Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 17 августа 2020 г. N 1024-П
Обстоятельства и причины авиационных происшествий с единичными экземплярами сверхлегких воздушных судов самолетами "Стриж" RA-0700A и Р-20 "Птенец-2П" RA-0350A
04.05.2018 на единичном экземпляре сверхлегкого воздушного судна (далее - ЕЭ СВС) самолете "Стриж" RА-0700А в районе посадочной площадки Бабино (Дзержинский район, Нижегородская область) выполнялся полет с целью проверки работоспособности узлов и агрегатов после длительной стоянки самолета.
Полет выполнялся без разрешения органа ОВД на использование воздушного пространства (посадочная площадка Бабино находится в воздушном пространстве класса "С" в границах аэродрома Нижний Новгород). Метеоинформацию перед полетом пилот не запрашивал, решение на выполнение полета принимал по фактической погоде. На борту самолета кроме пилота находился один пассажир.
После взлета с площадки Бабино пилот выполнил полет по кругу на высоте 100 м с последующим выходом на акваторию реки Ока и продолжил полет вдоль русла реки на высоте около 30 м. В процессе выполнения полета над рекой пилот отвлекся от управления самолетом, вследствие чего упустил контроль за направлением и высотой полета, что привело к опасному сближению с деревьями, растущими на берегу. В процессе резкого выполнения маневра по отвороту самолета вправо произошло касание воды правой консолью крыла самолета, что привело к столкновению самолета с водной поверхностью. После столкновения пилот и пассажир самостоятельно покинули воздушное судно и были эвакуированы на лодке местными рыбаками. Самолет в результате столкновения с водной поверхностью получил значительные механические повреждения.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (аварии) с ЕЭ СВС самолетом "Стриж" RA-0700A (далее - комиссия по расследованию) установлено, что:
пилот не имел свидетельства пилота гражданской авиации;
обучение на эксплуатацию сверхлегкого воздушного судна пилот проходил самостоятельно, имея свидетельство авиационного специалиста государственной авиации, выданное в 2013 году на основании решения квалификационной комиссии департамента авиации ДОСААФ. За последний год полеты выполнял нерегулярно, имел незначительный налет, что свидетельствует о его недостаточной натренированности в выполнении полетов;
эксплуатация ЕЭ СВС проводилась с нарушением требований воздушного законодательства Российской Федерации: сертификат летной годности воздушного судна отсутствовал, записи о выполнении обслуживания в формуляре самолета не велись, наработка самолета и двигателя не учитывались.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятной причиной авиационного происшествия с ЕЭ СВС самолетом "Стриж" RA-0700A явилось неправильное восприятие пилотом высоты при энергичном маневрировании на предельно малой высоте над неконтрастной, безориентирной водной поверхностью в условиях умеренной турбулентности, что привело к неконтролируемому снижению и касанию воды правой консолью крыла с последующим падением ВС в воду.
К вероятным факторам, способствовавшим авиационному происшествию, следует отнести:
- недостаточную натренированность КВС в выполнении полетов;
- наличие длительных перерывов в полетах на СВС".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с ЕЭ СВС самолета "Стриж" RA-0700A приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
27.03.2019 на ЕЭ СВС самолете Р-20 "Птенец-2П" RA-0350A выполнялся полет по маршруту: устье реки Чепца - поселок Харачево (Вологодский район, Вологодской области).
Полет выполнялся в составе группы из двух однотипных самолетов в воздушном пространстве класса "С" и "G", но заявка на использование воздушного пространства в Вологодский центр ОВД ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" не поступала. За метеоконсультацией на ближайшую метеостанцию Вологда пилоты также не обращались.
Прогноз погоды в формате GAMET по району полетной информации Вологда 1-3 с 06.00 до 12.00 (UTC): ветер у земли 250°, 05 м/с; температура воздуха 0°С; видимость 3000 м, местами 1000 м; ливневой снег, дымка, облачность значительная с нижней границей 150 м, скрытая кучево-дождевая с нижней границей 300 м, местами облачность значительная с нижней границей 90 м; QNH района 1007 гПа.
Полет проходил на истинной высоте около 50 м. Через 1 ч полета, на удалении, примерно, 20 км до озера Кубенское, произошло ухудшение метеоусловий, но пилоты, в нарушение требований пункта 3.33.4 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128), приняли решение продолжить полет по маршруту до поселка Харачево.
В дальнейшем, во время полета над озером Кубенское, пилоты попали в зону ливневых осадков в виде снега с ограничением видимости до 300 м. Наиболее вероятно, произошла потеря пилотом пространственной ориентировки при выполнении маневра для выполнения вынужденной посадки в снежных ливневых осадках. Через 1 ч 30 мин полета, в результате полной выработки топлива и остановки двигателя в полете, ЕЭ СВС самолет Р-20 "Птенец-2П" RA-0350A столкнулся с ледяной поверхностью озера.
В результате авиационного происшествия пилот при транспортировке в медицинское учреждение скончался, самолет получил значительные механические повреждения.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (катастрофы) с ЕЭ СВС самолетом Р-20 "Птенец-2П" RA-0350A (далее - комиссия по расследованию) установлено, что:
пилот не имел свидетельства пилота гражданской авиации;
сертификат летной годности на ЕЭ СВС самолет Р-20 "Птенец-2П" RA-0350A не выдавался;
оперативное техническое обслуживание самолета выполнялось лицом, не имеющим свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов с установленной квалификационной отметкой.
Комиссии по расследованию не представилось возможным получить информацию по техническому состоянию ЕЭ СВС, установить данные о фактическом количестве топлива, заправленного перед полетом, в связи с отсутствием (непредставлением) бортового журнала Р-20 "Птенец-2П" RA-0350A.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, авиационное происшествие с ЕЭ СВС самолетом Р-20 "Птенец-2П" RA-0350A произошло из-за потери пилотом пространственной ориентировки (контроля за углом крена и высотой полета) в снежных ливневых осадках при подборе площадки для выполнения вынужденной посадки из-за полной выработки топлива и остановки двигателя, что привело к столкновению ВС со льдом озера.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
необоснованное принятие пилотом решения на продолжение полета при несоответствии метеорологических условий по маршруту полета требованиям для выполнения полетов по ПВП (видимость менее 2000 м), приведенным в ФАП-128:
нерасчетная заправка топливом перед полетом по заданному маршруту.".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с ЕЭ СВС самолетом Р-20 "Птенец-2П" RA-0350A приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 17 августа 2020 г. N 1024-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.