинары с привлечением экспертов в сфере закупок и представителей различных электронных площадок, организует участие заказчиков города в видеоконференциях и семинарах, проводимых министерством экономического развития Ростовской области.
В 2019 году Управлением проведено 4 обучающих семинара.
В текущем году проведено 2 обучающих семинара:
- "Новеллы и проблемные вопросы применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок" с участием представителей Акционерного общества "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";
- "Осуществление закупок в условиях режима повышенной готовности".
Организована систематическая работа по мониторингу законодательства о контрактной системе в сфере закупок, оказанию методической помощи заказчикам, направлению им информационно-методологических и инструктивных писем (в 2018 году - 16 писем, в 2019 году - 19 писем, за истекший период 2020 года - 31 письмо) по различным вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, консультированию по вопросам в сфере закупок. В 2019 году по сравнению с 2018 годом количество таких консультаций выросло на 9% и составило 480. За истекший период 2020 года Управлением проведено 310 консультаций.
Управлением совместно с управлением по вопросам муниципальной службы и кадров Администрации города осуществляется взаимодействие с заказчиками, направленное на организацию прохождения специалистами, занятыми в сфере закупок, повышения квалификации в сфере закупок.
Вместе с тем существует ряд негативных факторов, снижающих эффективность принимаемых мер по минимизации нарушений в сфере закупок: дефицит квалифицированных специалистов в сфере закупок, частая смена кадрового состава контрактных служб и контрактных управляющих; отсутствие четкого разграничения должностных обязанностей между работниками контрактных служб заказчиков по ведению плана-графика закупок и реестра контрактов; отсутствие порядка взаимодействия контрактной службы или контрактного управляющего с иными подразделениями.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 39 и 41 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума решила:
1. Информацию о мерах, принимаемых управлением экономического контроля Администрации города Ростова-на-Дону по снижению нарушений при осуществлении закупок заказчиками города Ростова-на-Дону принять к сведению.
2. Управлению экономического контроля Администрации города Ростова-на-Дону:
1) продолжить работу, направленную на предупреждение и профилактику нарушений в сфере закупок;
2) осуществлять методологическое обеспечение заказчиков города Ростова-на-Дону, направленное на повышение профессионализма заказчиков и минимизацию допускаемых ими ошибок при осуществлении закупок;
3) осуществлять взаимодействие с заказчиками города Ростова-на-Дону для организации прохождения специалистами, занятыми в сфере закупок, повышения квалификации в сфере закупок;
4) усилить контроль в отношении заказчиков за соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Главным распорядителям бюджетных средств и подведомственным им учреждениям:
1) осуществлять повышение квалификации в сфере закупок специалистов, ответственных за осуществление закупок;
2) обеспечить применение средств самоконтроля на этапах подготовки документации и извещения о закупке, а также при проведении контрольных мероприятий в отношении подведомственных учреждений.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (И.В. Климов).
Председатель городской Думы - |
З.В. Неярохина |
18 августа 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 18 августа 2020 г. N 912 "О мерах, принимаемых управлением экономического контроля Администрации города Ростова-на-Дону по снижению нарушений при осуществлении закупок заказчиками города Ростова-на-Дону"
Вступает в силу с 26 августа 2020 г.
Текст решения опубликован в информационном бюллетене "Ростов официальный" от 26 августа 2020 г. N 35