Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Домрачева И.Г.,
при секретаре Хафизовой К.А.,
с участием:
представителя административного ответчика - Городской Думы города Новый Уренгой и заинтересованного лица - Администрации муниципального образования город Новый Уренгой Буржинской Н.Г.;
прокурора Давыдовой Л.А.;
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барабаша Л.П. о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой, утвержденные Решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31 мая 2007 года N 215, установил:
решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31 мая 2007 г. N 215 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой (в редакции Решения Городской Думы г. Н. Уренгой от 27.09.2018 N 186 (опубликовано в газете "Правда Севера" Известия местного самоуправления от 02.10.2018 N 75 (1241) с учётом изменений от 20.06. 2019 N 256 186 (опубликовано в газете "Правда Севера" Известия местного самоуправления от 25.06.2019 N 47 (1314) (далее также - Правила).
В административном исковом заявлении Барабаш Л.П. просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу названные выше Правила в части установления в границах нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, и в границах земельных участков под нежилым зданием двух территориальных зон.
Указанное нежилое здание, расположенное в границах земельных участков двух территориальных зон принадлежит Барабашу Л.П. на праве собственности. Основанием предъявления административного искового заявления послужил отказ на его обращение от 22.05.2019, оформленный письмом заместителя главы администрации, главного архитектора муниципального образования г. Н. Уренгой от 24.06.2019 N 658-рз в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов, занятого зданием, по основаниям, указанным в пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Административный истец считает, что территориальное зонирование земельного участка в соответствии с Решением Городской Думы от 31.05.2007 N 215 противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) и пункту 2 статьи 85 ЗК РФ, поскольку не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне. Сформировать земельный участок под принадлежащим административному истцу нежилым зданием без нарушения вышеуказанных требований невозможно, в связи с чем требуется изменение территориального зонирования.
Административным ответчиком - Городской Думой муниципального образования город Новый Уренгой и, выступающим на его стороне заинтересованным лицом - Администрацией муниципального образования город Новый Уренгой, представлены возражения на административное исковое заявление с приведением в них доводов о необоснованности заявленного Барабашем Л.П. требования и отсутствия оснований для признания оспоренного нормативного правового акта противоречащим закону.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Буржинская Н.Г. в суде доводы возражений поддержала.
Прокурор Давыдова Л.А. полагала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Заслушав участников, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу о необоснованности административного искового заявления, в связи со следующими установленными обстоятельствами и нормами закона.
Административный истец Барабаш Л.П. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 1192,8 м.кв., год завершения строительства - 1985, государственная регистрация права - 16.04.2019, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом заместителя главы администрации, главного архитектора муниципального образования г. Н. Уренгой от 24.06.2019 N 658-рз Барабашу Л.П. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов, занятого зданием, расположенным по указанному выше адресу, по основаниям, указанным в пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 7 статьи 11.9 ЗК РФ (не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон).
Распоряжением Главы города Н. Уренгой от 01.11. 2019 N 1729-р отклонено предложение Барабаша Л.П. о внесении изменений в Правила по вопросу включения в территориальную зону земли иного назначения, в соответствии с местными условиями объекта недвижимости - нежилое здание в связи с противоречием Генеральному плану муниципального образования г. Н. Уренгой, утверждённому решением Городской Думы муниципального образования город Н. Уренгой от 24.09. 2009 N 393.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31 мая 2007 г. N 215 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой (в редакции Решения Городской Думы г. Н. Уренгой от 27.09. 2018 N 186 (опубликовано в газете "Правда Севера" Известия местного самоуправления от 02.10.2018 N 75 (1241) с учётом изменений от 20.06.2019 N 256 186 (опубликовано в газете "Правда Севера" Известия местного самоуправления от 25.06.2019 N 47 (1314) (далее - Правила).
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Новый Уренгой, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 24.09.2009 N 393 (далее - Генеральный план) возможность размещения здания с кадастровым номером N, расположенным по адресу: <адрес>. За не предполагалась.
Оспаривая нормативный правовой акт, административный истец считает, что нахождение земельного участка одновременно в двух территориальных зонах противоречит нормам действующего законодательства и ограничивает его право на предоставление земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Оспоренный Барабашем Л.П. нормативный правовой акт в части и Генеральный план приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования, что под сомнение не ставится.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 33 ГрК РФ.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
Как видно из материалов дела, функциональная зона, в которой располагается принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества, является рекреационной (в условных обозначениях - зона природных территорий, выкопировки из Генерального плана, приложение 4).
В указанную зону могут включаться территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом.
Согласно пункту 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
В соответствии с Правилами земельный участок, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества, находится в двух зонах планировочного микрорайона 07:05 района Коротчаево (Выкопировки из Правил, приложение 5):
зона иного назначения в соответствии с местными условиями, где основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются земли запаса; охраны природных территорий; коммунального обслуживания; гидротехнических сооружений; специального пользования водными объектами;
территории общего пользования. Территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, так как территории общего пользования предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.
Земельный участок, начиная с 2007 г., в соответствии с Правилами всегда находился в двух территориальных зонах, а в соответствии с Генеральным планом всегда находился в рекреационной зоне. Правила и Генеральный план не предусматривали на размещение на нём объектов капительного строительства. Земельный участок не образовывался, на кадастровом учете не состоит, в собственность или в пользование ранее кому-либо не предоставлялся.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 ЗК РФ).
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При отсутствии указанных в части 8 статьи 213 КАС РФ обстоятельств, суд пришёл к выводу, что размещение принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества на земельном участке в двух территориальных зонах не указывает на несоответствие отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой, утверждённых решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31 мая 2007 г. N 215, нормам Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Барабаша Л.П. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через суд Ямало-Ненецкого АО.
Председательствующий |
Домрачев И.Г. |
Мотивированная часть решения изготовлена 23 июля 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2020 г. N 3а-152/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой, утв. решением Городской Думы МО город Новый Уренгой от 31.05.2007 N 215"
Текст решения опубликован не был