Решение Самарского областного суда от 31 июля 2020 г. N 3а-1301/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1301/2020 по административному исковому заявлению М.А.Ю. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, с участием: прокурора Р.О.В., представителя административного истца М.А.Ю. - К.А.В., установил:
М.А.Ю. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня их принятия:
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 г.), утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 (далее - приказ N 1907), в части включения в него под пунктом 19968 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 г.), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608 (далее - приказ N 1608), в части включения в него под пунктом 24189 нежилого помещения с кадастровым номером N.
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 г.), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 г. N 2201 (далее - приказ N 2201), в части включения в него под пунктом 25657 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в названные Перечни включено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 158,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, которое не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового Кодекса РФ, так как назначение и фактическое использование данного нежилого помещения не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Спорное нежилое помещение в период с 2017 года предоставлялось в аренду ООО " <данные изъяты>" и использовалось как основные и вспомогательные помещения для размещения сотрудников указанного Общества. С 25.06.2019 г. нежилое помещение согласно дополнительного соглашения на период ликвидации ООО " <данные изъяты>" выполняет функцию склада для хранения мебели и оборудования. Дата прекращения деятельности ООО " <данные изъяты>" - 06.11.2019 г. с января 2020 года нежилое помещение в аренду не сдается, пустует.
Кроме того, принадлежащее М.А.Ю. нежилое помещение с кадастровым номером N расположено в жилом здании с кадастровым номером N - многоквартирный дом. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под строительство жилого дома со встроенными помещениями, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.12.2018 г.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и в котором находится принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), объектов общественного питания или бытового обслуживания, в силу чего, помещение не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца М.А.Ю. по доверенности К.А.В. заявленные требования поддержал в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно. На административное исковое заявление министерство представило возражения, пояснив, что нежилое помещение соответствует критериям объекта, предусмотренным пп.2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и обоснованно включено в Перечни на 2017, 2019 и 2020 г.г. на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии со ст. ст. 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден аналогичный Перечень на 2019 год и приказом министерства от 07 октября 2019 года N 2201 утвержден аналогичный Перечень на 2020 год, в которые под пунктами 19968, 24189 и 25657 соответственно включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Данные приказы с Перечнями опубликованы:
- приказ министерства N 1907 - в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение);
- приказ министерства N 1608 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16 ноября 2018 г., в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20 ноября 2018 г.,
- приказ министерства N 2201 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. На основании подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: N принадлежит на праве собственности М.А.Ю., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АК N 104560, выданным 14.11.2012 г. УФСГРКиК по Самарской области повторно, взамен свидетельства серии 63-АБ N 913547 от 26.01.2006 г., а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.08.2019 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, данный объект недвижимости имеет назначение и наименование: нежилое помещение, его площадь составляет 158,9 кв. м.
Указанное нежилое помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования - под строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН от 22.05.2019 г. и от 18.12.2018 г.
Из технического паспорта на нежилое помещение усматривается, что общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером N составляет 158,9 кв. м., нежилое помещение состоит из: четырех кабинетов площадью - 17,0 кв. м., 38,9 кв. м., 31,1 кв. м., 26,4 кв. м.; трех санузлов площадью - 4,0 кв. м., 1,5 кв. м., 1,7 кв. м.; двух коридоров площадью - 12,9 кв. м. и 5,7 кв. м., основного помещения площадью - 16,8 кв. м. и тамбура площадью - 2,9 кв. м.
Между тем, термины "кабинеты" не равнозначны терминам "офисы".
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней на 2017, 2019, 2020 гг. не проводилось.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорное нежилое помещение передалось в аренду ООО " <данные изъяты>", о чем представлен договор аренды NД-8/2007 от 01.04.2007 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.11.2019 г. основным видом деятельности ООО " <данные изъяты>" является деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки. Дополнительные виды деятельности - деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области, копирование записанных носителей информации, торговля розничная книгами, музыкальными записями, аудиолентами, компакт-дисками и кассетами, лентами и дисками без записей в специализированных магазинах, деятельность по складированию и хранению.
Из указанной выписки также следует, что 06.11.2019 г. деятельность ООО " <данные изъяты>" прекращена, в связи с ликвидацией ЮЛ.
Из дополнительного соглашения от 25.06.2019 г., заключенного между М.А.Ю. и ООО " <данные изъяты>" следует, что арендатор передал арендодателю мебель и оборудование, находящееся в помещении, общей площадью 158,9 кв. м., по адресу: <адрес>, на хранение. Арендодатель передал арендатору ключ от указанного помещения и опечатал его.
Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов суду не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, на 2019 год и на 2020 год.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у М.А.Ю. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2019, 2020 гг.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части со дня их принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 103, 111, 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск М.А.Ю. - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом 19968 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 24189 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2020 года N 2201, в части включения в него под пунктом 25657 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 августа 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 31 июля 2020 г. N 3а-1301/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании